Как снимают фильм о Янке Купале: в главной роли – латыш, в эпизоде – Цеслер

10.06.2019 - 12:14

«Беларусьфильм» показал трейлер своего самого масштабного проекта 2019 года. Речь идёт о фильме Владимира Янковского «Купала». До конца июня съёмочный процесс этого фильма завершится.

Как «Беларусьфильм» помог в съёмках сериала «Чернобыль»: «Было отобрано огромное количество костюмов, около 2 000»

Гость программы «Утро. Студия хорошего настроения» – начальник отдела маркетинга, реализации и рекламы Национальной киностудии «Беларусьфильм» – Юрий Игруша.

Как пришла идея создать фильм о Янке Купале?

Юрий Игруша, начальник отдела маркетинга, реализации и рекламы Национальной киностудии «Беларусьфильм»:
В основу лёг сценарий Алёны Калиновой, который уже целый ряд лет рассматривался, и министерство культуры, наконец, приняло решение запустить этот проект.

Удалось ли все линии жизни классика осветить? Удалось ли найти что-то неизвестное читателю и показать?

Юрий Игруша:
Судьба Янки Купалы – это очень драматическая судьба и это судьба поэта на фоне большого количества эпохальных событий того времени, это и Первая мировая война, и целый ряд событий охвачен. И поэтому как менялась, как трансформировалась личность поэта – об этом и кино, потому что человек, особенно поэт, переживает судьбу своей страны больше, наверное, чем просто человек, он это пропускает через себя, через свои стихи. И поэтому это кино, конечно, драматическое, тесно связанное с событиями нашей страны.

Где проходили съёмки?

Юрий Игруша:
Съёмки основные были, конечно, в Беларуси. Фильм охватывает, почему он так долго снимается, все поры года. Судьба поэта была связана с Санкт-Петербургом, с Москвой, с Вильнюсом – там тоже происходили съёмки.

Почему на роль национального героя выбран латышский актёр?

Юрий Игруша:
Во-первых, конечно, это право режиссёра, потому что Владимир Янковский очень пунктуальный, очень требовательный в этом плане человек. Через кастинг было проведено такое количество актеров, что вам не передать! Он искал образ, который соответствует его представлению о Купале – поэте и непростом человеке.

Был найден актёр. У него белорусские корни, его отец из Беларуси и он очень любит Беларусь. Актёр рижского театра Николай Шостак. Причём это человек, который ещё скоро будет представлен широкой публике, пока не закончен фильм, мы стараемся его не беспокоить. Но это очень харизматичный светлый актёр и, мало того, он играет разные возрасты Купалы. Это было самое сложное – так перевоплощаться, что поразительно!

Какие артисты ещё снимались в фильме?

Юрий Игруша:
На сегодня это порядка 100 персонажей, наверное. Причём мы увидим в эпизодах очень много знакомых нам всех людей. Скажу по секрету, даже Владимир Цеслер будет играть в эпизоде. Поэтому, наверное, сложнее называть тех актеров, которые не приняли участие, потому что очень много было желающих, все хотели в эпохальном таком фильме сыграть, поэтому все актёры приняли участие очень достойно. Вероника Пляшкевич, Оксана Лесная, Сергей Чекерес – все известные наши фамилии актёров приняли участие.

Какая идёт реакция на фильм?

Юрий Игруша:
Сейчас идут предварительные переговоры с рядом отборщиков крупных мировых фестивалей и для этого надо показывать уже продукт, хотя бы предварительно. Премьера трейлера вызвала определённый бум, особенно у нас, конечно. В YouTube за первые сутки посмотрели порядка 30 тысяч человек, цифра всё время растет, масса изданий опубликовала об этом информацию, поэтому ожидания очень большие, судя по отзывам зрителей, которые приходят, благодаря трейлеру. Ожидания очень высокие, потому что многие просто вздохнули с облегчением: «Ну, наконец-то, в Беларуси появляется своё национальное кино  на белорусском языке, о белорусском человеке!»

Люди в материале: Юрий Игруша
Loading...


Зачем студентов Академии искусств пустили на военные полигоны и что объединяет белорусскую киношколу с нью-йоркской?



Новости Беларуси. День белорусского кино отмечали на неделе. Об этом рассказали в программе «Неделя» на СТВ.

Игорь Позняк, СТВ:
В свое время у нас был самый сильный кинематограф в СССР. На национальной киностудии были созданы сотни шедевров, которые мы пересматриваем до сих пор. 2020 год, к слову, дал повод не раз обратиться к таким картинам, как, например, «Иди и смотри» или «Люди с черными душами».

О важнейшем из искусств – Григорий Азаренок.

«Находимся на точно таком же пике». Какой фильм полувековой давности политолог Лазуткин считает актуальным сейчас?

