Деревня Пламя (Витебская область). Возможно, здешний дворец Святских был построен на золото Наполеона

Пламенем эту деревушку Сенненского района назвали после революции 1917 года, а прежнее ее название – Белица. Это поселение впервые упоминается в летописи в начале 16 века.

В начале 16 века сюда пришли монахи-доминиканцы, которых пригласил владелец Белицы Павел Сапега для строительства костела и монастыря. Однако этому помешала война с московской державой. И костел, и монастырь доминиканцев так и не были до конца достроены. В 1654 году построения были превращены в руины. После войны через 13 лет монахи вернулись сюда заново строить костел и монастырь. Костел был освящен и действовал до 1831 года. А  сегодня даже не известно точное место, где располагался этот комплекс доминиканцев.

Начало 20 века. Последние владельцы этих мест – шляхтичи Святские. Они были хорошими фермерами. До наших дней сохранились хлева, в которых выращивали племенной скот. Здесь же мололи муку. Имелся пивной завод, который действовал и в советские времена.

Доминиканцы, Доминиканский орден, Орден братьев-проповедников — католический монашеский орден, основанный испанским монахом святым Домиником. Создан в начале 13 века. Главным направлением Ордена стала пропаганда и миссионерская деятельность.

Жили шляхтичи Святские в шикарном дворце, который построил в 1900 году Карл Святский. Однако на какие деньги эта красота была построена, точно не известно. Потому как шляхтичи Святские не считались особо богатыми, существуют легенды, что Карл Святский нашел золото Наполеона на дне местного озера. Говорят, когда французы отступали, под лед озера провалилась повозка с награбленным добром, которое везли из Москвы. На дне местного озера до сих пор пытаются найти золото Наполеона.

Во дворце Святских имелась богатая картинная галерея. В библиотеке насчитывалось более 3 тысяч томов различных книг. Среди 18 больших покоев располагался красивый бальный зал.

С 1903 по 1904 годы во дворце Святских жил и работал народный поэт Беларуси Янка Купала.

В 1911 году к дворцу Святских была пристроена башня. На первом этаже разместились прачечная и ванная комната, а на втором мастерская резьбы по дереву сына Карла – Станислава. Кроме этого, молодой Святский коллекционировал оружие. Здесь находилась коллекция старинного оружия и морских раковин. Здесь же располагалась коллекция птиц и птичьих яиц. В башне были паркетный пол и камин в мраморном обрамлении.

В 1918 году Святские в связи с революцией вывезли все свое богатство в Варшаву.

Дворец Святских стоял целым до времен Второй мировой войны. Здесь располагался немецкий гарнизон. После войны – сельскохозяйственный техникум. Но 1988 году было решено провести реставрацию дворца. Сюда приехали реставраторы из Витебска. Первое что они сделали, почему-то сняли крышу. И уехали. В итоге здание без крыши начало разрушаться под воздействием стихий. Однако самое сильное и разрушительное влияние оказали местные жители, которые растащили дворец Святских на кирпичи, окна, двери. Весь дворец по кусочкам. И притом, что на то время дворец был внесен в список историко-культурного наследия и охранялся государством. За этот вандализм до сих пор никто не ответил, сообщили в программе «Новые приключения дилетанта» на СТВ.



«При увеличении идёт очень сильная физическая нагрузка»: автор скульптуры Всеслава Чародея в Полоцке показал её макет



Новости Беларуси. Об истории некоторых белорусских скульптур рассказали в программе «Минск и минчане».

«Взвешивают товар, и стоит купец – торгуется»: о скульптуре «Городские весы» в Минске рассказал автор

«Это – рассказ меча о пережитой битве»: каким будет памятник «Слову о полку Игореве» на Немиге

Александр Прохоров, скульптор:
Это уже – модель памятника, она делается в масштабе. И вот по ней уже механически – специальные линейки есть – переносится, увеличивается, делается большой памятник. При увеличении идёт, конечно, очень сильная физическая нагрузка.

Потому что ты работаешь на лесах строительных, высотой 4-6 метров.

Конечно же, тебе надо контролировать, что ты изображаешь. Для этого тебе надо спуститься вниз, отойти, издали посмотреть.

Посмотреть с уровня горизонта зрителя.

То есть, встать, как бы, на позицию зрителя, чтобы избежать каких-то ошибок.

«Очень сложно было представить лицо этого человека»: как создавали скульптуру Кирилла Туровского у БГУ

Снова залезть, поправить.

Либо, если ты с соавторами это делаешь, то кто-то остаётся внизу, кто-то лепит. Потом меняетесь.

«Сразу ощутил, что у него какой-то свой дух есть»: Александр Прохоров о здании-мастерской легендарных скульпторов