Новости: Видео. Карикатуры против нацистов
новости СТВ в твиттере новости СТВ в инстаграмм

Вы здесь

Видео. Карикатуры против нацистов

08.05.2010 - 17:32
Карикатуристы не просто смеялись над великим рейхом – это была злая сатира, военная. Советские люди смеялись, гитлеровцы злились, а личный враг фюрера Борис Ефимов продолжал метко стрелять прямо в цель…

В августе 1939 года отношение СССР к Германии изменяется буквально в считанные дни. В Риге, в обстановке строгой секретности, министры иностранных дел двух империй – Молотов и Риббентроп – подписали пакт о ненападении. На дипломатическом уровне Кремль начинает выказывать жесты вежливости Рейхстагу, а лексика печатных СМИ принимает совершенно другую окраску. Слово «фашист» исчезает с газетных полос.

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

И вот уже нацистские генералы в смешных «крокодильских» карикатурах изображаются не врагами, а друзьями и сознательные советские дети распевают шутливые стишки: спасибо Яшке Риббентропу за то, что прорубил окно в Европу.
В это же время в немецких типографиях под личным контролем главного идеолога Третьего рейха Йозефа Геббельса большими партиями печатаются листовки. Их содержание должно было быть сохранено в тайне до времени икс.

К июню 1941 года у границ СССР собирается многомиллионная армия Вермахта, а в стране нерушимой нет и намека на опасность. Еще не прогремели первые залпы, а Советский Союз уже начал проигрывать Германии в войне... информационной.

Июнь 1941 года. Рейтинг Адольфа Гитлера в Германии на самой высокой отметке. Его подогревают удачные завоевательные походы в Западную Европу: разгром Франции и сдача позиций английских войск. Но маниакальная мечта фашистского вождя – захват Советского Союза. Истинные цели пока держатся в тайне. В немецких типографиях под грифом секретности печатаются листовки.

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

– В немецких типографиях были отпечатаны листовки для немецких солдат. Они находясь на границе не знали, против кого они будут воевать, – отмечает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Белорусского государственного университета Галина БОЛСУН.

Эффект неожиданности – первый и самый мощный использованный прием немецкой пропаганды.

Май 1941 год. Из дневника Геббельса: «Мы усердно распускаем по всему свету слухи… В отношении России нам удалось организовать великолепную дезинформацию. Из-за сплошных «уток» за границей уже больше не знают, что ложно, а что верно. Так оно и должно быть».

14 июня 41 года. Из сообщения ТАСС: «…… слухи о предстоящей войне с Германией являются ложными и не отвечают дружественному характеру советско-германских отношений».

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

– Отрицательный момент, ошибка советской пропаганды – это настроения ура и шапкозакидательства, которые касались оценки красной армии. Это признавалась на самом высоком уровне. На имя Жданова подготовили записки – в нашей пропаганде. Советскому обывателю всегда внушалось – что от тайги до британских морей – красная армия всех сильней, - рассказывает кандидат исторических наук Галина БОЛСУН. – 22 июня 41 года в момент начала нацистской агрессии большинству населения не было понятно, почему города бомбит дружественная армия. Не было понятно, почему отступает красная армия.

– И вдруг 22 июня днем слышим, что немец развязал войну, и вторгся на нашу территорию. Причем, нарушил договор с Россией, грубо нарушил. Вот только читали, радовались тому, что не будет войны. И вдруг война. Это было ужасно неожиданным, – рассказывает секретарь отдела писем редакции газета «Звязда» (1938-1939 гг.), секретарь военного отдела ЦК КПБ, ветеран Великой Отечественной войны Ольга ЛЕГЧИЛОВА.

К концу августа 41-го года на оккупированной территории Белоруссии установлен новый немецкий порядок. Политика Третьего Рейха по отношению к белорусскому народу была четко спланирована и прописана в плане «ОСТ» - «Восток»

Фонд документов отдела пропаганды генерального комиссариата Беларуси. Это лишь маленькая часть бумажной агитмахины, придуманной немецкими пропагандистами. Здесь около 200 дел. А сколько всего хранится архивов в мире – никто не скажет. Ведь Геббельс возглавлял целое министерство пропаганды, которое каждый день отписывало фашистские ЦУ на оккупированные территории.

