Замминистра информации: В 2015 году цифровое телевидение будет единственным доступным для белорусов эфирным телевидением

29.04.2012 - 20:17

На вопросы ведущего программы «Неделя» отвечает заместитель министра информации Республики Беларусь Дмитрий Шедко.

Я помню из своего детства: было два канала (показывает Минск, показывает Москва). В принципе, этого было достаточно. Плюс какие-то местные газеты. Сейчас – море. Допустим, у меня дома 46 каналов. Плюс возможности Интернета, печатных изданий. Где та самая точка, где та самая грань?

Дмитрий Шедко:
Во-первых, надо сказать, что каждый человек уровень необходимой информации для себя определяет самостоятельно. У меня дома, наверное, больше 40 каналов, потому что подключены аж три кабельных оператора, которые я по долгу службы считаю необходимым просматривать. Я очень активно пользуюсь Интернетом. Для меня, например, это нормальная практика жизни.
Общемировая система, как она складывается, показывает, что человек фактически нормально смотрит пять каналов, хотя выбор у него гораздо больше. Вопрос только в том, что пока современные технологии не позволяют нам экономически эффективно для операторов и удобно для пользователя выбрать себе индивидуальную программу. Не просто получить готовый пакет из 40 каналов, а конкретно те пять каналов, которые смотрятся.

На неделе сразу два примечательных события произошли: выставка «СМИ в Беларуси» и «Телевершина». Для нас, телевизионщиков, это повод поговорить и задуматься о качестве нашего продукта, о качестве той работы, которую мы выполняем.
Когда-то три национальных канала задумывались как способ вступить в конкурентную борьбу с российскими СМИ. Прошло уже порядка 10 лет. Нам удалось это сделать, по Вашему мнению?

Дмитрий Шедко:
Никаких сомнений нет. Все последние социологические опросы говорят, что все государственные белорусские каналы стабильно входят в топ популярных. То есть у нас конкурентов здесь фактически не осталось.
Каждый день буквально, каждый месяц у нас появляются новые каналы. В стране всего транслируется более 200 телевизионных каналов в разных кабельных сетях. И, соответственно, у человека всегда есть выбор. Если мы где-то снизим планку, где-то проспим, то, конечно, мы это информационное преимущество потеряем. Так что бороться за место под солнцем придется каждый день, каждую минуту. И зритель дешево не дается.

Сейчас, наверное, нужно бороться за место под виртуальным солнцем, потому что зритель все чаще становится пользователем.

Дмитрий Шедко:
Мы не зря сейчас проводили выставку средств массовой информации в новом формате, мы совместили на одной площадке и средства массовой информации, в том числе традиционные, печатные, электронные, и выставку высоких технологий. Потому что мы считаем, что без развития в этом направлении наши СМИ просто не смогут выжить.
Сейчас общемировая тенденция такая, что уже не существует конкретного СМИ в чисто печатной или чисто телевизионной форме. Любой телеканал обязательно имеет сайт, любая газета имеет сайт, на нем обязательно появляется не только фотоинформация, но и видео-, и аудио-.

А Вы, замминистра информации, откуда узнаете новости?

Дмитрий Шедко:
Честно скажу, что из Интернета.

Это потому что удобно или потому что они уже быстрее?

Дмитрий Шедко:
Вопрос даже не в оперативности. Они быстрее в просматривании.
Понятно, что когда меня интересует конкретное событие, мне хочется увидеть картинку с места события, то я включаю телевизор. Но когда мне нужно понять общую обстановку, общую ситуацию, какие новостные поводы, информационные поводы в мире есть, мне гораздо быстрее и удобнее просмотреть это в Интернет-режиме. Ежедневно я просматриваю около 40 сайтов. И для меня это нормально, это уже вошло в привычку, от нее очень тяжело отказаться.

Сейчас практически любой пользователь Интернета, а в данном случае любой гражданин, может стать журналистом. Во всяком случае, они себя таковыми позиционируют. Блоггеры, твиттеры. Можно ли их признать журналистами, могут ли они составить конкуренцию классической журналистике?

