Деревня Мясота, Молодечненский район – родина Томаша Зана, организатора первых революционных студенческих кружков

Деревня Мясота, Молодечненский район, Минская область. Ученые утверждают, что название этой деревни имеет балтские корни. Но что означает слово «мясота»? Здесь ученые ничего сказать не могут, но утверждают, что название это единственное и неповторимое.

Благодаря тем книгам и бумагам, которые не сгорели во время многочисленных войн, проходивших на нашей территории, деревня Мясота знаменита с 16 века. В 1575 году Мясота вместе с окрестными землями принадлежала витебскому воеводе Стефану Андреевичу Збаражскому. Збаражским Мясота принадлежала то ли до конца 17, то ли до начала 18 века. Кому далее перешла деревня, неизвестно, но это и не важно, так как прибыли от нее все равно в то время не поступало. Тогда, в начале 18 века, шла Северная война. А война - это война: все горит, все сносится. Тогда, во время Северной войны, на нашей белорусской земле вели боевые действия русские войска Петра I и шведские войска Карла XII.

Фото. Деревня Мясота, Молодечненский район – родина Томаша Зана, организатора первых революционных студенческих

Наша знать поделилась поровну: половина за Петра, половина за Карла. А что касается крестьян, то они не выражали ни симпатии, ни антипатии ни к кому, потому что во время войны у жителей этой деревни собирали продукты на нужды армии и те, и другие. А жить же на как-то надо. Крестьяне следовали народной мудрости: моя хата с краю, ничего не знаю. Но и это не помогало. В эту “хату с краю” заходили русские и изводили крестьян за то, что те не оказывали сопротивления шведскому войску, заходили шведы и изводили за то, что не оказывали сопротивления русскому войску. Тогда и родилась на земле белорусской такая пословица: «Стуль шведы, стуль маскалі. Як пазбавіцца такой бяды? "

Во время Северной войны деревню Мясота сожгли. Правда неизвестно кто, то ли Петр І, то ли Карл XII. Мясота была разрушена до основания. Здесь осталась всего одна семья. После войны деревня отстроилась. Вместе, всем селом, отстроили и сожженную церковь.

К сожалению та церковь не сохранилась до наших дней, но в Мясоте есть небольшая церквушка, которая стоит на деревенском кладбище. Раньше это была часовня. Построили ее во второй половине 19 века без единого гвоздика. В советское время приехали сюда атеисты и захотели уничтожить эту церковь. Начали ее разбирать. А местные в это время все были на сенокосе. Работают они и видят, что какие-то чужие люди с их часовенки кресты срывают. Прибежали они с сенокоса сюда и давай биться с чужеземцеми. И отвоевали у атеистов-большевиков свою церквушку.

Осталась часовня целая. Но старая она уже была и клонилась немного набок. Поэтому недавно местные жители осадили ее кирпичом. А те иконы, которые в советское время вынесли из часовни, чтобы их не сожгли, теперь вернули на свои места в храм. Часовня уже как церковь действует: приезжает сюда батюшка и проводит богослужения. А освящена эта часовня-церковь в честь Дмитрия Солунского.


Фото. Деревня Мясота, Молодечненский район – родина Томаша Зана, организатора первых революционных студенческих


18 столетие было, наверное, самым трудным для нашей белорусской земли. Северная война, затем войны с Российской Империей, а далее первый раздел Речи Посполитой, второй раздел, восстание Тадеуша Костюшко, под знамена которого встала почти вся Беларусь. Сколько погибло во время восстания лучших сынов и дочерей Беларуси и скольким во время восстания пришлось выехать, отправиться в эмиграцию. Но Бог не забывал про эту землю и посылал сюда новых людей, которые бы несли тяжелый крест белорусской земли.