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

Пропагандистскую пирамиду нацизма возглавил Геббельс. Мастер «черного пиара» и знаток романтической поэзии, своим пропагандистским акциям давал соответствующие названия: «Хрустальная ночь» – акция массовых еврейских погромов, «Красный петух» – кодовое обозначение тотального сжигания синагог. Йозеф Геббельс и Адольф Гитлер – авторы теории разделения на людей высшей расы и «недочеловеков», гимна расовой ненависти. Им принадлежит идея уничтожения мирного населения оккупированных территорий как вредных микробов. Но были у нацистских вождей и особые «метки». Своими личными врагами считал фюрер неуловимого снайпера Зайцева, художника-карикатуриста Бориса Ефимова и знаменитого советского диктора Юрия Левитана.

– У Гитлера было много мистических моментов. Левитан – еврей, рупор советской власти. Голос – символ. А с символами надо бороться. Противостояние свастики – древнего германского символа и противопоставление масонской красной звезде якобы Давида. Еврейский символ. Противостояние на уровне символизма, – рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории мировой и отечественной культуры Белорусского национального технического университета Алексей БЕЛЯЕВ. – Просто мания уничтожить Петербург – хрестоматийное распоряжение. Невзирая ни на что. Колыбель революции, символ где будут объединяться антинемецкие силы. Маниакальное желание 7 ноября захватить Москву и провести парад, чтобы показать: революция не ваша, а наша. Ходили дикие идеи – затопить Москву. Реально сделать это невозможно. Справиться с Москвой любыми способами – это символизм борьбы двух идеологий, духу разных миров и разных пониманий жизни.

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

Населению оккупированных территорий новые власти рассказывали о гуманизме СС, миролюбии Вермахта. Несмотря на то, что «очеловечивание славян» по выражению Геббельса, не входило в планы фашистов, все же заигрывать с местными жителями они пытались. В апреле 1943 года Генеральный комиссар Беларуси Вильгельм Кубе в своем докладе писал: «Перед нами стоит задача воспитать белорусов в политическом отношении так, чтобы можно было использовать их в своих целях… О белорусском народе говорят много плохого. На самом деле он гораздо лучше. Из этого мы должны исходить в своей работе. Конечно, было бы неправильным обходиться с ним, как с нашим братом, но его нужно уважать… Когда белорус поверит в Германию, только тогда мы сможем сделать с этим народом что захотим».

– Они должны видеть только заботу. Про истинную судьбу белорусов открыто не говорилось. В генеральном комиссариате Кубе тоже разрабатывались планы арийского происхождения белорусов как с равными. Белорусы не русские. Там недочеловеки. Белорусы – ближе. Немцы им доверяют и заботятся о возрождении их культуры, - рассказывает кандидат исторических наук Алексей БЕЛЯЕВ.

«Гитлер – освободитель!», «Гитлер строит Новую Европу» – газеты с такими заголовками на территории Беларуси появились уже в июле 1941 года. Писались оккупационные материалы на белорусском, русском и польском языках.

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

– Всего в годы оккупации в Беларуси немецкой администрацией издавалось около 100 газет и эти газеты выходили разным тиражом. Бывали газеты-однодневки и были ежедневные, – рассказывает научный сотрудник научно-исследовательского отдела фондовой работы Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Светлана ФИЛИПОВИЧ.
 
– На страницах газетах-фальсификатах часто использовали метод сравнения – как счастливы немцы в стране и как стонет под ярмом сталинизма советский человек. Два мира – два образа жизни. Детки пухленькие и голодные ободранные вшивые советские мальчишки и девчонки, - рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Белорусского государственного университета Галина БОЛСУН.

Две газеты и две «Правды». Только одна советская, а вторая немецкая. Внешне они ничем не отличаются, даже шрифты идентичны. Только смыслы разные. Немецкий плагиаторы воровать даже советские лозунги. В настоящей правде написано: пролетарии всех стран соединяйтесь. А в лже-правде написано: пролетарии всех стран соединяйтесь в борьбе с большевизмом.

