Деревня Любань, Вилейский район — ради красивого вида из окон усадьбы пан переселил целую деревню

Деревня Любань, Вилейский район, Минская область, Республика Беларусь. Местные жители свою деревню называют не Любань, а ЛюбАнь, а сами себя зовут не «любанцы», а «любоновские». Деревня сама раньше звалась вовсе и не Любань, а Юховичи — потому что стояла как раз на краю большой Юховичской пущи.

Впервые Юховичи в летописях упоминаются в 1536 году. В это время здесь жили около сотни человек, семнадцать дымов — семнадцать хозяйств. Деревня эта принадлежала казне, то бишь, Великому князю. А жители за это платили налоги. Ну какие налоги — курица, гусь, вязанку грибов, мёд отдавали. А ещё по очереди отрабатывали гвалты: ходили сено косить, зерно убирать. Жили такой крестьянской жизнью — работали на пана, но и себе хватало. И крестьяне ведь когда-то на князей не жаловались, те с уважением к ним относились. А те, кто работал хорошо, получали и больше земли.

Говорят, в 1780-х годах здесь на перекрёстке стояла корчма. Вот такая, куда в холодную зиму мог зайти путник и попросить корчмарку, чтобы та налила ему крамбамбули с перцем, чтобы пробрало с мороза. Или с мёдом. Ещё туда заходили и те, кто шёл с городской ярмарки, коль там не догуляли.

А после второго раздела Речи Посполитой эта деревня вошла в состав Российской империи. И Екатерина II стала раздавать эти земли уже своим генералам. Эта деревенька в вечное пользование отошла генералу Бергману. Бергман, говорят, никогда и не интересовался этой деревней, не приезжал сюда, сразу отдал её в аренду. А после того, как он умер в 1803 году, дети его через пару лет Юховичи и продали — шляхтичу Ивану Викторовичу Любанскому.

Иван Любанский был родом из древнего шляхетского рода герба «Гримала», из Польши — из города Любань, оттуда и фамилия. И был он человек весьма целеустремлённый: уже в двадцать лет был штатским военным комиссаром. А позже, в Минске, был судьёй Палаты повета по выбору депутатов. А позже стал старшиной Минской криминальной палаты. По лестнице служебной шёл, не обращая внимания ни на кого и ни на что. Попадёт ему кто под ноги — наступит и не заметит.

Получив Юховичи, Любанский стал скупать и окрестные земли. Когда не продавали по-хорошему, говорят, шёл на обман. А когда и обманом не получалось — брал силой. И ни полиция, ни кто другой не обращали на это внимания. Люди жаловались и в суд повета в Вилейке, но и там на это глаза закрывали. После оказалось, что судья Вилейского повета приходился Любанскому двоюродным братом. В общем, всю эту территорию подмял тот под себя.

А в самих Юховичах Любанский решил строить себе резиденцию — на окраине Юховичской пущи, не берегу реки Ужик. Однако, теперь ему уже и сама деревенька не нравилась — пейзаж портила. И в 1807 году заставил он селян выселиться отсюда. Те были вынуждены вместе со всем скарбом из своих домов выехать в урочище Козютки. И название Юховичи с собой забрали — та деревня и сегодня есть в Молодечненском районе. А усадьбу свою Иван Любанский уже называет Любань.

Женат Любанский был на Станиславе Прушинской — у тех была усадьба Лошица под Минском. Родились у них два сына — Зенон и Иван. Зенон стал маршалаком Вилейского повета (предводителем Вилейского уезда), Иван Иванович тоже был на государственной службе. После смерти отца Иван и стал хозяином усадьбы Любань. В то время здесь насчитывалось 200 хозяйств, территория вместе с садом занимала 10 гектаров. Тут, говорят, был чудесный парк — с прудами и мостиками. Что-то из этого сохранилось и сегодня. И до недавнего времени в этом парке росли ещё экзотические деревья: липы Мольтке, кедровые сосны, туи, остролистые клёны. Но недавно ураганы повыворачивали с корнями часть деревьев, и от парка осталось уже немногое.