После восстания ехала этим путем, через Мясоту, Екатерина (Катажина) - жена Кароля Зана, повстанца из Радошкович. Ехала она в свое имение, который они приобрели. И здесь, где-то около Мясоты, выяснилось, что потеряла она купчую на имение. Решила она в Мясоте остаться, пока все прояснится, так как была беременна. И вот 21 декабря 1796 года здесь, в Мясоте, у нее родилось дитя, которое воссияло звездой ясной на небосклоне белорусской истории. Здесь родился герой своего времени Томаш Зан.

Историческая справка.  Томаш Зан - общественный деятель, участник освободительного движения, исследователь природы, литератор. Окончил физико-математический факультет Виленского университета. Один из организаторов и руководителей виленских тайных обществ студенческой молодежи: филоматов и филаретов. В 1823 арестован и сослан в Оренбург, где исследовал природу Урала. Создал минералогический музей, который действует в Оренбурге и по сей день. С 1841 года получил разрешение жить на родине. Автор основанных на поэтическом фольклоре белорусских произведений на польском языке. Ни одно из его произведений не сохранилось, хотя изучением творчества Томаша Зана у нас по-настоящему никто еще не занимался.

Фото. Деревня Мясота, Молодечненский район – родина Томаша Зана, организатора первых революционных студенческих


Томаш Зан - поэт-романтик. Он считается основателем и руководителем первых в Беларуси и Литве революционных кружков. Целью своей жизни он ставил подготовку молодежи к решающей битве за освобождение Беларуси от чужеземного притеснения. Томаш Зан был человеком необыкновенной силы воли и душевной чистоты. Его уважали все: как ученики, так и учителя. И вот в Вильнюсе он прославился как выдающийся организатор революционных кружков.

Когда полиция напала на след филаретов и филоматов, то Томаш Зан был первым в списке подозреваемых. Когда его схватили и бросили в тюрьму, то этот молодой юноша вел себя как настоящий мужчина. Он не стал писать из тюрьмы письма о помиловании царю. Он сделал, как делали древние римляне: «Если вам нужна жертва, возьмите меня». И Томаш Зан, выгораживая своих друзей, всю вину взял на себя.
Позже Адам Мицкевич, рисуя образ своего друга Томаша Зана в «Дзядах», вложил в его уста такие слова: «Я вамі кіраваў, каб збыць няволі путы, і абавязак мой за вас прыняць пакуты».

Томаш Зан получил самое суровое наказание - тюремное заключение в крепости на Урале и пожизненную ссылку на Урал. Но эта ссылка его не сломала и он начал заниматься изучением недр. Там, на Урале, Томаш Зан нашел нефть, медную руду, залежи золота. И за все это русский царь разрешил Зану вернуться на родину. Через 17 лет блуждания по мукам Томаш Зан возвращается сюда, в Молодечненский район.

Фото. Деревня Мясота, Молодечненский район – родина Томаша Зана, организатора первых революционных студенческих

Говорят, родился Томаш Зан в Мясоте в доме Огинских, так как Огинским в то время принадлежала Мясота. В доме Огинских и остановилась тогда Екатерина Зан. Позже Огинские продали Мясоту шляхтичам Тышинским. И с Тышинскими Заны очень дружили. Родной брат Томаша Зана Степан Зан готовил Александра Тышинскага к поступлению в Молодечненское шляхетское училище, которое он закончил и поступил в Виленский университет. И вот, окончив Виленский университет со степенью кандидата права, Александр Тышинский снова возвращается к родителям в родную Мясоту. Он вернулся и начал заниматься творческой делом: стал изучать иностранные языки, начал вести здесь археологические раскопки, а еще - писать психологический роман, который назвал «Американка в Польше». Роман он отвез в Петербург, где тот вышел в двух томах. Тышинские вообще очень любили книги, у них была огромная библиотека. Шляхтичи Тышинские были очень гостеприимными людьми, поэтому к ним приезжало множество гостей. Здесь часто бывал князь Друцко-Любецкий, генерал Вовжецкий, писатели Адам Плуг, Владислав Сырокомля, художник Алешкевич, который, кстати, написал огромное полотно под названием «Семья Тышинских».