Дмитрий Шедко:
Признать журналистами некоторых блоггеров, некоторых авторов, которые пишут в Интернете, можно, потому что у них есть талант, есть призвание. Но я считаю, что профессиональной журналистике рано сдаваться, рано себя хоронить, так как именно потому что в мире существует огромная масса информации, она со всех сторон льется, профессиональный журналист становится тем маяком, на который будет ориентироваться наш читатель, наш зритель.
Если мы говорим о Западной Европе, США, где Интернет, конечно, более развит, и это стало уже абсолютной нормой, и иногда Интернет обгоняет в рейтингах телевидение, то там все равно главный информационный источник в Интернете – это сайты традиционных телекомпаний. То есть там, где работают профессиональные журналисты, которые умеют работать с новостями.

Вы как-то заявили, что человечество идет к тому, что со временем люди будут покупать информационный контент в Интернете. А мы готовы к этому?

Дмитрий Шедко:
Если мы говорим прямо о сегодняшнем дне, то нет. И, наверное, это не очень для нас актуально. Но, в целом, человечество к этому придет, у меня сомнений нет.
Какая складывается ситуация: вы заходите в Интернет, получаете информацию, абсолютно не имеете гарантий, что она достоверна. На этом, кстати, базируется массовая манипуляция сознанием, в том числе в рамках событий «Арабской весны» или «Оккупируй Уолл-Стрит». Поэтому человек постепенно привыкает, что пусть и за не очень большую зарплату, но он получает некую гарантию того, что информация хоть кем-то проверена, кто-то за нее несет ответственность. И этот принцип, безусловно, возобладает.

Еще одно веяние времени – цифровое телевидение. Я надеюсь, оно все-таки в более обозримом для нас будущем?

Дмитрий Шедко:
Конечно, цифровое телевидение уже для Беларуси – реальность, потому что любой гражданин, приобретя приставку или имея телевизор более современной модели, может настроиться на соответствующую вышку и принимать фактически на всей территории Беларуси. Даже на конференции прозвучал такой факт, что в некоторых местах можно принимать цифровое телевидение на простой телефонный провод, настолько стабильный сигнал. Это просто техническая особенность, хотя, конечно, рекомендовано пользоваться стандартными антеннами.
Цифровое телевидение – реальность. В 2015 году это будет единственное эфирное телевидение, которое будет доступно гражданам Беларуси. Мы просто должны к этому подготовиться, всем объяснить куда и как правильно вставить штекер, чтобы получать любимые телепрограммы.

Некоторые страны во время перехода на цифровое телевидение даже запустили некий социальный проект – помощь некоторым гражданам в приобретении этих приставок. У нас такое планируется?

Дмитрий Шедко:
Я думаю, что да. К каким-то мерам в отношении социально незащищенных слоев населения мы обязательно придем. А, в целом, я думаю, что в Беларуси есть уже устоявшаяся практика, когда Интернет, кабельное телевидение мы получаем не покупая саму приставку, а получая ее фактически бесплатно от оператора, который ее распространяет. Думаю, то же самое произойдет и с цифровым телевидением.

Люди в материале: Дмитрий Шедко


«Журналистам нужно выстраивать работу с учетом активного влияния в социальных медиа»: Павел Лёгкий



Традиционным СМИ нужно выстраивать работу с учетом социальных медиа. Такое мнение высказал журналистам Первый заместитель Министра информации Беларуси Павел Лёгкий во время XIII Белорусского международного медиафорума «Партнерство во имя будущего: цифровая повестка для медиапространства». Об этом сообщается на сайте Министерства информации Республики Беларусь.

По словам Павла Лёгкого, сегодня важно действовать как можно быстрее, потому что налицо отставание от реалий. Идея цифровой трансформации не возникла спонтанно, о необходимости быть в тренде цифровизации разговор ведется не первый год. Проблема из разряда актуальных переходит в разряд злободневных.

«Если сегодня традиционные СМИ хотят сохранить себя как авторитетные, влиятельные, мощные источники информации, коммуникации с огромной аудиторией, хотят удержать за собой значимый сегмент информационного пространства, необходимо меняться, соответствовать тем ожиданиям и запросам, которые формирует сама аудитория в первую очередь», – подчеркнул Первый замминистра.

Речь идет не только о внедрении технических приемов, но и новых подходах, формах журналистской работы. «Речь идет и о том, что журналистам нужно выстраивать работу с учетом активного влияния в социальных медиа. Нужно принимать во внимание тот факт, что парадигма в журналистике сегодня фактически поменялась. Мы нуждаемся в получении знаний в этой сфере, чтобы расширить свои компетенции и быть такими же современными, как наши партнеры из крупных стран, которые формируют тренд на цифровизацию современной журналистики», – сказал Павел Лёгкий.