Раубичи, Минская область — в костеле святого Матвея хранятся предметы культа из закрытых Советами белорусских храмов

Раубичи — деревня в Минском районе, Минской области, Республика Беларусь. Деревня Раубичи своё название получила от древнего имени Роуба. Правда, что это за Роуба, откуда он взялся, когда он здесь поселился — об этом летописи молчат. Ну а позже здесь жили уже его дети, внуки, правнуки, которых стали называть «роубичи» — отсюда и название. В летописях деревня так и называется — Роубичи.

Деревня Раубичи

Где в середине XVII века кто-то из местных жителей пошёл в лес. И было ему чудо: на дереве он увидел икону Божьей Матери. Сниматься с дерева её не стал,  а побежал в деревню и рассказал о случившемся людям. Те пришли сюда, взяли икону и сказали, что это знак божий. В том месте поставили восьмиугольную часовню, в которой и разместили чудодейственную икону.

Некоторые утверждают, что всё это случилось в 1650 году. В тот момент эти земли принадлежали новогрудскому воеводе Криштофу Волотковичу. А тот состоял в браке с княжной Альжбетай из рода Друцких-Соколинских. Как только им рассказали о том, что было в Раубичах, те сразу сюда приехали, чтобы поклониться чудесной иконе.

А через 16 лет землю, на которой стояла часовня, у Волотковича покупает шляхтич Гаврила Халява. Купил он, правда, эту землю совсем не на халяву, а выложил за неё 1500 польских злотых. Приехал сюда вместе с семьёй, поставил дом и стал жить. Говорили ещё, что и сам Гаврила, и его дети с большим уважением относились к этой часовне, следили за ней.

Недалеко от часовни Гаврила Халява основал деревеньку, которую так и назвали — Халявщина. Внук Гаврилы — Александр, чувствуя приближение смерти, 28 января 1702 года собрал семью и разделил землю, купленную дедом, между женой и детьми. И возле часовни на вечное пользование выделил много земли, леса и сенокосов.

Жители Раубич и Халявщины весьма почитали икону, так как она ограждала их от разных бед: когда шла болезнь, люди с иконой обходили кругом деревни — болезнь их не трогала. Начиналась война — снова обходили деревни с иконой, и дома их не грабили и не сжигали, а парни, которые уходили на войну, живыми возвращались домой. Но в середине XVIII века в часовню залезли воры и украли чудотворную икону, а через пару месяцев сгорела и сама часовня. Правда, ещё через некоторое время случилось чудо: воры вернули икону людям, сказав, что не могли ни спать, ни есть и что снилась им Божья Матерь, просившая отдать людям то, что они взяли, и покаяться. Местные жители построили новую часовню — в то время здесь жили униаты. И относилась теперь та часовня к Логойскому униатскому монастырю базилиан.

А после второго раздела Речи Посполитой Раубичи вошли в состав Российской империи. Начались гонения на униатов, и их святыни отходили либо православных братьям, либо католическим. В 1806 году епископом здесь был Якуб Тетерка, и именно по его инициативе вместо часовни поставили деревянный костёл, освящённый в честь святого Тадеуша. При костёле было хорошее хозяйство: конюшня, сарай, гумно, амбар. А ксендзом служил отец Заржецкий. Он же при костёле организовал школу, в которой учились 25 детей-сирот, несмотря на вероисповедание — униаты, православные и католики.

В этой школе детей-сирот учили музыке, и ксёндз сам платил деньги учителям. При костёле были и виолончели, и скрипки, и тромбон — настоящий оркестр. А после ксёндз уже мечтал о том, чтобы вместо деревянного костёла, который уже не вмещал всех верующих, построить новый, каменный. И даже сам нарисовал проект этого костёла и стал объезжать окрестную шляхту и собирать деньги на строительство нового храма. Шляхта охотно поддержала ксендза Заржецкого — всего собрали 18 тысяч рублей серебром. Ксёндз Заржецкий, сделавший всё для строительства нового костёла, сам умер, не дождавшись начала его строительства. И тогда шляхта собрала комитет, который следил за строительством, и возглавила его графиня Марыля Тышкевич из рода Радзивиллов. Начали его строить в 1858 году, а через четыре года, в 1862 году костёл в Раубичах уже был освящён в честь святого апостола Матвея.

 костёл святого Матвея

 костёл святого Матвея

 костёл святого Матвея

Но костёлом этот храм пробыл всего лишь три года, потому что в 1863-м началось восстание Костуся Калиновского. И в этом костёле в Раубичах был зачитан повстанческий манифест «За вашу и нашу свободу». И местная католическая шляхта поддержала восстание, чего им после, разумеется, не простили. Костёл был закрыт и передан православным братьям. А 13 ноября 1866 года костёл святого Матвея был освящён православной церковью Успения Божьей Матери.

 костёл святого Матвея

 костёл святого Матвея

В подвалах костёла были похоронены ксендзы, которые его строили, а также помещики, принимавшие самое активное участие в его строительстве, здесь были похоронены Юзефа Ключинская, Фекла Лопушинская. В советское время, когда храм закрыли, было приказано достать все гробы из склепов. И местные жители похоронили их на кладбище рядом с костёлом. Но где именно — неизвестно. Здесь же на этом кладбище была похоронена дочка графини Марыли Тышкевич, на её могиле стояла большая пирамида, на которой возвышалось распятие. Но Советы отдали приказ, чтобы все панские могилы был уничтожены. И погост XVII века тогда был практически уничтожен.

Как только при Советах закрыли костёл, тогда же сразу и исчезла чудотворная икона Божьей Матери. И сегодня никто так и не знает, где он находится. А во время Второй Мировой войны храм был сильно повреждён, его даже собирались снести. Но после передумали, в 1976 году отреставрировали, и в здании разместился музей народного творчества, который находится здесь и по сей день.

 экспонаты музея народного творчества

 экспонаты музея народного творчества

 экспонаты музея народного творчества

 экспонаты музея народного творчества

В музее хранится очень много культовых предметов, которые попали сюда из закрытых Советами церквей и костёлов. Здесь есть и скульптуры святых Петра и Павла, и святого Георгия, и Николая-Угодника, и архангела Михаила. Все эти скульптуры были сделаны руками белорусских деревенских мастеров — поэтому у скульптур лица деревенских людей.

 экспонаты музея народного творчества

 экспонаты музея народного творчества

 экспонаты музея народного творчества

 экспонаты музея народного творчества

 экспонаты музея народного творчества

Хранятся здесь и Царские врата, которые когда-то стояли в белорусской церкви. Уникальны они тем, что целиком сплетены из соломы, которая заменила собой церковную позолоту. И больше нигде в мире нет ничего подобного — такие соломенные царские врата есть только в Беларуси.

 экспонаты музея народного творчества

 экспонаты музея народного творчества

 экспонаты музея народного творчества

В музее ещё есть уникальная коллекция белорусской одежды конца XIX – начала XX века. Она собрана из всех регионов, и вся абсолютно разная. Даже в одном селе нельзя было найти одинаковых нарядов, потому что девушки, вышивавшие свои платья, добавляли туда что-то особенное, чего больше не было ни у кого.

 экспонаты музея народного творчества

 экспонаты музея народного творчества

 экспонаты музея народного творчества

 экспонаты музея народного творчества

Новости по теме
‡агрузка...