Деревня Репля (Гродненская область). В 17 веке принадлежала Одаховскому, который воевал против русских войсках Долгорукого на территории Беларуси. А после - потомкам итальянцев, шляхтичам Сципионам

Деревня Репля находится в Волковысском районе Гродненской области бывшего Великого княжества Литовского, а сегодня в Республике Беларусь. Раньше эта деревня называлась Береза. Здесь была березовая роща, в которой жили 3–4 семьи в своих домах, сеяли репу, а не картофель, пока Америку не открыли. Говорят, что здешние жители разговаривали на каком-то своем особенном языке. Они вскользь добавляли частицу «ля», поэтому говорили не репа, а репля. Так и появилась эта деревенька Репля.

Есть еще и другая версия происхождение названия деревни Репля. Название имеет литовское происхождение и связано с реальными событиями и реальными людьми. У нашего князя Миндовга был один из сыновей с именем Репин или Репля. Князь Миндовг на заболоченном месте, далеко от торговых путей, на холме строил для своего сына Репли замок. В 1269 году заговорщики убили князя и его сыновей. С того года стройка остановилась, а название Репля осталось.

Согласно летописям, в 15 веке эта деревня Репля была собственностью виленского епископа Павла Гаштольда, который отдал ее Станиславу Одаховскому.

Шляхтичи Одаховские происходили из древнего шляхетского рода, и в Великое княжество Литовское переселились из Польши, и служили они Беларуси верой и правдой. Самым известным из рода Одаховских, которым принадлежала Репля, был Христофор Одаховский.

Историческая справка. Одаховский Христофор. Год рождения неизвестен. Погиб в 1661 году. Военный деятель Великого княжества Литовского. Полковник. Из рода Одаховских герба Наленч, ветвь которого переселилась в Великое княжество Литовское из Польши в 16 веке. Поступил на службу в гусарскую хоругвь. За свой счет сформировал хоругвь легкой кавалерии, во главе которой сражался со шведами в Жемонтии, в Исландии и Курляндии. Во время войны России с Речью Посполитой (1654–1667) во главе полка, то есть во главе 15 хоругвей, выступал против русских войскахДолгорукого на территории Беларуси. Участник конфедерации против короля Польши Яна II Казимира. Погиб в вооруженной стычке, которая возникла между участниками конфедерации.

Фото. Деревня Репля

В Реплю Одаховские приезжали на охоту, а после нее устраивали ужин с песнями и плясками. Словом, влекло их это место своей хорошей энергетикой. После Одаховских здесь правил Николай Ясенский, а после него — Иван Карп, а за ним шляхтичи Масальские. А в двадцатых годах 17 века хозяевами Репли стали шляхтичи Сципионы.

Шляхтичи Сципионы прибыли из Италии. Они шляхтичи известного итальянского рода Сципионов де Кампо. В Беларусь они приехали вместе с известной королевой Боной Сфорца (жена нашего известного короля Жигимонта I Старого, мать нашего короля Жигимонта Августа II). Родоначальник Сципионов Петр Сципион де Кампа был маршалком при дворе королевы Боны Сфорцы. Итальянцы плотно осели на нашей земле белорусской. Они вошли в магнатерию Речи Посполитой.

В 20 годах 17 века Репля принадлежала Юрию Францевичу Сципиону, городенскому подкоморию. В 1623 году он был избран послом на сейм Речи Посполитой, а еще его назначили комиссаром по определению границ между Великим княжеством Литовским и Польшей.

Юрий Францевич Сципион в 1626 году в Репле строит самый первый костел и освящает его в честь святой Анны. Он дарит костелу 15 волок земли. А через шесть лет здесь создается реплевская парафия, которая богатеет, ей принадлежат несколько деревень, много земли.

Сципионы породнились через детей с нашими шляхтичами Воловичами. И Репля становится владением Воловичей. В 1690 году Репля принадлежала Юрию Воловичу. При нем здесь было 12 дворов, костел, мельница и корчма.

Костел, построенный Юрием Сципионом, простоял более ста лет в Репле. А в 1732 году был поставлен новый костел гетманом Великого княжества Литовского Михаилом Масальским. Он простоял почти 200 лет. Только в начале прошлого столетия был разобран, когда начали строить новый кирпичный костел. Этот костел начали строить благодаря стараниям парафиян и ксендза Владислава Лавриновича. Он был построен в 1909 году и назван в честь наисвятейшей Марии.

Это уже третий костел на старом месте. Когда-то возле костела было кладбище. Самое страшное время для костела было, конечно, тогда, когда пришли большевики. После Второй Мировой войны костел был закрыт где-то в 48 или 47 году. Ксендз Боровка, который правил в костеле, был арестован и сослан в Сибирь на каторгу, а костел переделали под зернохранилище, но люди начали сюда приходить, отстаивать свой костел. Получилось так, что костел вернули парафиянам. Несмотря на то, что ксендза здесь не было, люди приходили, молились Богу и платили все налоги. А после смерти Сталина, когда людей начали выпускать из тюрьмы, вернулся и ксендз Боровка. Здесь снова начали вести богослужения.

