Мирное небо Беларуси охраняют самые современные самолеты четвертого поколения – штурмовики Су-25, истребители Су-27

21.08.2011 - 20:01
21 августа – День Военно-воздушных сил, которым исполнилось в этом году 10 лет. Белорусская земля воспитала немало воздушных асов. Среди них и первый герой Беларуси Владимир Карват, который ценой своей жизни спас жизни сотни людей.

Свою заоблачную профессию летчик Владимир выбрал еще в пятом классе. В его семье самолеты всегда были «первым делом»: сам из династии авиаторов. Теперь рабочий день молодого асса – с 6 утра и до полуночи. Хотя с истребителями он готов проводить и больше времени.

Владимир Ляпунов, старший летчик авиационной эскадрильи МИГ-29 61-ой истребительной авиационной базы:
Каждый летчик перед вылетом осматривает самолет и здоровается с ним, кто-то похлопываниями, кто-то рукой проводит, кто-то и разговаривает. Относятся к самолету как к существу одухотворенному.

Интервью Владимир дает неохотно. Говорит, нарушаем примету – до полета авиаторы не общаются с журналистами и не фотографируются. Так заведено. Не сядет летчик за штурвал и в свой День рождения – тоже суеверие. Поэтому договариваемся встретиться уже после приземления.

Владимир Ляпунов, старший летчик авиационной эскадрильи МИГ-29 61-ой истребительной авиационной базы:
Многое от нас зависит. От нашей внимательности, от нашей собранности.

На стоянке истребителей работа не прекращается практически круглосуточно. И до, и после полетов самолеты проходят экзамен на профпригодность. Инженеры по определенному маршруту проверяют все: от винтиков на фюзеляже до бортовой электроники. И, несмотря на то, что эти люди в небо не поднимаются никогда, у техников тоже свои приметы и суеверия. Например, перед выездом со стоянки обязательная процедура – похлопать по крылу.

Владимир Чечет, старший авиационный техник 61-ой истребительной авиационной базы:
Парашют с порядковым номером, который соответствует номеру борта, нельзя ставить. Если здесь 66-й борт, 66-й парашют на поставят. Номера рабочих мест по номерам самолетов тоже стараются не ставить.

В авиапарке белорусских ВВС два вида истребителей. Самый большой в мире – Су-27 (летчики часто называют его «сушкой»), и МИГ-29. За меньший размер его прозвали «восьмимесячным», сообщает корреспондент телекомпании «Столичное телевидение».

Время от старта до взлета таких истребителей от – 7 до 20 секунд. Для сравнения: пассажирский лайнер отрывается от земли за 40 секунд. Улетают боевые машины на высоту до 16 тысяч метров. При этом летчики испытывают колоссальные космические перегрузки.

Летчики-истребители при выполнении сложных фигур испытывают восьмикратные перегрузки. Это значит, что их масса тела увеличивается в 8 раз. Поэтому перед тем как выкрутить в небе так называемое «ухо» или «петлю», пилоты тренируются долгие годы.

Сначала каждую фигуру до совершенства оттачивают на земле. Это называют «пешим полетом». Затем на тренажере. На нем занимаются и начинающие, и опытные летчики. Ведь для авиации нет авторитетов.

Это занятие больше напоминает компьютерную игру, однако вместо джойстика – настоящая кабина самолета с сотней датчиков на приборной панели. Здесь даже можно специально «испортить» погоду.

Владимир Кошиль, командир авиационного звена 61-й истребительной авиационной базы:
Погодные условия вводятся для тренировки летчиков перед полетами в сложных условиях, и позволяют учиться распределению внимания при заходе на посадку в плохих метеусловиях.

За тем, чтобы погода была летной, следят на метеоплощадке. Специальные устройства измеряют температуру, скорость ветра, влажность воздуха, видимость, высоту облаков. Последнее – самое важное для авиаторов. Небесная канцелярия не всегда рада истребителям. Из 365 дней в году 10% – «нелетные».

Во время полетов посторонним в диспетчерскую вход воспрещен, сообщает корреспондент телекомпании «Столичное телевидение». Командиров воздушного движения ничего не должно отвлекать от эфира (так авиаторы называют переговоры между землей и небом). У микрофона только опытные летчики.

Диспетчер:
И то, и то интересно. Здесь ответственнее.

На высоте в несколько тысяч метров истребители, конечно же, не разглядеть. Но наблюдают за самолетами не только по специальным радарам. Под рукой всегда мощный бинокль. Им пользуются при взлете и посадке. Возле диспетчерской вышки даже елку укоротили вдвое, чтобы не мешала обзору.

Юрий Пыжик, заместитель командира тактической и авиационной группы по летной подготовке 61-ой истребительной авиационной базы:
Самый ответственный момент, когда летчики заходят на посадку, чтобы не отклонялись с заданных параметров.

Владимир, как говорят авиаторы, «утюжит небо» с 25 лет. По ту сторону облаков на своем МИГ-29 провел уже больше 260 часов, сообщает корреспондент телекомпании «Столичное телевидение». С высоты рассмотрел почти всю синеокую. Но свою романтическую профессию он вряд ли назовет простой.

Владимир Ляпунов, старший летчик авиационной эскадрильи МИГ-29 61-ой истребительной авиационной базы:
Мужество в нашей профессии должно присутствовать. О чем подтверждают такие примеры как Карват, Марфицкий, Журавлевич. Когда люди ценой своей жизни спасали других.

Трагедию, в которой 15 лет назад погиб Владимир Карват, в деревне Арабовщина до сих пор не могут вспоминать без слез. Тогда, в 96-ом, во время тренировочного полета Су-27 начал терять высоту. Пилот получил команду покинуть самолет, но не катапультировался. Оставшиеся 14 секунд до падения он потратил на то, чтобы отвести 25-тонную машину от населенных пунктов. Ценой своей жизни герой Беларуси спас судьбы сотни людей.

Жители деревни Арабовщина:
Мы благодарны этому человеку. Благодаря жизни этого человека вся наша деревня спасена. И дети, и старики.

Спасено очень много жизней. Память о нем будет жить.
И пускай они летают, делают прекрасные пируэты в воздухе. Но пусть они живут.

Новости по теме
‡агрузка...

«Честность и справедливость». Новую редакцию закона о госслужбе рассмотрели на совещании у Президента

Фотохудожница из Барановичей стара призёркой престижного международного конкурса

«Я думаю, этот чемпионат будет очень успешным»: Минск принимает сильнейших фигуристов Европы

Дроны парализовали работу американского аэропорта

В 17 европейских странах зафиксировали широкое распространение гриппа

На Яве местные жители не могут очистить реку от пластиковых отходов

За строительство песчаных замков на одном из островов Филиппин может грозить тюремный срок

Злоумышленники ограбили банк в Париже и облили неизвестной жидкостью посетителей и персонал