Деревня Любань, Вилейский район, Минская область

Деревня Любань, Вилейский район, Минская область

Деревня Любань, Вилейский район, Минская область

И в этом парке у Любанских стоял красивый дворец. Но однажды он сгорел, и никто не знает, почему. Погоревали Любанские да перебрались на другое место — вглубь парка, ближе к водоёму. Там как раз стояла конюшня, которую они и перестроили под дом — положили паркет, поставили окна и двери дубовые, достроили второй этаж. А спуск к водоёму был оформлен партером. Вокруг были клумбы с цветами.

А хозяйство у Любанских было хорошее : тут у них была и пивоварня, и конюшня, и ледник. А ещё оранжерея. И кое-что из этих зданий ещё сохранилось до наших времён: дом управляющего, частично пивоварня и дом, где жила вся прислуга панов Любанских.

Деревня Любань, Вилейский район, Минская область

Деревня Любань, Вилейский район, Минская область

Деревня Любань, Вилейский район, Минская область

Деревня Любань, Вилейский район, Минская область

Деревня Любань, Вилейский район, Минская область

Не минула эти места и борьба наших предков за независимость в XIX веке. В 1830 году, во время шляхетского восстания, здесь жил племянник Ивана Любанского — Виктор Любанский, который стал одним из его руководителей. В апреле он со своими людьми отступал из Вилейки и зашёл в свою усадьбу. Когда подошли каратели, прямо здесь им и дали бой.

А во время восстания Костуся Калиновского в 1863 году Любань снова оказалась в центре событий. В июне этими лесами шёл отряд Густава Чеховича, который шёл на соединение с вилейскими отрядами Козелла-Поклевского. Русский же князь Хованский пытался не допустить слияния отрядов, бросив на Чеховича казаков. В определённый момент повстанцы уже стали одерживать верх, но с дургой стороны подоспел русский резерв. Людей Чеховича оттеснили в неудобное для него место, в ложбину, где повстанцы и были разбиты. Это место рядом с Любанью до сих пор зовут Битым Логом.

Любань всегда была панским поместьем. После революции Любань оказалась на территории Западной Беларуси, правил ей польский пан. И только после Второй Мировой здесь стала расти деревушка, которая своё название получила от усадьбы Любань.

Раньше, говорят, тут никаких храмов не было — ни униатских, ни католических, ни православных. Но некоторые утверждают, что рядом с домом Любанских стояла часовня, но о ней никаких сведений не сохранилось. Храм в Любани построили совсем недавно, на окраине панского парка. Освятили в честь Всех Святых Беларуси.

Деревня Любань, Вилейский район, Минская область

Деревня Любань, Вилейский район, Минская область

На окраине Любани, перед кладбищем стоит каменный крест. Кто его вытесал, никто сейчас точно рассказать не может, но говорят, относится он к IX веку. А это значит, что уже тогда здесь жили люди и уже тогда они были христианами.

Деревня Любань, Вилейский район, Минская область

Деревня Любань, Вилейский район, Минская область

В любанской школе есть интересная картинная галерея: когда-то совхоз Любанский был одним из передовых колхозов БССР — руководил им Герой Соцтруда, а работали в совхозе целых восемь орденоносцев Ленина. В Любань из Москвы был прислан Народный художник СССР Лысов, который жил здесь и рисовал этих людей. И больше нигде вы Беларуси вы не найдёте такой художественной галереи, посвящённой простым сельским людям.

Деревня Любань, Вилейский район, Минская область

Деревня Любань, Вилейский район, Минская область

Деревня Любань, Вилейский район, Минская область

Деревня Любань, Вилейский район, Минская область

Название Любань не единственное в Беларуси. Есть ещё и городок Любань — районный центр. Есть Любань и под Санкт-Петербургом, и в Польше.



Развить мелкую моторику и улучшить почерк. Зачем учить детей играть на ложках



О секретах, которые хранит белорусская ложка, один из них – громкий и мелодичный, рассказываем в программе «Центральный регион».

Применение деревянной ложке этот коллектив нашёл довольно быстро. С кухни столовый прибор перекочевал в репетиционный зал.

Как музыкальный инструмент, ложки впервые стали использовать скоморохи. Деревянный стук был ритмичным аккомпанементом к частушкам. Сегодня ложки для игры в арсенале должен иметь любой ансамбль народных песен. Однако извлекать тёплый и мелодичный звук не так просто.

