Деревня Кищина Слобода (Минская область): здесь жила Анна Тюндевицкая (Тышкевич), написавшая книгу «Литовская хозяйка»

Деревня Кищина Слобода (Минская область): здесь жила Анна Тюндевицкая (Тышкевич), написавшая книгу «Литовская хозяйка»

Деревня Кищина Слобода находится в Борисовской районе Минской области бывшего Великого княжества Литовского, а сегодня в Республике Беларусь.

Эта деревня появилась не раньше 15 века. Как раз тогда в Литву (сегодняшнюю Беларусь) приехал из польской деревни бедный польский шляхтич Юрка Струмила. Он устроился к Великому князю Витовту постельничим — человеком, который отвечал за белье, за пуховые подушки, одеяло. Юрий Струмила свое дело знал. Поэтому получал много денег, а еще князь ему подарил два имения в Белостокской области — для постельничего и его отца. Затем братья Струмилы Матька с Петром тоже приехали сюда, женились и остались. От Матвея Струмилы пошел род Тихоновских, поскольку он жил в имении Тихоновец. А от Петра Струмилы — его почему-то прозвали Кишкой — пошел известный род Кишек.

Представители этого славного рода Кишек долгое время занимали высокие посты в Великом княжестве Литовском. И эта деревня стала собственностью Кишек. Раньше эта деревня называлась Нача от названия реки. А когда деревня принадлежала Кишкам, видимо, кто-то из путешественников спросил у местных жителей, чья это слобода, а им отвечали: «Кищина слобода». С тех пор так эта деревня и зовется.

Кишки занимали посты от поветового судьи и до великого гетмана ВКЛ, также были и воеводы: полоцкий, витебский, новогрудский, мстиславский. Кишки породнились с родом Радзивиллов. Эти два рода весь 17 век полностью управляли Великим княжеством Литовским. Возможно, и в Кищиной Слободе принимались государственные решения.

Кишки, как и Радзивиллы, долгое время были протестантами, арианами. Они поддерживали своих единоверцев на всей территории княжества. Особенно старался Ян Кишка — сын витебского воеводы Станислава Кишки и Анны Радзивилл. Ян Кишка учился в Вильне, в Неаполе, в Швейцарии. Когда он вернулся, то получил должность великого подчашего — человека, который подносил напитки Великому князю. Он основал арианскую академию в Ивье, чтобы повышать образовательный уровень протестантов.

Историческая справка. Арианство, или антитринитаризм. Радикальное направление в кальвинизме. Религиозное учение, которое отрицает существование Святой Троицы. Основателем арианского движения считается итальянский теолог и философ Фауст Социн. В Великом княжестве Литовском сторонники арианства звали себя литовскими или польскими братьями, в зависимости от подданства. Имели органы самоуправления, созывали общий синод. К арианам относились такие выдающиеся белорусские писатели и ученые, как Симон Будный и Василь Тяпинский. Одним из главных арианских учреждений была Ивьевская академия, основанная в 1585 году Яном Кишкой. В академии получали знания дети шляхты и местных жителей, которые относились к разным вероисповеданиям. В первой половине 17 века арианское собрание Речи Посполитой перерастает в явление общеевропейской значимости. Центром арианства становится Раков, однако после Брестской унии 1596 года между католиками и православными на ариан усиливается давление, которое вынуждает их принять католичество. А в 1658 году был принят указ об изгнании ариан из Речи Посполитой.

Когда на ариан, на протестантов началось давление, то род Кишек пришел в немилость, и на высокие должности их уже никто не приглашал. Позже этот род разорился, появились долги, а, чтобы выплатить их, Кишки должны были продавать их имения. Тогда они и продали эту Кищину Слободу. А приобрел Кищину Слободу в 1782 году шляхтич Павел Тюндевицкий. Он был из имения Тюндя, который находится под Вильней. Тюндевицкие правили здесь до прихода большевиков.

Род Тюндевицких был не так известен, как род Кишек или Радзивиллов. Сын Павла Илья женился на Анне Тышкевич. А Тышкевичи — магнатский древний род. Старший сын Ильи и Анны Мельхиор дослужился до полковника российской армии, а младший сын Юзеф женился на Анне Прушинской. Прушинские также были из богатого рода. И у них были такие имения около Минска, как Лошица, Королищевичи. Но молодые Анна и Юзеф выбирают для проживания деревню Кищина Слобода.

