Александр Лукашенко о ВНС: «Двоевластия в стране быть не должно, глава государства есть глава государства»

28.09.2021 - 21:08

Новости Беларуси. Референдум по новой редакции Основного закона Беларуси состоится не позднее февраля 2022 года. Это требование Президента. Об этом Александр Лукашенко заявил на расширенном заседании Конституционной комиссии, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Алена Сырова, СТВ:
В свое время самый первый народный сход спас Беларусь, и эта форма доказала свою эффективность, как бы ни отрицали того скептики. Сегодня идет речь о том, чтобы часть полномочий некоторых государственных органов передать собранию. Да, но каких? И к каким последствиям это может привести?

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Там должны идти дебаты, определяться фундаментальные вещи. И постоянно действующие органы власти от Президента до местных исполкомов, органов власти, которые принимают решения, должны свято придерживаться этого пути. Я думаю, что ежегодное проведение Всебелорусских народных собраний, сходов этих, для того чтобы проконтролировать ситуацию, как выполняются пятилетние решения, как действуют органы власти... Слушайте, а вдруг возникнет чрезвычайная ситуация, не дай бог, на западных границах – сейчас очень актуально, еще важнее – на южных. Вот вопрос – объявление войны и мира. Кто это будет делать? Мы не можем на Всебелорусское народное собрание отнести эти функции и полномочия? Там депутаты все, сенаторы, там глава государства, там представители народа. Вот с чем я опять же согласен, что это не должны быть только представители Советов, это не должен быть съезд Советов. Чем будет заниматься Всебелорусское народное собрание? Оно что, будет висеть над Президентом или парламентом, или другими органами власти? Просто так болтаться. Или у него будет определенное место в этой системе власти? Поэтому, говоря об этих функциях, надо подумать о том, чтобы забрать у Президента те функции, которые не должны у него быть в силу того, что он сам там является стороной процесса. Мы будем обсуждать, я не имею окончательного решения. Я только понимаю, что двоевластия в стране быть не должно. Глава государства есть глава государства. Подвергаю сомнению, что ЦИК приняла заключение, выборы состоялись и так далее и тому подобное. Почему не отдать это на Всебелорусское народное собрание? Пускай Всебелорусское народное собрание, где и Президент, я уже говорил, пусть оно и определит, что это за ЦИК. Конституционный суд дает заключение. А кто в таком случае Конституционный суд формирует и кто в принципе назначает председателя Конституционного суда? Президент или нет?

Читайте также:

Президент Беларуси: мы должны видеть, кто будет вместо Лукашенко и как он поведёт страну

Пётр Миклашевич о смертной казни: нецелесообразно в настоящее время вносить изменения по этому вопросу

Лукашенко: мы после прошлого года понимаем, что их допустить к власти нельзя. Не только нас ликвидируют

Люди в материале: Александр Лукашенко
Loading...


Зачем ВНС нужны новые функции и кто будет там присутствовать? Мнения экспертов



Новости Беларуси. Главное политическое событие 2022 года. Как подготовиться всем белорусам к референдуму по изменениям в Конституцию? Почему важно двигаться по эволюционному пути развития? В студии ток-шоу «По существу» собрались не только члены Конституционной комиссии, но и другие эксперты, чтобы просто и доступно обсудить грядущее событие.  

Алена Сырова, СТВ:  
Давайте вернемся ко всенародному обсуждению. Как вы считаете, на этом этапе важно будет привлечь как можно больше людей, чтобы они высказали свои какие-то замечания, или же дать им время подумать и уже прийти с окончательным решением на референдум?  

Николай Щекин, политолог, кандидат философских наук:  
Давайте исходить из следующего. Первое – стандартов для нас нет. Вообще стандартов конституционной реформы, Конституции в мире образца нет. Мы идем своим путем в этом смысле. Второе – за прошедшие полтора года столько было привнесено инноваций в том смысле, что просто люди хайпанули на этом, услышали: где-то двухпалатный парламент, где-то однопалатный, где-то система какая-то.  

Кирилл Казаков, генеральный директор СТВ:  
А что с этим делать, как раз непонятно.  

Николай Щекин:  
Да. Третье – надо понимать одну простую вещь: Конституция для нас. Поэтому мы будем делать следующим образом. Во-первых, конечно, сейчас необходимо концептуально подойти к референдуму, чтобы идеологическая работа относительно профориентационной, как мы раньше говорили, да вообще ориентационной работы относительно Конституции. Что, как, что там происходит – надо работать с людьми. Сейчас как раз надо по новой открывать диалоговые площадки и объяснять, разъяснять людям, чего мы хотим. Следующее, о чем здесь уже говорили, – относительно Всебелорусского народного собрания. Место, роль, статус. Давайте исходить из того, что в мире прецедентов нет. Вообще нет.  

Кирилл Казаков:  
Китайский опыт нам приносят.  

Николай Щекин:  
Нет. Съезд – это немножко другое. Здесь – соблюсти баланс, чтобы не перекрещивался статус, чтобы полномочия, функционал не дублировался. Это очень тяжело. Я понимаю главу государства, что, вроде бы, делегат, но чтобы не был как депутат. То есть здесь соблюсти баланс и сохранить при этом стабильность в стране. Здесь мы будем натыкаться на многие вещи.  

Дмитрий Кудин, председатель Озерицко-Слободского сельского исполнительного комитета, депутат Смолевичского районного Совета депутатов:  
А почему, чтобы не был депутатом? Депутат – это представитель народа.  

Николай Щекин:  
Нет, стоп. Вы меня не поняли. Депутат может быть, но…  

Дмитрий Кудин:  
И пусть бы был. Две трети депутатов, треть…  

Николай Щекин:  
Но функции не должны дублироваться ни в коем случае.  

Дмитрий Кудин:  
А они не дублируются.  

Николай Щекин:  
В этом и проблема: сделать и таким образом, чтобы они не дублировались.  

Дмитрий Кудин:  
Я местный депутат, а приехал на уровень.  

Игорь Марзалюк, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси, член Конституционной комиссии:  
Президент абсолютно четко и ясно объяснил, для чего необходимы функции новые для ВНС и почему оно необходимо. Это тот орган нашего народовластия, я даже не сказал бы представительного народовластия – просто так, чтобы не смешивать две палаты парламента. Но это высший орган прямого народовластия, который должен в реперных важнейших точках стоять на страже конституционного строя страны. И нового руководителя страны предостеречь от искушения и возможности сломать конституционный строй. Именно поэтому я вносил предложение, оно было поддержано Александром Лукашенко. В принципе, схожие мысли еще и на «Большом разговоре» Президент озвучивал. Конституционный Суд, Центризбирком, вносим, допустим, четыре человека от Президента, четыре от одной палаты, четыре от другой палаты. Вместе с тем смещение судей, утверждение и смещение – это абсолютная прерогатива Всебелорусского народного собрания. Это невозможность их разогнать, это гарантии.  

Читайте также:  

Вопросы об изменении Конституции обсуждались с 2016 года на закрытых площадках – Марзалюк  

Чего люди хотят от Конституции? Рассказал депутат Марзалюк  

Приходят и молодежь, и бабушки. Как мнения граждан собирают для проекта новой Конституции?