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

Тема угнетения и эксплуатации в СССР, голода и нищеты, террора и убогости быта – занимала главное место в нацистской пропаганде. В военной журналистике в ход шел весь профессиональный арсенал, – чаще однобокий и недостоверный. Вот как например писали о фашистской полиции: гестапо не арестовывало граждан, а «подвергало предварительному заключению», они не травили газами заключенных, а применяли к ним «специальное обращение», не грабили собственность уничтоженных еврейских семей, а «брали под надежную защиту».

– Люди называли газеты «бредилками». Например, газету «Новый путь» называли «Напрасный путь», – рассказывает научный сотрудник научно-исследовательского отдела фондовой работы Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Светлана ФИЛИПОВИЧ.

Советские праздники завоеватели упразднили. Но узаконили новую праздничную дату – 22 июня – день освобождения Беларуси от большевизма. Отмечали с размахом: колонна демонстрантов прошествовала через весь город. Чучела советских вождей во главе со Сталиным и вагон в Сибирь как символ большевистских репрессий сделаны были на совесть.

Визуальность – один из эффективных приемов в пропаганде. Немцы привезли в Минск кусочек новой Европы. На улицах города появились этакие окна в счастливый мир – витрины с обычными фотокарточками, на которых минчанам улыбались немецкие рабочие от сытой и счастливой жизни и зазывали «угнетенных от большевизма» людей в Германию. Тоже за счастьем.

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

– Мы не верили, но картинки хорошие были, красивые, – рассказывает жительница оккупированного Минска, ветеран Великой Отечественной войны Евгения СВИРИДОВА. – Зима, снег и дети. Такие красивые. Гитлера показывали, как он с детьми общается. Все это было. Я не знаю, много ли поддалось этому соблазну? Может единицы.

Те, кто не поддавался соблазну – вывозились силой. На дешевую рабочую силу в Минске проводились облавы. Людей вывозили в Германию за тем самым обещанным счастьем партиями в торговых вагонах. Но на практике весь немецкий рай ограничивался нарами, колючей проволокой и разовой пайкой на день.

– Кушать хочется, а какая там пайка? Брюква, щи с синей капусты, картошина и кусочек хлеба. Это на день. И вот мы собирались смелые, находили лазейку, вылазили, выходили к немцам и просили кусочек хлеба, рассказывает – Екатерина ГАЙДУЧЕНКО.

Еще оккупационные власти организовывали досуг белорусов. Устраивали кинопоказы. Но случайные фильмы на массовые просмотры не попадали. Вот, например, немецкая серия о том, как партизаны дружно сдаются в плен немцам, а те радушно их принимают. Все ленты снимались по схожему сценарию. Немцы, конечно же, – положительные герои, а большевики – злодеи.

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

– Нам было интересно посмотреть. Я пошла с мамой. Ложь. Это что показывают? Они наверное думали, что здесь дураки живут? Я не знаю, - рассказывает жительница оккупированного Минска, ветеран Великой Отечественной войны Евгения СВИРИДОВА.

Партизаны числились в оккупационной прессе только как бандиты и уголовники. Любые преступления списывались на народных мстителей.

Январь 1943 года. Из статьи минской газеты «Руль»: «….. о страшной и беспощадной шайке одноглазого пирата. Банда орудовала в Минске – убивала людей в кожаных пальто. «… за последние два месяца бандой было совершено по крайней мере пятнадцать убийств… неразрешенным оставался вопрос: куда исчезли трупы… участники шайки на допросе подробно нарисовали омерзительную картину… трупы клались на железную кровать и обливались серной кислотой. Под трупами раскладывались костры из каменного угля. Синие языки бегали по трупу, и красный свет костра озарял призрачным светом мрачный подвал, по стенам которого плясали безобразные черные тени участников сожжения».

После шокирующего повествования в конце статьи неожиданно упоминается имя советского вождя, которое запятнано кровавыми поступками минских пиратов. Команда одноглазого пирата оказывается не просто уголовной бандой, а имеет непосредственную связь с партизанами отряда имени Сталина.