Фото. Деревня Репля

Фото. Деревня Репля

Фото. Деревня Репля

Фото. Деревня Репля

Фото. Деревня Репля

В Репле сохранилась давняя хорошая традиция — отмечать Дожинки. Ксендз дает такой приказ в августе одной из деревень парафии или улице в Репле, чтобы те делали алтарики из колосьев. Люди в последнюю неделю августа с такими снопочками, с этими алтариками приходили к костелу, обходили его, а затем все вместе молились Богу, благодарили за тот урожай, который Он им послал.

Фото. Деревня Репля

Когда после раздела Речи Посполитой Беларусь, естественно, вместе с Реплей попала в когти двуглавого российского орла, то в то время Репля была приватным местечком, которое принадлежало Юзефу Завадскому, который был близким другом Адама Мицкевича и входил в тайное патриотическое Товарищество филоматов.

Историческая справка. Филоматы (от греч. pilomatns — «тот, кто стремится к знанию»). Тайное патриотическое студенческое товарищество в Виленском университете, основанное первого ноября 1817 года. Главной целью филоматы считали подготовку молодежи к разносторонней деятельности на пользу Отечества. Она предусматривала глубокое овладение научными знаниями, иностранными языками и собственное творчество. Каждый филомат должен был в течение года представить четыре произведения, четыре рецензии, десять научных сообщений. Большое внимание уделялось пробуждению национального сознания, пропаганде гуманизма. Главная роль в этом отводилась гуманитарным наукам, а в первую очередь — истории. Филоматы трактовали знания и науку как наивысшие ценности человека, критиковали индивидуализм, отрицали эгоизм, а личный интерес считали судьбой никчемных душ.

Фото. Деревня Репля. Филоматы

Филоматы очень любили свой родной край, поэтому они и занимались наукой на пользу Родине, изучали родную историю, свой язык, собирали белорусский фольклор и делали все это с большим воодушевлением. И, конечно, царской российской власти очень не нравилось, что на захваченной территории Северо-Западного края молодежь занимается изучением своих корней. Российской царской власти хотелось, чтобы на этой территории жили люди туповатые, чтобы легко было ими управлять. Поэтому начались гонения филоматов, их начали арестовывать и сажать в тюрьмы. Под репрессии попал и хозяин Репли Юзеф Завадский.

К сожалению, о судьбе Завадского мало что известно. Известно, что он был другом Адама Мицкевича, Томаша Зана, Яна Чечота. Он разделил их судьбу. На местном кладбище в Репле есть часовенка-усыпальница. Некоторые считают, что ее построил еще отец Юзефа Завадского, а другие, что сам Юзеф Завадский. В этой часовне хоронили шляхтичей Завадских, и, возможно, в ней похоронили известного филомата, защитника своей родной страны, ради которой он и жил на этой грешной земле.

Фото. Деревня Репля

Фото. Деревня Репля

У Юзефа была дочь Софья, которая была, как и отец, патриоткой. Еще она была филантропкой. Филантроп — это тот человек, который занимается благотворительностью. В своем имении в Духовлянах, которые находятся в полукилометре от Репли, Софья строит госпиталь для бедных и для тех, кому доктора поставили диагноз «неизлечим». Как бы сказали сегодня, здесь она построили хоспис.

Софья Завадская получила очень хорошее образование. Она была поклонницей литературы и красивых вещей. Вышла замуж за Северина Залютинского и уже начала писаться по мужу Софья Залютинская. Она дружила с Элизой Ожешкой. И наша известная писательница о ней написала: «Сёння мела знатны візіт, а была у мяне пані Соф’я Залютынская — даўняя мая знаёмая, заўсёды мілая і забаўная».

Последним владельцем Духовлян и Репли был сын Софьи и Северина Богдан Залютинский. В Репле стояла усадьба Залютинских, возле которой были разные хозяйственные постройки. Когда в 1939 году сюда вошли большевики, то Богдан Залютинский был вынужден покинуть свое родное гнездо и податься в Польшу, где он и умер в 1959 году. Сегодня от былой величественной усадьбы Залютинских в Духовлянах осталось несколько хозяйственных домов, поросших былью и корягами.



Более тысячи паломников посетят посёлок Радунь в Вороновском районе: здесь похоронен раввин Хафец Хаим



Новости Беларуси. Более тысячи паломников соберет городской поселок Радунь в Вороновском районе, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Когда-то здесь действовало учебное заведение, которое создал выдающийся раввин и философ Хафец Хаим. Он похоронен в Радуни, и его могила стала местом паломничества евреев со всего мира.

Популярность этого места стремительно растет. Реализуется проект по созданию здесь гостиничного туристического комплекса. Проектные работы уже завершены. Вскоре начнется строительство.

По словам специалистов, количество паломников увеличилось благодаря безвизовому режиму, действующему для тех, кто въезжает в страну через Национальный аэропорт. С развитием необходимой инфраструктуры, уверены в Радуни, поток туристов станет постоянным.