Деревня Именин, бывшая Таракань (Брестская область): здесь был центр униатства, здесь глава базилиан Лев Кишка получил землю от короля Августа II в вечное пользования

Деревня Именин находится в Дрогичинском районе Брестской области бывшего Великого княжества Литовского, а сегодня в Республике Беларусь. Она более 100 лет назад называлась Тараканью.

Почему деревня раньше называлась Тараканью, поведали местные жители. Раньше здесь были одни болота. Однажды через эти болота ехала княжна Тараканова. Она ехала через Гать, кони испугались и кинулись в багульник, и княжна Тараканова чуть не утонула. Она начала молиться Богу, чтобы Он помог ей спастись. Бог протянул ей руку — кони вынесли княжну на твердое место. Она решила, что на этом месте надо поставить церковь и монастырь. С того времени это место и зовется Тараканью.

Первое упоминание о Таракани связано именно с женщиной. В 1517 жена волынского каштеляна Агата Песочинская объезжала все свои литовские владения. (Раньше Литвой называли Беларусь.) Объезжая деревню Таракань и другие деревни, она заметила, что в этих деревнях нет хвалы Божьей, что люди Богу не молятся, а молятся еще Перуну и Дажбогу, что здесь язычники живут. Тогда она решает Таракань и другие деревни подарить митрополиту Киевскому, чтобы он в Таракани построил церковь Святой троицы и основал монастырь для монахов.

Церковь и монастырь не начали сразу строить потому, что в скором времени Агата Песочинская умерла. И митрополит Киевский Солтан не стал спешить и строить церковь, а передал Таракань своему епископу Паисию. А через несколько лет умер и митрополит Солтан. Эта земля становится частной собственностью епископа Паисия.

В 1596 году недалеко, в Берестье, была заключена уния между православными и католиками. Наша православная шляхта хотела сдержать влияние московской церкви на Беларусь, поэтому заключили унию и начали подчиняться Папе Римскому, сохранив при этом все православные обряды. В униатских храмах богослужения начали вести на всем понятном, родном, белорусском языке. Естественно, что униатов все поддержали. Благодаря унии, благодаря униатам, в Беларуси началось развитие национальной культуры, науки и религиозной мысли.

В умных книгах говорится о том, что именно униаты обратили внимание на то, что земля Таракани, выделенная Агатой Песочинской для прославления Бога, используется не по назначению. И они по завещанию Агаты Песочинской построили здесь церковь и униатский монастырь. Сюда пришли монахи-базилиане — единственный униатский монашеский орден. Именно в Тараканьском монастыре, начиная с 1656 года, и проходили все главные униатские собрания.

Эта небольшая деревня когда-то была центром униатства. При монастыре построил себе резиденцию сам униатский митрополит Киевский и всея Руси Киприан Жаховский. А, когда он умер, Таракань стала резиденцией руководителя всего ордена базилиан.

Историческая справка. Базилиане — монахи униатского ордена Святого Базиля Великого. Возник после подписания Берестейской унии 1596 года из православных монахов. Постепенно орден становился влиятельным. Согласно привилею 1635 года короля strong>Владислава IV, епископом греко-католической церкви могли избираться только монахи-базилиане. Согласно Статуту 1658 года протоархимандритский орден избирался на генеральном капитуле на четыре года и подчинялся Киевскому митрополиту.

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

И на Таракань, на этот монастырь глаз положили и православные. Начались споры за эту землю. Поставил точку на всем генерал, руководитель ордена базилиан Лев Кишка. Он построил здесь новую каменную церковь, перестроил весь монашеский корпус и отправил Августу II письмо с просьбой выдать ему такую бумагу, чтобы никто не мог ему предъявить претензии. И король Август II прислал ему такое письмо: «Мы, Август II, Божьей милостью король Польши, утверждаем, что монастырю и церкви в известных Тараканях дается этот документ навечно. И с этого времени никакие другие документы, даже королевские, тому монастырю препятствовать не могут».

