Александр Ефремов – о «Лістападзе»: «Он становится элитарным фестивалем»

12.11.2016 - 18:30

Под снегопад завершился и «Лістапад». Чем завершился кинофестиваль? Расскажет наш корреспондент Анастасия Бенедисюк.

Вот они – финальные титры. Фильм, номинированный на Оскар. В мировом прокате лишь с 13 января уже будущего года. В белорусской столице «Послеобразы» Анджея Вайды ждали целых семь фестивальных дней. Эта лента – о сложной судьбе одного из самых известных современных художников-авангардистов. Своим его считают сразу в Беларуси, России и Польше. Но ведь он – Стржеминский – и, кажется, в этой фамилии – всё.

Потерял руку, ногу, глаз. И тогда же открыл в себе неизведанное доселе – талант изображать на холсте, что порой плохо видел, но, кажется, видел куда отчетливее многих. Вся его жизнь – «Навстречу вдохновению»: этот же девиз у ХХІІІ «Лістапада».

Заза Урушадзе, председатель жюри основного конкурса игрового кино (Грузия):
Я могу сказать от имени жюри, что все фильмы были достойны наград, просто у нас не было столько наград.

Александр Ефремов, народный артист Беларуси, режиссер:
Он становится элитарным фестивалем, фестивалем для критиков.

Глеб Курейчик, актер:
Такие нормальные фильмы, которые можно смотреть и взрослым, и детям.

Анастасия Бенедисюк, корресподент:
Кино игровое и документальное, конкурс фильмов для детской аудитории «Лістападзік», а также национальный смотр. Всего уже 23-й «Лістапад» подарил кино-гурманам сразу 160 работ из полусотни стран мира: от Канады до Японии.

Итак, церемония закрытия «Лістапада», полный зрительный зал, в первом ряду – вершители судеб! Дени Коте, всю неделю так и проходивший в своей черной шапке – то ли приметы ради, то ли забавы для, – не выпускает из рук телефон. Кинорежиссер как-никак! Должно быть, что-то горяченькое на свои смартфоны запечатлела и эта эмоциональная тройка – жюри кинопрессы. Скоро – на первых полосах.

Андрей Алферов, член жюри кинопрессы (Украина):
Очень сильная программа, у нее эффект паровоза. Она толкает.

Толкнул, может, и паровоз этого гарного украинского хлопца и на другие открытия. Так, одним из вечеров сердце Андрея Алферова растопил белорусский фолк. А вот зрителей «Москвы» вечером пятницы покорила делегация из Японии – больше 20 часов они летели в Минск за заслуженной наградой.

«Молитва Лиры» создавалась по следам землетрясения в 2011 году, в фильме воспевают силу духа людей. А вот и Миюки Кивасака и Хироюки Курокава уже в будущем году планируют воспеть быт белорусский в 20-минутной документалке.

Миюки Кавасака, режиссер, продюсер (Япония):
Подготовка к этому проекту уже была, а в мае наша съемочная группа приедет в Беларусь.

Хироюки Курокава, режиссер (Япония):
Мы не будем использовать актеров, технику. Все, как есть. Кроме этого мы сегодня немного ознакомились с Минском. Он мне очень понравился. Спокойный. Мне кажется, что он отражает характер вашего народа.

Не с пустыми руками приехали гости из Страны восходящего солнца. Вот такая картина – нам в дар: иероглифы лично выводила мама премьер-министра Японии. На ней – 4 символа: уважение, еще большее уважение, близость и любовь. О любви к делу и эта награда: «За смелый и свежий взгляд» – «Граф в апельсинах». Сам граф, правда, молодой белорусский режиссер Сенькова сейчас ленту представляет на фестивале в Берлине.

Александр Лесько, актер:
Нам всем было по 17 лет, у нас были только деньги на бензин. И большие амбиции.

А вот приз зрительских симпатий «Бронза Лістапада» и всенародная слава – у фильма «Слава» (как корабль назовешь!) – совместный проект Болгарии и Греции. «Серебро Лiстапада» в номинации «Фильм как явление искусства» – у «Мимозы» Оливер Лакс. От одного мелодичного названия к другому – главная награда в этому году уезжает в Венгрию. Гран-при «Золото Лістапада» – у «Лили Лейн».

Ласло Хорват, советник посольства Венгрии в Республике Беларусь:
Когда я узнал неожиданную и очень хорошую новость, я сразу постарался связаться с режиссерами, создателями этого фильма. Очень были довольны и рады. Я постараюсь передать всю атмосферу и этот приз.

Люди в материале: Александр Ефремов
Loading...


Работница ЖЭСа, закрашивающая надписи на стенах, как автор супрематических произведений. Необычное кино на фестивале «Лiстапад-2019»



Более 150 картин из 50 стран, именитые гости, шикарные наряды и благодарные зрители. В Минске состоялся 26-й международный кинофестиваль «Лiстапад-2019». Итоги подведены и победители названы.

Гость программы «Новое утро» на РТР-Беларусь – координатор национального конкурса Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» – Николай Лавренюк.

Какие белорусские картины были удостоены высоких наград?

Николай Лавренюк, координатор национального конкурса Минского международного кинофестиваля «Лiстапад»:
В белорусском конкурсе была серьезная конкуренция и мне было сложно до окончания фестиваля спрогнозировать, и точно сказать, что этот фильм победит, а этот нет. Поэтому жюри, во главе которого был легендарный Кшиштоф Занусси, вынесло свой вердикт, о котором мы узнали на церемонии закрытия.

Лучшим игровым фильмом стал «Пляж/лес/тамбур», который сняли два режиссера Кирилл Галицкий и Светлана Козловская. Они сделали прекрасный фильм, который получает уже не первую награду. Были награды на фестивале «Киношок». Я думаю, что фестивальный путь этого фильма будет только продолжаться и принесет новые награды.

О чем фильм «Пляж/лес/тамбур»?

Николай Лавренюк:
Это короткометражный фильм. Очень лаконично и метафорично рассказывается о наших страхах и наших болевых точках. Это камерное кино. Два человека.

Девушка, которая отправляется на пляж заняться йогой, помедитировать и парень немного такой бандитской внешности, которая вызывает в этой героине страх и ужас. В процессе происходит такая метаморфоза, что все меняется местами. Это лихо закрученное психологическое кино. Тонкая работа. Поэтому я желаю всем зрителям, кто не видел, ее посмотреть.

Были также представлены лауреаты международных кинофестивалей, например, картина «Возера радасці» Алексея Полуянова, она совсем скоро выходит в прокат.

Фильм-лауреат национального конкурса «Последний день этого лета» Никиты Александрова и Юлии Шатун.

Были фильмы, где есть элемент комедии и иронии. Например, замечательный фильм Максима Шведа «Чистое искусство», который получил специальный диплом кинокритиков. Это документальная картина. Главная героиня которого работница ЖЭСа. Ее работа заключается в том, чтобы закрашивать всякие надписи, которые несознательные граждане оставляют на стенах. В этом фильме они рассматриваются как художники и авторы супрематических произведений. И мы отправляемся в этот путь.

Один из главных героев – Захар Кузя белорусский художник-абстракционист. Вот это взаимодействие современного искусства и искусство работниц ЖЭСа дает такое очень интересное сочетание. Это замечательное, легкое, ироничное и про нас с вами кино.