Протоиерей Сергий Лепин о теракте 11 апреля: К людям, совершившим такое злодеяние, церковь относится как к грешникам

17.04.2011 - 21:44
Представители всех религиозных конфессий Беларуси молятся о жертвах теракта в минском метро: православные, католики, мусульмане. Террористы нарушают заповеди всех религий, все устои цивилизованного общества, лишают людей главного права — права на жизнь.

Об общечеловеческих ценностях программа «Картина мира» говорит с протоиереем Сергием Лепиным, доцентом Минской духовной академии, пресс-секретарём Минского епархиального управления.

Те, кто был свидетелем тех событий, говорят, что не было паники, что люди, даже пострадавшие помогали выносить раненых, что жители соседних домов приносили бинты, воду, огнетушители, что помогали простые граждане, которые проходили мимо. Что таксисты и водители маршруток развозили всех бесплатно. Эта выдержка характерна для белорусов?

Я тоже слышал о том, что люди голыми ладонями тушили огонь на одежде друг друга. Это вызвало у меня — слово «гордость» не очень хорошее в христианском контексте — какую-то радость за то, что я белорус, что я отношусь к этому народу, к этой нации. Любовь к ближнему, взаимовыручка, сострадание, несмотря на непростые условия, несмотря на тревожность нашего времени, у белорусов сохранились. И это очень хороший знак, он говорит о том, что наше общество будет жить, и в дальнейшем развивать всё это позитивное, доброе, светлое, что осталось в сердцах наших соотечественников.

Как-то в голове всё это не укладывается, непонятны мотивы людей, это совершивших.

Я думаю, что в мире не существует никаких целей, достижения которых можно было бы оправдать такими средствами. Чем бы ни руководствовались эти люди в своём ужасном замысле. Они ошибаются, они неправы, их действия заслуживают бескомпромиссного осуждения.

Как сама церковь относится к людям, совершившим такое злодеяние?

Относится как к грешникам, и мы надеемся, что люди, которые прямо либо косвенно причастны к совершению этого преступления, осознают всю глубину греха, все последствия, весь тот ужас, который наступил в результате их злого умысла. Что они раскаются и принесут плоды своего покаяния и будут готовы понести наказание здесь, на земле, за совершённые ими преступления.

Те, кто оказался в числе пострадавших, и те, кто видел этот кошмар, сейчас нуждаются в духовном успокоении. Президент на встрече с Синодом сказал, что трагедия не должна озлобить людей, посеять семена розни в их душах. Как провести реабилитацию тех настроений, которые вызывают такого рода преступления?

Реабилитация жертв всего случившегося, конечно, требует комплексных мер: это и услуги психотерапевтов, но великую роль в реабилитации играет церковь. С одной стороны, и благодатная помощь таинств, совместная молитва о беде. С другой стороны, церковь — это, прежде всего, общество, и церковь готова распахнуть свои объятия для всех тех, кто нуждается в утешении и в её благодатной помощи. Мы готовы быть рядом с ними во всех смыслах: мы готовы с ними молиться, просто быть рядом, держать этих людей за руку и говорит о тех или иных вещах, даже не относящихся непосредственно к религии. Мы готовы просто быть с ними.

В эти дни сейчас заметна консолидация и православной церкви, и католической, и мусульмане молятся о пострадавших.

Так уж у нас повелось, что праздники мы проводим врозь, а подобного рода несчастья являются печальным информационным поводом для выражения гражданской солидарности, для осуждения зла в этом мире, и, самое страшное, для осуждения того зла, которое живёт в человеческих сердцах.

Ещё 40 дней православные будут молиться. Это какая-то специальная молитва?

По благословению Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Минского и Слуцкого Филарета в богослужения — оздравные и заупокойные — добавлены молитвенные прошения, в которых церковь молится либо о упокоении невинно убиенных в этом террористическом акте, либо о исцелении и врачевании тех, кто пострадал физически либо душевно, потому что понятно, что раны бывают не только телесными.

Скажите, а как прихожане отнеслись к этой трагедии?

Естественно, с тревогой, с переживанием. Всех волнует, что будет дальше. Мы пытаемся донести информацию, что дальше будет то, каким образом вы молитесь и каким образом вы реагируете но всё случившееся. Естественно, если вы будете подвергаться панике, если вы будете подвергаться ненависти, озлоблению, если всё случившееся будет не поводом для того, чтобы усугубить свои молитвы, а для того, чтобы унывать, пребывать в каком-то осуждении, озлоблении, лучше от этого, конечно же, не будет.
С другой стороны, если случившееся нас консолидирует, мобилизует на молитву, на социальное служение, на помощь ближнему, заставит задуматься на тем, почему такое случается и что делать, чтобы такого не было — любящим Господа всё случившееся может содействовать на духовное благо. И наша задача — чтобы злой умысел террористов не удался, чтобы всё случившееся принесло нам не зло, чтобы оно не деморализовало нас, а напротив, сплотило, воззвало, напомнило о тех идеалах, котрые нам предлагает Священное Писание.

‡агрузка...