С того времени в этом монастыре начался, можно сказать, «золотой век». Начались строиться разные хозяйственные здания, начали проходить разные униатские собрания, а в 1780 году униатский епископ Дашкевич строит новую униатскую Богоявленскую церковь. После раздела Речи Посполитой, когда Беларусь вошла в состав Российской империи, униатство было запрещено. На униатов стали оказывать сильное давление. В Тараканьском монастыре среди болот собралось все руководство униатов из Польши, Литвы, Украины, чтобы решить судьбу униатов на территории Российской империи. Здесь и прошло их последнее униатское собрание. Сегодня от известного Тараканьского монастыря ничего не осталось, только какое-то хозяйственное строение.

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Восстановление Тараканьского монастыря, восстановление униатства началось только в двадцатых годах прошлого века, когда эта территория принадлежала Польше. Поляки начали способствовать тому, чтобы восстановить униатство. В монастыре была открыта аграрно-земледельческая школа. Но главным местом снова стала Богоявленская униатская церковь, которая была передана униатам. В этой церкви службу вел известный униатский священник Данат Новицкий.

Историческая справка. Данат Новицкий. Униатский священник. В 1916 году учился в католической семинарии в Санкт-Петерурге. В ноябре 1923 года арестован во время советских гонений католической церкви. Позже уезжает в Польшу. На территории Западной Беларуси Данат Новицкий присоединился к восстановлению униатской церкви. В истории возрождение униатства получило название «неоуния». Слыл одним из выдающихся белорусских униатских священников того времени.

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Слава о Данате Новицком распространялась такая, что в 1938 году Таракань посетил апостольский нунций, посол Ватикана. Совсем мало деревень могу гордиться, что на них обратили внимание в апостольской столице. А в Таракань приехал нунций, чтобы познакомиться с деятельностью священника Даната Новицкого.

На колхозном дворе на территории старого монастыря во многих местах обваливается земля, открываются подземные ходы. Местные жители рассказывают, что по некоторым лазам они ходили, и один из них, самый большой, идет под речку, где когда-то стояли дома, в которых жили ксендзы, а второй — в противоположную сторону, на болота к лесу.

Фото. Именин (Таракань)

В 1939 году, когда сюда вошли большевики, то для них здесь святого ничего не было. Они начали рушить все, что видели. А во время Второй Мировой войны на территорию монастыря пришли партизаны, они подожгли монастырь, и этот деревянный монастырь сгорел. А церковь униатская стояла. В 60-х годах эти воинствующие атеисты заложили в церковь динамит и взорвали ее. А из кирпичей храма начали на территории монастыря строить коровники, свинарни, конюшни, хлева. Единственное, что осталось от Тараканьской Богоявленской церкви, — это камень.

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Когда в 1939 году сюда вошли большевики, то сразу кинулись в храм и начали рубить топорами древний деревянный алтарь, выносить на улицу униатские образы и класть их в костер. Они сжигали образы, книги. Но кое-что местным жителям удалось спасти и спрятать. Позже они находились в часовне на кладбище. Когда была построена эта церковь, униатские святыни были перенесены в новый храм.

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

В деревне на местном кладбище сохранилась часовенка. Раньше такие часовни ставились на всех кладбищах. В этой часовню, когда человек умирал, душа уже отправлялась в другой мир, ему читали последнюю молитву на дорогу в вечность.

Фото. Именин (Таракань)

В советское время храмы было запрещено строить. Когда прошло это страшное время атеистической вакханалии, то люди начали думать о том, чтобы вновь поставить храм. Они начали собирать деньги на строительство церкви. Когда деньги собрали, то начали выбирать место. Все хотели поставить храм там, где он стоял когда-то, но там уже был колхозный двор. Тогда местные жители решили поставить храм на окраине деревни. В 2004 году построили Святобогоявленский храм, православную церковь.

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Фото. Именин (Таракань)

Почему Таракань сегодня называется Именин? Где-то в 19 веке начали объединять соседние деревни. Это были не деревеньки, а несколько улиц. Каждаю улица имела свое название. Была улица Таракань, другие улицы, улица Именин. И когда объединяли, то решили звать не Таракань, а Именин. А в честь чьих именин назвали деревню? Может быть, княжны Таракановой, а может, Агаты Песочинской или кого-то из генералов-базилиан. Об этом история молчит. На этом она ставит знак вопроса.

Новости по теме
‡агрузка...