Столица племени радимичей находилась в Могилевской области

Давайте заглянем в бывшую столицу племени радимичей, город, который видел самого Радима – основателя племени. Добро пожаловать в деревню Радомля, Чавуского района, Могилевской области.

В X веке сюда, на левый берег реки Радуча, пришли радимичи и основали свой город. Этот город стал столицей племени, поэтому и получил соответствующее название.

Тут находилось и городище. Его северный, более низкий край, возвышается над долиной на 16 метров. Городище было окружено рвом глубиной 10 и шириной 40 метров. За такими крепкими оборонительными сооружениями, обитатели этого места чувствовали себя в безопастности.

Фото. Деревня Ратомля

Фото. Деревня Ратомля

Фото. Деревня Ратомля

Фото. Деревня Ратомля

На севере городища, за яром, находилось неукрепленное поселение, а рядом – на возвышении – капище.

В XII веке Радомля вошла в состав Мстиславского княжества. А после включения этих земель в состав ВКЛ стала великокняжеским владением. В этом же веке на месте городища был основан замок.

Замок просуществовал до XVII века, в нем было 4 башни. Через небольшой отверстие в стене был выход к реке.

В южной части замка находился колодец. Теперь на его месте небольшое углубление диаметром около 8 метров и глубиной около 4,5 метра. Местные жители говорят, что на месте колодца когда-то стояла церковь. Церковь ушла под землю, только потом уже появился колодец.

Фото. Деревня Ратомля

Фото. Деревня Ратомля

В 1527 году польский король и великий князь литовский Жигимонт І Стары подарил замок Михаилу Мстиславскому. Взамен дал ему приказ, иметь в замке за свои средства гарнизон в составе 50 воинов. На содержание замка и гарнизона работала вся волость. Половина собранного пшена передавалась в запасы замка, на случай штурма.

Радомский замок находился на границе с Московскими владениями, и поэтому ни одна война не обошла его стороной. В час Ливонской войны укрепления были трижды спалены. Во время тринадцатилетней войны с Россией, которая продолжалась с 1654 по 1667 годы, в замке формировался белорусский казацкий полк Константина Поклонского.

Историческая справка
Поклонский Константин Юрьевич – белорусский полковник во время войны России и Речью Посполитой 1654-1667 годов. Выражал интересы православных кругов Могилевщины. В начале войны перешел на сторону русского царя Алексея Михайловича. Пробовал проводить политику независимости от царской власти и особенно от украинских казаков. Во время оккупации Могилева войском Януша Радзивила перешел на сторону ВКЛ.

Фото. Деревня Ратомля

Фото. Деревня Ратомля

С 1539 по 1779 год Радомля была центром администрации воеводства. В 1619 году в Радомле Михаилом Суходольским и Каралем Мадалинским был основан костел св. Михаила. Костел несколько раз горел. Около 1800 года был построен новый храм. Меценатом тогда выступил Ян Суходольский.

В 1811 году был построен деревянный католический монастырь, а также ряд хозяйственных построек, кухня с пекарней, два хлева. За монастырем был разбит большой огород. При монастыре была библиотека, а также школа и госпиталь. Но монахи поддержали восстание 1830-1831 голов, поэтому, как и другие монастыри, он был закрыт в 1832 году.

Фото. Деревня Ратомля

Костел же просуществовал до 1930 года, даже сохранились его фотографии. А в 1930-х годах атеисты вели свою атеистичную войну и заложили взрывчатку в костел. Он был взорван, не осталось даже ни одного камешка. Единственное, что теперь напоминает тут о католиках – несколько старых могильных плит.

Фото. Деревня Ратомля

Была в этой деревне и православная церковь, но она была взорвана во время Второй мировой войны. Но после войны еще оставалась усадьба пани Чаховской. Дворец сохранился полностью и стоял тут долгое время, пока в его здании находилась школа. Но после того, как школа переехала – он был разобран. Единственное, что осталось – старая мельница.

Фото. Деревня Ратомля

Фото. Деревня Ратомля

Рядом с рекой находится источник. Сюда по большим религиозным праздниками приезжают священники и проводят службу. Также в разны дни приезжают люди из Могилева, деревень, помолившись, они набирают чудотворной воды.

Фото. Деревня Ратомля



«Это место намолено не одним поколением». Рассказываем о Горской кринице, которую считают святой



Краснопольщина имеет богатое археологическое наследие, но интересно это место не только историкам. У подножия городища бьют ключи.

Криничка считается животворной.

Игорь Марзалюк, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, доктор исторических наук, профессор:
С ней связана такая легенда. О том, что в этом месте появлялась Богородица, как местные говорят, ножки мочила. Поэтому эта криница в местной традиции используется для излечения больных, у которых проблема с ногами. Сам видел, как приводили девочку, как ей в этом срубе ножки пробовали мочить.

Вода тут кристально чистая.

Вода детства.

По давней традиции, рядом с Горской криницей празднуют Десятуху. Автохтонный праздник Краснопольщины выпадает на десятую пятницу после Пасхи. Священник освящает воду в источнике, люди молятся, а затем повязывают платки на кресте.

Николай Шпунтов, учитель истории ГУО «Горский учебно-педагогический комплекс детский сад-базовая школа»:
Что касается места силы, то это место намолено не одним поколением людей. Эта Горская святая криница, по праву, считается святой, целебным источником у местного населения.

Люди верят, что вода из этой криницы помогает от всяких болезней, хворей.

На малой родине Игоря Марзалюка. Экскурсия по Краснополью