Василий Попруга, участник музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
Надо три пальца взять на нижнюю ложку. Второй палец между двумя ложками и сверху вот так. Чтобы было небольшое расстояние, чтобы был стук. Мы уже занимаемся полтора года на ложках. Я решил играть на ложках, потому что это древний белорусский инструмент игры. И надо научиться, это же родное. Сразу было очень много мозолей и неудобно. Но потом со временем всё стало получаться. Надо чувствовать ритм. Потому что если между музыкой, тогда ничего не получается.

Молодой коллектив совершенно органично влился в творческую жизнь района. В руках юных музыкантов каждая пара деревянных ложек получает новую жизнь.

С черпачком в виде сердца и те, которыми ели бурлаки. Уникальный музей деревянных ложек есть в Березино

Михаил Попруга, руководитель музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
У нас занимаются 7 детей разного возраста. Самый младший ходит в первый класс. А так 3-6-ые классы здесь. Узнали, что я играю на ложках, поэтому мне предложили, поскольку я играю аккомпаниатором клуба. И мне предложили с детками заниматься. Это не накладно, я радуюсь, и мне это приятно. Получается даже для меня стимул, что у меня получается, и я даже с детьми работаю. Есть рабочий кабинет, где мы проводим репетиции. Такая идея создалась, потому что в центре тут у нас самая большая ложка в Республике Беларусь, может быть, на всем постсоветском пространстве. Решили сделать школьный ансамбль детский – «Ложкарики».

Анастасия Довидович, участница музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
Я, вообще, раньше не знала, просто ко мне пришёл папа и сказал, что позвали заниматься на ложках. И просто записались. Первые мозоли появлялись – сильно держали и били сильно.

Анастасия Мазаник, участница музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
Сначала не получалось – у нас ложки падали с рук. Но потом всё получилось.

Детский коллектив ложкарей можно назвать редкостью. Игре практически не обучают в музыкальных школах. А здесь для громких занятий, как говорится, все условия. К тому же, обучать маленьких детей игре на ложках советуют медики. Это развивает чувство ритма и мелкую моторику, позволяет снизить чрезмерную активность и даже улучшить почерк.

Василий Попруга:
Этим занимались наши предки, и это наше родное, белорусское. Допустим, когда я был маленьким, мастер Осипов вырезал ложки, и я понял уже, что это наше – белорусское – деревянные ложки. И потом, когда начался набор на игру на ложках, я сразу же согласился. Потому что это интересно и очень познавательно. И вот сейчас мне кажется, что самая лёгкая композиция – это «Купалінка» і «Мітусь», а самая тяжелая – это «Черноглазая коза». Первое движение, которое я выучил, было из композиции «Купалінка».

В репертуаре ансамбля уже около 10 песен. Однако упорно работают здесь не столько над количеством композиций, как над качеством игры. Специфика народной музыки – групповое звучание. Поэтому разучить каждый фрагмент должны без спешки все вместе. 

Михаил Попруга:
Репертуар мы стараемся – белорусские народные танцы«Мітусь», «Купалінку». У нас собрались и быстрые танцы. Мы уже получили диплом. Когда у нас в Березино проходил праздник ложки, уже на третьей репетиции мы абзац играли. Приходят родители на мероприятия – радуются, снимают.

Ольга Довидович:
Ходили первоначально сюда на рисование – рядом с домом. И предложили нам заниматься ложками – согласились. Слышала, что играют на ложках. Но за очень короткий период времени учитель научил их многому. Они умеют много композиций играть. И хорошо играют! Были и синяки, и мозоли, было всё. Но всё прошло. Если ребёнок желает, зачем запрещать заниматься тем, что ему нравится.

В планах «Березинских ложкариков» – покорить большую сцену. Равнение ансамбль взял на известные несвижский и аношковский коллективы.

Василий Попруга:
Мне очень понравились несвижские ложкари, потому что у них очень много элементов, и они все очень сложные. И ещё есть подтанцовка всякая. Очень много всяких композиций, декораций, и всё это, конечно, очень красиво.

А пока день за днём, шаг за шагом белорусская ложка вновь становится привычной и любимой. Дополняет интерьер, помогает с макияжем, сохраняет экологию. И главное – объединяет взрослых и детей, белорусов и зарубежных соседей. Ведь резная ложка — язык всемирный, на нем говорит история, его не нужно переводить.

Самую большую в мире деревянную ложку сделали в Березино – 23 метра!