Приезжая сюда, они выходили на берег реки Уша и отдыхали здесь.
Вот здесь, где в реку Ушу впадает речушка Писаревка, стоял дом Тышинских, где Александр Тышинский жил, работал, творил, где собиралась творческая интеллигенция и где родиля Томаш Зан. И вот в этом доме провалилась как-то крыша, которую можно было просто отремонтировать. Но был дан приказ снести этот дом, имевший для Беларуси большую историческую ценность.

Фото. Деревня Мясота, Молодечненский район – родина Томаша Зана, организатора первых революционных студенческих

В парке Тышинских построили новую школу. И здесь, в школе, местные учителя собрали огромный музей. Здесь находилось много вещей из дома Тышынских: книги, фотографии, портреты. Очень богатый был музей. И вот когда школу закрыли из-за малого количества учеников, этот музей стал бесхозным. Его пытались куда-то передать, но никто не брал на себя ответственность. Местные жители рассказали, что много экспонатов было сожжено здесь прямо на улице, а некоторые вещи местные жители разобрали по своим домам. Интересно, что на этой школе прикрепили вывеску, что здание - историко-культурная ценность, бывшая усадьба Тышинских. Но эта  вывеска должна была быть прикреплена на доме Тышинских, который стоял когда-то рядом.

Александр Тышинский постоянно жил здесь, в имении, а работать ездил в Вильнюс. Работал он в Виленской археологической комиссии, где рассказывал о вещах, найденных в Молодечненском районе. Он изучал белорусский язык, белорусский фольклор, древние летописи и хроники. Он почти всю свою жизнь посвятил изучению родного белорусского края. Умер он в 1880 году в родной усадьбе, в Мясоте, а похоронили его в поселке Радошковичи на деревенском кладбище.

От зданий времен Тышинских здесь не сохранилось ничего, кроме этого домика. В нем жили когда-то те, кто работал в доме Тышинских. А еще, рассказают местные жители, что разговаривали Тышинские как по-польски , так и по-белорусски. Между собой и со своими крестьянами - по-белорусски. Оставить Мясоту Тышинские были вынуждены в 1939 году, когда сюда вошли большевики. Тогда они оставили Мясоту насовсем.

Фото. Деревня Мясота, Молодечненский район – родина Томаша Зана, организатора первых революционных студенческих

А покидали они Мясоту вот этой дорогой, которая идет на Молодечно, которая когда-то называлась Виленский тракт. В 1979 году в Мясоте Виленскому тракту даже поставили памятник. Можно сказать, что это едва ли не единственный памятник в мире, который поставлен дороге. Инициатором создания этого памятника был наш белорусский краевед и историк Геннадий Кохановский. Это он привозил сюда эти валуны, ставил на них таблички с именами тех, кто в разное время проходил и проезжал этой дорогой.
Здесь, через Мясоту, Виленским трактом проходили поэты, здесь рождались, жили и живут поэты и по сегодняшний день. Здесь витает поэтический дух. Мне рассказали тут такой стих про деревню:

Вочы зяленыя, вочы чароўныя,
Сэрца няроўнае дзе?
У Мясаце.
Вусны пунцовыя, спрэч зацалованы
Дзе яны, дзе?
У Мясаце.
Людзі пргожыя, дужыя, гожыя
Дзе?
У Мясаце
Памяць народная,
Шчырая, родная
З года у год і з дня ў дзень
У Мясаце.

Фото. Деревня Мясота, Молодечненский район – родина Томаша Зана, организатора первых революционных студенческих

Если про свою родную деревню на родном языке пишут такие стихи, то все будет хорошо.

Фото. Деревня Мясота, Молодечненский район – родина Томаша Зана, организатора первых революционных студенческих

Новости по теме
‡агрузка...