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

В конце этой настоящей детективной истории имеется надпись, которую не напечатали в газете: документ предназначен как пропагандистский материал для докладов лекторов за 43-44 года. Видимо писали так, потому что догадывались, что в 45 году эти материалы некому и не зачем будет зачитывать.

Советские пропагандисты отслеживают все немецкие тезисы и на каждый их козырь выгладывают свой джокер. В ответ на лозунг: «Гитлер-освободитель и создатель Новой Европы», появляются листовки: «Фюрер без маски». Если всмотреться в его лицо, то видны истинные мысли и дела нацистского вождя: горящие деревни и города, горы замученных и уничтоженных людей.

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

– Успеху советской пропаганды на купированной территории вообще в годы войны, способствовала активная работа партизан и подпольщиков. Им это стоило жизни, – рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Белорусского государственного университета Галина БОЛСУН. – Сражались силой печатного слова. Когда не было возможности выражать протест, ставили на фашистском плакате – фашистские враки!

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

Расцвет журналистского максимализма наступает в режиме военного времени. Пропаганда поставила в один ряд Фрица и Ганса с убийцами и насильниками. А образ советского воина, напротив, окружен мужеством, находчивостью и партизанской хитростью. В газетной заметке, листовке и лозунге – гротеск и хлесткость, одно предложение – яркая мысль, одна карикатура – точное настроение.
 
Жанр героико-сатирического плаката рождается в первый же день войны. Вечером 22 июня знаменитые Кукрыниксы изображают Гитлера, разрывающегося из пакта Молотова-Риббентропа. Но сюжет этого плаката изначально выглядел иначе. Штык советского солдата протыкал руку фюрера. Но когда вскоре стали известны итоги первого дня – кукрыниксы проткнули штыком голову Гитлера.

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

Карикатуристы не просто смеялись над Великим Рейхом – это была злая сатира, военная. Советские люди смеялись, гитлеровцы злились, а личный враг фюрера Борис Ефимов продолжал метко стрелять прямо в цель. Очередная удача – проводы из Москвы браво марширующего немецкого солдата.

– Они просто поднимали дух боевой на фронте и в партизанских отрядах. Когда человек смеется над врагом, он уже не страшен, – рассказывает старший научный сотрудник Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Галина ПАВЛОВСКАЯ.

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

1944 год Советская сатирическая листовка «Выписывайте и читайте фашистские газеты. Они по карману любому арийцу – им грош цена».

Сатирический листок: «Ночь – дело темное. Уничтожим ночь – союзницу партизан. Таков план фюрера, и план этот успешно, выполняется. Для борьбы с ночью найдено вернейшее средство – ФОНАРИ ПОД ГЛАЗАМИ! Фюрер ставил фонари генералам, генералы – полковникам, полковники – офицерам, офицеры – солдатам, немецкие солдаты – итальянским, итальянские – румынским, румынские – венгерским и т.д. Эти фонари прекрасно светят. Долго не гаснут. И ели к тому же фонарь метко поставить, прямо из глаз сыплются еще искры. СТАВЬТЕ ФОНАРИ ПОД ГЛАЗАМИ!»

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

– Очень действенная листовка о том, как хорошо живется немецкому солдату: «Гитлер думает за него, Геринг ест за него, Лей пьет за него, Геббельс болтает за него, Гиммлер заботится о том, чтобы жены солдата не остались бесплодными, а немецкому солдату хорошо! Он убит и лежит замерзший в снегах России». Эта листовка была составлена немецкими антифашистами, которые жили в Москве, – рассказывает полковник в отставке, ветеран Великой Отечественной войны, участник освобождения Беларуси Валерий БЕРДЯЕВ.

Советские пропагандисты постоянно делали ответные ходы немцам.

