Деревня Шерешево (Беловежская пуща): После восстания Кастуся Калиновского здесь вешали арестованных повстанцев

Деревня Шерешево находится в Пружанском районе Брестской области у Беловежской пущи на реке Левая Лесная. В 1380 году Великий князь Витовт проводил ревизию пущи и переходов животных. В этом же году князь подарил эту деревню шляхтичу Николаю Насуте, после чего Шерешево и попало в летопись.

После Николая Насуты Шерешево перешло к шляхтичам Забтезинским, а потом к Ильиничам. В первой половине 16 века здесь властвовал брестский староста Юрий Ильинич. При нем через Шерешево в Москву проезжал посол священной Римской империи Сигизмунд Гербейштейн, который отметил в своем дневнике, что проехал через город Шерешево, недавно построенный в громадном лесу. В начале 16 века Шерешево уже было не деревенькой, а городом.

А через девять лет в Шерешево заехала Бона Сфорца, королева Польская и Великая княгиня Литовская. В тот момент Шерешево принадлежало зятю Юрия Ильинича, брестскому войту Яну Абрамовичу. Проехав по улочкам города, королева приказала позвать Абрамовича. Тот испугался, прибежал к королеве, а она попросила, чтобы он ей Шерешево продал. Абрамович согласился. Королева созвала своих итальянцев и местную шляхту на праздник. Говорят, что еще неделю после этого местные шляхтичи распевали песни на итальянском, например, La Shate Mi Cantare.

С 1536 года Шерешево становится собственностью королевы Боны Сфорца. Шерешево стояло на пути из столицы Польского королевства — Кракова — в столицу Великого княжества Литовского — Вильно. И это была очень хорошее место для экономического развития. Королева Бона Сфорца дает Шерешево Магдебургское право, чтобы тут хорошо развивались торговля и ремесла. Благодаря этому в Шерешево появились солодовни и пивоварни, начали строиться корчмы и магазины, проходить ярмарки. По реке Лесная на кораблях начали переправлять лес за границу через Балтийское море. Шерешево начало приносить хороший доход.

Жаль, что королеве Боне так и не поставили памятник в Шерешево, ведь она столько сделала для него. Могли бы поставить небольшую часовенку.

Другая часовенка была построена еще в 19 веке местными католиками. Раньше в ней стояла скульптура святого Яна, но большевики кинули эту скульптуру в речку. Сегодня эта речка мелкая, а раньше была глубокой. И католики поставили эту часовенку, чтобы никто не утонул в реке и святой Ян заступался за людей. На Крещение католики собирались у часовни. А из реки брали крещенскую воду. Сейчас эта часовня обновлена, и люди вновь приходят сюда помолиться, чтобы Божья матерь заступилась за всех нас.

В 1578 году в Шерешево собралось войско Речи Посполитой, чтобы двинуться отсюда на битву с русскими завоевателями Ивана Грозного. Постоянные войны с Москвой привели Шерешево к упадку. После 13 лет войны с Москвой Шерешево было полностью спалено. Потом началась Северная война, и вновь дома Шерешево горели. Чтобы помочь жителям встать на ноги, сейм ВКЛ решил освободить Шерешево от налогов.

В конце 18 века Шерешево было собственностью шляхтичей Флемингов. Они приложили все свои усилия к тому, чтобы Шерешево получило герб 27 февраля 1792 года. Шерешевцы в конце прошлого века поставили памятник своему шерешевскому гербу, святому Архангелу Гавриилу, который держит в руке лилию.

 Фото. Шерешево

В 1760 году была построена униатская Пречистенская церковь. По своему внутреннему убранству эта церковь считалась одной из красивейших церквей. Деревянная колокольня была построена около церкви, но только в 1799 году.

 Фото. Шерешево

Храм простоял более 200 лет. После Второй Мировой войны, когда был атеистический разгул, большевики разобрали этот памятник деревянного зодчества и перевезли в Пружаны, где построили несколько домов. На вопрос, почему большевики церковь разобрали, а колокольню оставили, местные жители отвечают: «Они не говорили, а мы и не спрашивали. Сейчас у них все выпытывают черти в аду». Эта колокольня построена без единого гвоздика. Она является памятником деревянного зодчества конца 18 века.

С 1833 года на протяжении 15 лет в этой Пречистенской униатской церкви известный белорусский ученый Бобровский Михаил Кириллович вел богослужения на белорусском языке.