Анна Прушинская любила все делать по хозяйству сама, несмотря на полный дом прислуги. Она делала разные соленья, варенья, завела специальную тетрадь, куда записывала все, что слышала на кухне и что рассказывали кухарки. Также она расспрашивала людей о старые местные рецепты. Чтобы все это сохранить для потомков и заработать немного денег, она в 1848 году свой дневник издает под названием «Литовская хозяйка».

Историческая справка. «Литовская хозяйка». Книга Анны Тюндевицкой. Посвящена ведению хозяйства и кулинарии. Полное название звучит так: «Литовская хозяйка, или Наука о содержании в хорошем состоянии дома и обеспечении его всеми приправами и запасами, кухонными, и аптечными, и хозяйственными, а также выращивании и содержании скота, птицы и других животных способом, наиболее апробированным и проверенным опытом, к тому же самым дешевым и простым». В книге собран хозяйственный и кулинарный опыт жителей Минщины того времени в виде 108 кулинарных и аптечных рецептов. Впервые издана в 1848 году на польском языке. Книга повторно издавалась в 1851, 1856, 1858, 1861 и в 1873 на польском и русском языках. Согласно желанию автора все издания выдавались анонимно. После смерти Анны Прушинский монопольное право на издание выкупила у ее семьи виленская книгоиздательская фирма Юзефа Завадского. На белорусском языке «Литовская хозяйка» была опубликована издательством «Полымя» в 1993 году. Перевод был подготовлен на основании издания 1858 года.

Книга Анны Тюндевицкой «Литовская хозяйка» сразу стала популярной. Весь тираж был моментально раскуплен. В этой книге было все: и про маринады, и про соленья, и про разные наливки, и про многое другое. Когда читаешь эту книгу, понимаешь, сколько всего мы потеряли в советское время. И книга «Литовская хозяйка» вышла на сто лет раньше, чем та, которая вышла при Сталине, «О здоровой и полезной пище» Микояна.

Жили Тюндевицкие в этой деревне, в доме, который стоит здесь и по сей день. В подвалах этого дома Анна Тюндевицкая, видимо, и хранила свои заготовки. И, возможно, здесь она писала свою книгу.

Через два года после выхода книги Анна умерла. Она еще готовила книгу «Хозяйский чтоугодник», которая была издана после ее смерти в 1854 году. Похоронили Анну недалеко от ее дома — около часовенки Святой Анны. Здесь же похоронили ее мужа, многие из славного рода Тюндевицких были здесь похоронены. Сохранилось несколько надмогильных плит.

Шляхтичи Тюндевицкие были патриотами своей Отчизны. Михаил Тюндевицкий был соратником Кастуся Калиновского, молодой прапорщик, окончивший Петербургский кадетский корпус. Он увлекся идеями восстания. Приехав в Беларусь, он начал агитировать селян, чтобы они присоединились к восстанию. Он раздавал газету «Мужыцкая праўда», объяснял им, о чем там пишет Кастусь Калиновский. Но за эту деятельность его арестовали царские каратели. Он сидел в Минской тюрьме (сегодня «Володарка»). 21 мая 1863 года на сегодняшней площади Независимости при целой толпе двадцатилетнего парня расстреляли.

При Тюндевицких посреди деревни была построена деревянная церковь, которая простояла до восьмидесятых годов прошлого столетия, но затем сгорела. В советское время никто не собирался ее отстраивать, а на ее месте решили поставить дом культуры. Когда под этот дом культуры рыли котлован, то выкопали множество гробов. Здесь было древнее кладбище. Все гробы вывозили на самосвале на свалку. Но дом культуры так и не достроили.

Раньше в деревне было старое католическое кладбище. Когда прокладывали водопровод, то жители постоянно натыкались на человеческие кости. И на месте кладбища в 1811 году часовня Святой Анны. Ей уже 200 лет, и сейчас в ней находится обычная ветеринарная аптека, а в деревне нет ни одного храма.

Фото. Ариантсво (антитринитаризм)

Фото. Деревня Кищина Слобода. Дом Тюндевицких

Фото. Деревня Кищина Слобода

Фото. Деревня Кищина Слобода. Дом культуры

Фото. Деревня Кищина Слобода. Часовня Святой Анны (ветлечебница)