1942 год. Оккупационная газета «За Родину»: «Что скрывать, товарищи? Мы в армии так не ели, как здесь, в плену. Смотрите вон на Ивана, на Гришку, Степана – какие они были, когда попали в плен, а какие стали – песни начали распевать»

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

Ответный ход. Советская листовка «В плену у русских»: «Это совсем не похоже на плен. Многие военнопленные дома не жили так спокойно, как в русском лагере... Раннее утро. Военнопленные еще спят, а для них уже готовится свежий, вкусно пахнущий хлеб с хрустящими, хорошо пропеченными корочками».

– 1941-1942 годы – время становления советской пропаганды в условиях войны, поиска наиболее эффективных форм и методов этой борьбы. Но с 43 года – это систематический пиар на Беларуси. Надо отдать должное за мужество подпольщиков и партизан, которые смогли наладить в Беларуси листовок и газет. Не имея информации они брали газеты немецкие и просто их переписывали. Если за распространения газет – была смертная казнь. Они делали под носом у оккупантов. Появлялись в столовых. Это целая страница героической борьбы, не только оружием, но силой печатного слова, –рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Белорусского государственного университета Галина БОЛСУН.

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

В августе 41-го в Минске появляется подпольная коммунистическая газета «Звязда». Это вызвало большой переполох у немцев. Арестовали более 100 человек. Альтернативные вести новой властью не допускались.

– Немцы приходили и говорили – Москва капут. Как нам это было больно слышать. Нам было обидно, что так они говорят, с таким удовольствием, – вспоминает жительница оккупированного Минска, ветеран Великой Отечественной войны Евгения СВИРИДОВА.

Евгения Михайловна – дочь минского подпольщика Свиродова, который под носом у немцев печатал в минской типографии газету «Звязда».

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

– Мы даже ничего не знали, что отец принимал участие в создании газеты «Звязда». Он не принес ни одной газеты домой. Заголовок сделал сам, узнали от тех людей, которые с ним были связаны, – рассказывает Евгения СВИРИДОВА. – Они прозевали. Под боком издали газету. Носил через гетто. У них там тоже была коммунистическое подполье. Люди были преданы своей родине.

Подпольщики организовали, в полном смысле слова, медиасеть. Количество листовок увеличивалось, качество повышалось. Крылатые фразы и поговорки уходили сразу в народ: «волка знают по клыкам, а фашиста по окровавленным рукам», «не говори фашист гоп, пока не перешел леса», «Гитлер хвалится, а немцы валятся». Подпольщики-журналисты давали полезные советы: как подорвать железную дорогу, уничтожить танк и вывезти из строя немецкую корпоративную связь.

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

 – Их тяжело было раздобыть. Связные доставали хитрыми способами, во время киносеансов подкладывали. Партизаны переодевались в немецкую форму и разбрасывали газеты для населения. Подпольщики наклеивали листовки на дома и на тумбы и попадали на столы. На доски объявлений, - рассказывает научный сотрудник научно-исследовательского отдела фондовой работы Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Светлана ФИЛИППОВИЧ.

На фронте настало время перемен. Успехи Красной армии в конце 42 – начале 43 добавили решительности, и даже наглости в тоне диалога соперничающих – советской и немецкой. Заголовки передовиц советских газет: «Сталинград – сверкающее знамя победы», «Победа, которой не знал мир» – стали источником надежды и боевого духа, как для солдат, так и для мирного населения оккупированных территорий. Немцы забеспокоились.

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

6 января 1943 года. Инструкция Йозефа Геббельса «пропаганда с начала войны приняла следующее ошибочное развитие»:
1-й год войны: Мы победили.
2-й год войны: Мы победим.
3-й год войны: Мы должны победить.
4-й год войны: Мы не можем оказаться побежденными.
5-й год войны: Мы все-таки можем победить.
6-й год войны: Если мы не победим, то проиграем»

– Слова нужно подкреплять делами. Когда немцы подходили к Москве, когда подошли к волге. Мы побеждаем и идем вперед. А вы бросайте оружие. После Сталинграда, после катастрофы таких весомых аргументов уже не было. Курская битва – пример обороны, где стояли стойки наши войска и не дали немцам прорвать оборону. Разгром немцев – это тоже аргумент. После боев не было побед, на которые они могли ссылаться. Пропаганда. Война не влияла на умы. В 41 году было иначе. Задумывались бросить винтовку, – Валерий Бердяев, полковник в отставке, ветеран Великой Отечественной войны, участник освобождения Беларуси.