 Фото. Шерешево

Историческая справка: Бобровский Михаил Кириллович родился 8 ноября 1784 года, белорусский славист-ориенталист, доктор теологии, член Археологической академии в Риме, Парижского и Лондонского азиатских научных обществ, член Общества истории и древностей российских при Императорском Московском университете. Происходит со старейшего белорусского шляхетского рода. Окончил Главную духовную семинарию при Виленском университете. Во время заграничных командировок усовершенствовал знания в области славянских, восточных и древних языков, археологии, истории, литературы. Собрал большой научный материал. Сделал научное описание древних кирилловских и геологических литературных памятников Ватиканской библиотеки. Занимался научной деятельностью в Австрии, Италии, Франции, на землях восточных и западных славян. Бобровский считается первым белорусским скориноведом. Как и Скорина, достигнув высших научных ступеней, Бобровский посвятил себя сбережению древней культуры белорусов. Михаил Бобровский поспособствовал возникновению белорусоведения и заинтересованности иностранных коллег в исторической судьбе белорусского народа.

Михаил Бобровский является одним из первых, кто подтолкнул народ к белорусскому национальному возрождению. Именно он открыл и для белорусской, и для европейской науки имя Франциска Скорины. В Шерешево он собрал огромную библиотеку, которая являлась первым собранием памятников белорусской литературы. Он также написал много научных работ, но вот при жизни издать все свои труды не смог. А после его смерти почти все они исчезли, также была разобрана и его библиотека. То, что осталось, хранится в Москве, Петербурге, Варшаве, Кракове. Умер Михаил Бобровский 21 сентября 1848 года в Шерешево от холеры, как говорят, сгорел просто за сутки.

Похоронили ученого среди местных униатских могил. Было бы здорово, если бы на могиле Михаила Бобровского, который так много сделал для своего Отечества, поставили памятник. Михаила Бобровского похоронили за униатской Петропавловской церковью. Раньше эта церковь стояла в центре города возле Пречистенской церкви, а построена она была в 1500 году. А в 1820 году было решено перенести ее на кладбище на окраине деревни. Несмотря на то, что эта церковь стоит больше 500 лет и построена без гвоздей, она чудесно сохранилась.

 Фото. Шерешево

Раньше в Шерешево варили деготь. Поэтому местных жителей называли «дегтярями». А в соседней деревне делали «аполонники», большие ложки, поэтому их и до сегодняшнего дня так называют. В другой — решетки, отсюда «решетники». А остальные в деревнях звались «мужиками». Шерешевцы до сих пор гордятся названием «дегтярь», и им может называться только тот человек, который прожил здесь больше 10 лет и перенял местные обычаи.

Самый первый костел в Шерешево появился еще при королеве Боне в 1530 году. Но во время войн с Москвой он сгорел, потом поставили новый деревянный костел, который тоже сгорел. И только в 1840 году местные католики построили новый Свято-Троицкий костел. А деньги на строительство давали, как говорят, шляхтичи Керножицкие, которые похоронены рядом с костелом. Во время советской власти костел переделали в склад. Ценности были украдены и вывезены. Но сейчас они находятся в Минском музее. В конце прошлого века костел вернули местным католикам, в нем снова проходят богослужения, а люди надеются на то, что музей вернет им скульптуры святых апостолов.

 Фото. Шерешево

Свято-Николаевская церковь, которая стоит напротив костела, была построена в 1872 году. Раньше в Шерешево было очень много храмов. С 16 века здесь находилась известная Шерешевская школа иконописи. Сегодня в Минском художественном музее находится известное «Шерешевское Евангелие», некоторые иконы этой школы. Музей почему-то отказывается вернуть в Шерешево то, что им принадлежит по закону. В эту Свято-Николаевскую церковь были перенесены ценности из униатской Пречистенской церкви.

 Фото. Шерешево

Во время восстания Кастуся Калиновского повстанцы останавливались рядом с костелом и церковью, местные жители встретили их как родных. После восстания в Шерешево держали арестованных повстанцев. Дорога между церковью и костелом ведет к деревне Купичи, до которой 3 километра. И по обе стороны этого пути были повешены повстанцы Кастуся Калиновского. Потом их снимали и бросали в яму около дороги по 10-15 человек. И никто не похоронил их, и не плакала над могилой мать. А за что убили повстанцев? Их убили за то, что они свою Родину любили больше, чем себя, и за то, что они мечтали видеть ее вольной, свободной и независимой.

Беларусь своими корнями уходит в Великое княжество Литовское. Искренне удивляет, что некоторые не знают, как выглядит герб ВКЛ. А герб выглядит так: всадник на коне с поднятым мечом над головой.

 Фото. Шерешево

Поэт про этот герб сказал: «не ў хамутах хадзілі нашы коні, а на гербах малёваны былі». Берегите свое прошлое и оно нам поможет!

Новости по теме
‡агрузка...