Григорий Азаренок, корреспондент:
Сожженные деревни, геноцид народа, партизанское движение, победа, восстановление страны – все эти вехи нашли свое отражение в кинематографе. Это была эпоха расцвета, снимались шедевры, которые мы любим до сих пор – «Белые росы» можно пересматривать бесконечно. Но наступило и время упадка – в начале 90-х искусство было разгромлено и уничтожено дельцами от политики. На экраны пришли убийства, насилие, грязь, разврат и преступный национализм. Продолжалась эта вакханалия недолго. Уже во второй половине 90-х белорусское искусство вернулось на здоровые рельсы. Такие шедевры, как «В августе 44-го» и «Брестская крепость» – то, чем все мы можем гордиться.

Виктор Васильев, председатель Союза кинематографистов Беларуси:
Фильмы делались для людей, для души. Мне же все эти фильмы всегда нравились. Я всегда с большой любовью относился и отношусь и к людям, которые производили эти фильмы, и к фильмам, и к кинопрокату, и ко всему, что связано с кинематографом. Объясняю почему: потому что в них есть составляющая главная – человек. Без этого человека, который придумал что-то, потом вместе с кинематографистами создал это произведение – вместе объединялись, обсуждали, свои горести, радости переносили на площадки. А потом уже появлялось это произведение под названием «художественный (или телевизионный, или документальный, или анимационный) фильм».

Непростое время пандемии пока поставило на паузу работу киностудии «Беларусьфильм». Но нельзя сказать, что производство кино остановлено.

Павел Иванов, декан факультета экранных искусств:
Мы выпустили за это время порядка 700 с чем-то, под 800 специалистов для кино и телевидения. Это немало уже. Готовим список работ, которые занимали какие-то места на международных в первую очередь конкурсах, фестивалях. Их где-то, наверное, под сотню, то есть показатели очень хорошие. Мы за это время вошли в список ведущих киношкол мира. Есть такая ассоциация, и вот мы – одни из учредителей, наравне с, например, нью-йоркской киношколой.

Этим студентам не до забастовок – съемки, монтаж, сценарий, бессонные ночи и муки творчества. Но те, кто пришел сюда, никогда об этом не пожалеют.

Вероника Сабирова:
Я мечтала с детства снимать. Сначала фотографировала, а потом решила перейти на съемку, чтобы ездить по миру.

Анастасия Синицина:
Я с детства очень любила искусство. Профессия «режиссура» объединяет, мне кажется, абсолютно все виды искусства. И музыка, и танцы – это все можно красиво снять. Наверное, поэтому я тут. Я хочу создавать красивую картинку и выражать себя через фильмы и телепередачи.

У каждого из них есть своя тема, которую они хотят рассказать миру. Но объединяет их одно: любовь к искусству. А оно всегда воспитывает и любовь к стране. О нашем кино они могут говорить бесконечно.

Арина Цильцина:
Туров – он снял очень хорошее кино «Через кладбища». Оно даже вошло в 100 лучших фильмов о войне во всем мире. Там очень страшная атмосфера, это было неудобно смотреть.

Также мне нравится «Иди и смотри», там тоже о войне. В белорусском кино, в принципе, главная тема – это Великая Отечественная. «Иди и смотри» – там подросток, который по ходу фильма постарел. Это очень было заметно.

Исторические темы по-прежнему волнуют студентов. Готовится к выходу короткометражка о походе в Афганистан. Масштаб не учебный, Министерство обороны даже поделилось с ребятами боевыми машинами.

Артур Ильиных, преподаватель Белорусской государственной академии искусств:
Они берут сценарий читать. На удивление, как правило, все идут навстречу. И Министерство обороны, прочитав, что идет кино про Афган к юбилею, пошло настолько навстречу, что они пустили нас на полигон, дали нам стрелять из автоматов, дали нам военный оркестр. То есть они всячески содействуют, скажем так, чтобы наши студенты могли наиболее полно воплотить свои идеи и замыслы в кино.

Здесь очень хорошо понимают, что учеба – это не банальное получение знаний. Это очень тонкий и глубокий процесс воспитания личности.

Наталья Краснодубская, преподаватель Белорусской государственной академии искусств:
Стараемся донести глубину произведений классики. Стараемся воспитывать на классике русской, на белорусской, на мировой. Учимся понимать, о каких великих проблемах, глобальных проблемах писали авторы и пытались донести до своего поколения. Они актуальны, к сожалению, и сейчас, поэтому стараемся направлять их.

Григорий Азаренок:
Делаем новое кино и вновь пересматриваем классику, а она актуальна. И тем, кто сегодня вновь нарушал привычный покой на улицах столицы, не мешало бы внимательно посмотреть вот этот эпизод.

Все виновные вместе с вами понесут заслуженное наказание.

Об истории, настоящем и будущем киноискусства рассуждал Григорий Азаренок.