«Активировать самостоятельную ответственность ребёнка за 90 минут». Каким должен быть современный урок

09.01.2020 - 11:05

Великий педагог Василий Сухомлинский утверждал: один из врагов учителя – рутина. Действительно, во все времена профессия преподавателя требует яркой, масштабной и творческой личности. Сегодня педагог должен владеть не только культурой человеческих ценностей и классической методикой преподавания, но и создавать новые технологии в деле образования. Именно таким передовым учителям в преддверии Нового года были вручены премии и гранты Мингорисполкома за инновационные проекты. В нынешнем году 100 денежных наград присуждены 171 педагогическому работнику Минска.

Гость программы «Новое утро» на РТР-Беларусь – учитель биологии ГУО «Лицей №2 г. Минска» – Галина Кашпур.

Поздравляем Вас с участием и победой в этом конкурсе! В чем уникальность вашего проекта?

Галина Кашпур, учитель биологии ГУО «Лицей №2 г. Минска»:
Главное отличие в том, что на своем рабочем месте я объединяю две должности: педагог-психолог и учитель биологии. Мой проект – это продукт совмещения этих двух должностей, когда на уроках биологии я попыталась организовать учебный процесс таким образом, чтобы самостоятельная деятельность учащихся на уроке была главной.

Каждый урок в рамках темы разбит на определенные самостоятельные этапы работы. Да, с одной стороны урок традиционный, мы не можем избежать проверки домашнего задания и не должны избегать. Домашнее задание проверяем, новую тему изучаем и по-новому изучаем новый материал, но тем не менее на каждом этапе упор идет на самостоятельную деятельность учащихся, она может выражаться в любом варианте. Если это домашнее задание, это самопроверка учащихся. Методы достаточно традиционные, другое дело – их подача, в том числе с использованием современных информационных технологий.

В некоторых школах за рубежом домашние задания, в принципе, не дают, потому что если человеку тема интересна, он это откроет для себя сам. Те необходимые объемы знаний, которые дети должны получать, они получают непосредственно в школе. Это и есть система, когда ты обучаешься в этом месте, а дома ты не должен тратить свое время на какие-то обязательные моменты. Как Вы считаете, нужно ли давать детям домашние задания?

Галина Кашпур:
Я вам отвечу и как психолог, и как учитель, и с точки зрения нашего учебного учреждения. У нас занятия организованы парами. Я с детьми нахожусь 90 минут на уроке, я преподаю в непрофильных классах и всегда говорю: «90 минут – это то время, которое вы должны эффективно провести на уроке и забыть про домашнее задание». Я говорю очень осторожно. Если это время проведено эффективно, мы можем изучить новый материал, можем его закрепить и выучить, но это тогда, когда ребенок слушает тебя, когда он готов участвовать в уроке. Для чего и проект? Чтобы активировать самостоятельную ответственность ребенка за эти 90 минут, которые он их проводит. Поэтому проведи их здесь со мной, выслушай меня, ответь на мои вопросы или выполни то задание, которое тебе предлагают, получи отметку и, пожалуйста, готовься к профильным предметам, у тебя дома есть чем заняться, в крайнем случае, сходи в спортивный зал лишний раз или на свидание с девочкой.

Люди в материале: Галина Кашпур
Loading...


Здесь размещены видеоуроки от учителей со всей страны. Онлайн-платформу для школьников запустили в Беларуси



2020 год внес изменения в образ жизни практически всех жителей планеты. Самоизоляция и удаленная работа уже стали привычными. Чтобы школьники могли не упускать важную информацию, в Беларуси с января 2021 года запустили образовательный портал.

Людмила Романовская, заместитель директора по методической работе Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь:
Этот ресурс призван оказать помощь учащимся в случаях необходимости самостоятельного освоения какого-то сегмента учебной программы, когда ученик по каким-то причинам не может посещать учреждение образования. Плюс ко всему, мы предполагаем, что активными пользователями этого ресурса будут родители, потому особенно в начальной школе они активно помогают детям выполнять домашние задания.

На сайте размещены видеоуроки от учителей со всей страны. Кратко и доступно педагоги объясняют учащимся параграф. Чтобы привлечь внимание школьников, предлагают в режиме реального времени делать задания, переходить по ссылкам и получать дополнительную визуальную информацию; открывать контурные карты и выполнять задания под онлайн-комментарии наставников.

Ирина Харевич, начальник управления информационных образовательных технологий Национального образовательного портала:
Мало кто из учителей когда-либо готовил видеоролики. Для них это было интересно и полезно. Многие вошли во вкус и потом еще предлагали свои идеи, каким образом можно разнообразить ролик, что-то улучшить. Ребенку станет более интересно смотреть изложение материала, а также будет отсыл на какие-то ресурсы. Они отправляют к учебнику почитать, сделать упражнения, оценить, ответить на вопрос, подумать.

После каждой темы размещен краткий тест по пройденному материалу, который после проверки показывает верные и неверные варианты. Качество онлайн-контента проверяли 35 специалистов – методисты, которые и составляли учебники для ребят. Так авторы смогут увидеть, как преподносится информация для школьников по всей стране.

Ирина Харевич:
На данный момент у нас подготовлены учебные материалы для третьей четверти – это порядка 700 различных видеороликов, тестов. Сейчас готовится четвертая четверть.

Портал заработал недавно, и сейчас разработчики активно принимают обратную связь от пользователей. Свои предложения любой желающий может оставить через интерактивную форму на сайте, отправив письмо разработчикам или преподавателям.

Юрий Круглик, директор Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь:
Задача стоит такая: чтобы порядка ста тысяч пользователей одновременно могли пользоваться. Понятно, что учащиеся и педагоги. Ресурс размещен на платформе «beCloud» – это белорусские облачные технологии. Если говорить о том, хватит ли места на серверах, то, безусловно, хватит.

В ближайшем будущем планируется модернизировать нынешнюю версию сайта. Добавить видеоуроки для всех четвертей, а также факультативные занятия, чтобы и танцы, и пение, и рисование осваивались учениками в то время, когда посетить школу нет возможности.

Юрий Круглик:
Те, кто будет заходить, могут идентифицироваться. Мы предполагаем, что для каждого учреждения образования, для каждого учебного класса либо группы, для каждого педагога и учащегося будет создан персональный профиль. Можно несколько лет строить космический корабль, потом через два-три года его предъявить и сказать: «Вот, мы построили». Мы пошли немножко другим путем. Мы предпочитаем поэтапно реализовывать те или иные шаги и предъявлять их общественности.

Мобильная версия сайта, электронные журналы и дневники – в ближайшие два года школьные отметки перейдут в онлайн-режим, и в телефоне поместится чуть ли не вся информация из тяжелого портфеля.