Юрист: Качать музыку из интернета - можно, а петь чужие песни в переходе - нельзя!

23.04.2012 - 12:34

Исследования учёных показали: музыка способна успокаивать. Не зря многие так любят посидеть в уютном кафе. Особенно когда вместо фонограмм звучит живая музыка талантливых исполнителей.

Артисты и коллективы, которые исполняют собственные песни, сегодня всё чаще становятся гостями крупных кафе и ресторанов. Плюсы очевидны.

Эдуард Терешко, заместитель директора кафе-клуба:
Артисты работают на танцполе вживую. С посетителями они устанавливают живой контакт. Люди заряжаются энергией от музыкантов.

Немаловажно, что с правовой точки зрения подобное музыкальное сопровождение тоже является правильным и грамотным.

С фоновой музыкой всё по-другому. Фонограммы и композиции, которые звучат в любом публичном месте, уже становятся объектом охраны авторских прав. Использовать их можно только с согласия правообладателя. Магазины, бары, ярмарки, такси – исключений нет ни для кого. Причём, на территории Беларуси охраняются права не только белорусских, но и зарубежных музыкантов.

Алексей Бичурин, начальник центра по коллективному управлению Национального центра интеллектуальной собственности:
НЦИС осуществляет управления правами на музыку не только белорусскую, но и ещё 36 стран мира, начиная с СНГ и заканчивая Европой, Великобританией, Германией, Италией.

Если владелец всё-таки решил побаловать своих клиентов музыкальными хитами, в первую очередь нужно получить разрешение и заключить лицензионное соглашение. Обратиться можно к конкретному автору либо, если песен и исполнителей много, в специальную организацию, которая  управляет имущественными правами. Заключать договор нужно, даже если песня звучит из радиоприёмника.

Алексей Бичурин, начальник центра по коллективному управлению Национального центра интеллектуальной собственности:
Любая обработка, аранжировка, переделка существующего музыкального произведения – это самостоятельный вид использования, на который надо получить разрешение.

Кстати, по закону размещение музыки в интернете тоже называется «публичным использованием». Хочешь выложить песню во всемирной паутине – сначала получи разрешение.

Алексей Бичурин, начальник центра по коллективному управлению Национального центра интеллектуальной собственности:
Нельзя рассматривать нарушителями тех, кто скачивает музыку, кто копирует себе на компьютер – это исключение из авторского права, это допустимо.

В первую очередь за нарушение авторских прав предусмотрена гражданская ответственность. И самый частый способ защиты авторов – выплата компенсации.

Алексей Бичурин, начальник центра по коллективному управлению Национального центра интеллектуальной собственности:
Размеры такой компенсации определяется судом, но законом установлен минимальные размер, это 10 базовых величин за один случай использования. Сами можете посчитать, если в течение музыкального вечера в ресторане прозвучало десяток-другой произведений, то каждый случай такого использования – есть самостоятельное нарушение авторского права.

За нарушение авторских прав предусмотрена и административная ответственность: для физических лиц, например, исполнителей, которые поют песни в переходе, – пятьдесят базовых величин, для юридических – 300. А если нарушитель за использование произведения получил крупный доход от пятисот базовых величин, и вовсе уголовная – до 5 лет лишения свободы, сообщили в программе «Утро» на СТВ.

Люди в материале:
Loading...


«Это очень, как говорится, породистый инструмент». В Минске заиграл орган, который молчал почти столетие



От таких могущественных интонаций в душе наступает истинная гармония. Этот габаритный духовой инструмент совсем недавно поселился в концертном зале «Верхний город». Почти столетие орган не издавал ни звука. Лишь шесть лет назад неравнодушные энтузиасты разыскали его в столичной музыкальной школе №2 и принялись за кропотливую реставрацию.

Татьяна Бембель, координатор проекта:
Когда был построен этот концертный зал в таком стилизованном историческом варианте, фактически повторяющий формат костела, стало ясно, что в нем не хватает вот этого звучащего сердца, именно органа. Мы имели возможность представить этот орган 21 марта – это было очень важно для нас. 21 марта – это день рождения Иоганна Себастьяна Баха – величайшего органиста, композитора, гения.

Виктор Кистень, композитор, органист, заместитель председателя Белорусского союза композиторов:
В Минске это уже пятый инструмент по счету  духовой орган, из концертных органов это второй всего лишь инструмент. Первый находится в большом зале Белгосфилармонии. Здесь, в концертном зале «Верхний город» это удачное сочетание, когда есть и романтический орган средних размеров, и хорошая акустика, и в то же время это концертный зал.

Сначала этот орган появился в Воложинском костеле, соорудил творение искусства варшавский мастер Владислав Каминский. В период между Первой и Второй мировой войной волшебному инструменту изрядно досталось. Реставрировать пришлось при помощи частей из похожего органа.

Татьяна Бембель:
На кафедре есть надпись, четко идентифицирующая, по крайней мере, часть этого органа, это знаменитая фабрика Вацлава Бернадского, которая имела большое отделение в Вильно, в Варшаве тоже это было и во Львове, кстати, тоже. Эта фабрика была поставщиком в XIX веке больших частей органов для костелов и Беларуси, в том числе. Это очень, как говорится, породистый инструмент.

Битва за игру на клавишах истории длилась несколько лет. Истинные ценители музыки боролись за инструмент не покладая рук и не жалея средств. В то, что свершится чудо и орган снова заиграет, верили немногие. Для реставрации приезжал мастер из Москвы. И вот свершилось! Первые робкие звуки он начал издавать в 2017 году, но показать все величие своих возможностей смог лишь в 2020 году.

Виктор Кистень:
Отличие этого органа, он как романтический инструмент XIX века, у него пневматическая трактура. Сигнал о нажатии клавиши к трубе передается с помощью воздуха. Это все система клапанов, все, что здесь открывается и закрывается, оно существует без какого-либо вмешательства технологий XX и XXI века.

Уже сейчас на концертный инструмент XIX века в «Верхнем городе» много планов, а желающих насладиться чувственными музыкальными мотивами будет еще больше. Ведь в фантастическом голосе органа есть что-то от нежного звучания флейты и мягкой, но пронзительной скрипки. Его каждый аккорд будто проникает прямо в сердце и медленно играет на струнах души.