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

Образ Советского Союза как абсолютного зла претерпевал в нацистской печати заметные изменения. Вместо понятия бандит появляется – «партизан», а между строк немецкой прессы уже можно прочитать о том, что Германия признает совершенство советской пропаганды. Это подтверждает дневник главного немецкого пропагандиста: он восхищается Сталиным и Лениным, уважает большевизм, как достойного противника. В апреле 1944 года он, как будто предчувствуя крах режима, предложил Гитлеру примириться со Сталиным. Но, как известно, на заключение мира с «величайшим полководцем всех времен и народов» фюрер не пошел. Да и вряд ли тогда это было возможно.

– Позиция пропаганды начали давить на патриотику. Пропаганда убеждала, что мы сражаемся за дом, – рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Белорусского государственного университета Галина БОЛСУН.

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый
 
– Оболванивание немецкого народа и солдата гитлеровской пропагандой было глубоким. После войны в 45 году я был в Берлине. По стране ездил. Многие говорили – Гитлер, дурак, зачем он нападал на Советский Союз. Лучше бы было так как было – одна Европа и все. Европу не собирались отдавать. Надо было дружить с Советским Союзом. Он дурак все испортил, - рассказал полковник в отставке, ветеран Великой Отечественной войны, участник освобождения Беларуси Валерий БЕРДЯЕВ.
 
Как бы ни была изобретательна немецкая пропаганда, большинство белорусов изначально восприняли оккупационные власти как захватчиков и недоброжелателей. Нацистские идеологи допускали одну ошибку за другой. Потому как ни одно слово в газетах и листовках не подтверждалось в действительности – люди видели своими глазами все попытки построить в Беларуси «Новую Европу».

«Война. Известная и неизвестная». Фильм пятый

– Фашизм? Что это такое? Это когда идешь по улице Минск и Минск пестрит объявлениями – аухтунг, расстрел, воды не брать, здесь не ходить. Это и есть фашист и немецкая пропаганда. Они своим звериным обликом к народам к вешению, к расстрелу они без всякой пропаганды показали кто они и зачем они пришли. В структуре советской власти были уничтожены. Насаждали свое превосходство, что они люди другой, голубой крови. Они другой расы. Они высочайшая раса – всегда подчеркивали. Это их была пропаганда, - рассказывает подпольщица, переводчица в Минской канцелярии железных дорог (1941-1944 гг.), ветеран Великой Отечественной войны Софья ХОРУЖЕВА. И продолжает: – Не нужны было пропаганды. Не надо говорить, когда этот путь лежал в руинах и трупах. Уничтоженные деревни. Какая пропаганда могла еще быть? Фашизм – это зверство.

История не видела более жесткой битвы идей, как во время Второй мировой войны. Это был отнюдь не дипломатический диалог двух политических систем, которые сошлись на поле «брани». Большевизм против нацизма. Это был разговор оружием, и словом. Но белорусский народ свято верил только одному слову – Победа.

 

Автор:
Александра Кулакова

Режиссер:
Кирилл Данько

Операторы:
Павел Романеня
Сергей Курков
Руслан Гринкевич

Режиссеры монтажа:
Макс Алексеенко
Ольга Алексеенко

Графика:
Макс Алексеенко
Алексей Анацкий

Водители:
Александр Кашмель
Анатолий Саевский
Андрей Дешук
Юрий Букино

Администратор:
Алёна Яхимович

Продюсер:
Наталья Вильтовская

Директор съемочной группы:
Геннадий Солдатов

Руководитель проекта:
Людмила Ковалёва


В фильме использованы архивные материалы Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов (г. Дзержинск).

Выражаем благодарность за помощь в создании фильма:
Белорусскому государственному музею Великой Отечественной Войны;
Национальному архиву Республики Беларусь и лично Болсун Галине Александровне.

Загрузка...
X