От Венгрии до Беларуси – одно движение руки. Большой репортаж «Картины мира»

02.12.2017 - 21:49

Новую струю в жизнь «старого» континета вливает Китай. На этой неделе 16 стран Центральной и Восточной Европы на уровне глав правительств в Будапеште обсуждали планы сотрудничества с Пекином. Поднебесная выстраивает отношения с европейскими государствами минуя Евросоюз. Уж не знаю, почему Венгрию выбрали местом встречи, но у Венгрии с Брюсселем в последние годы было немало споров.

Премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков участвовал в будапештском саммите и призвал активнее использовать нашу страну для налаживания мостов между  Европой и Азией. Такой вот европейский гуляш с китайскими специями и белорусскими драниками вприкуску.

Дмитрий Боярович, СТВ:
Дунай, трамваи, да разве что здание Парламента. Ассоциаций с Будапештом у нас наверняка немного. И правда, город относительно далекий. А вот кубик Рубика (эта уж головоломка знакома каждому) как бы намекает, что от Венгрии до Беларуси – одно движение руки.

Вечер, один из спальных районов Будапешта. Нас встречает Левенте Ташнер. На кухне у венгра все готово.

Дмитрий Боярович:
В Венгрии самое знаменитое блюдо – это гуляш. В белорусском понимании это мясо с подливкой. По-венгерски – это что-то другое, так?

Левенте Ташнер, житель Будапешта (Венгрия):
Да, у нас это говяжий суп. Мы зовем его супом пастухов. Здесь и лук, и морковь, и зелень сельдерея, и паприка, и картошка, и даже красное вино.

Дмитрий Боярович:
Я знаю, что венгры экономны и бережливы – это так? Одна из черт белорусов – это то, что они экономны и бережливы.

Левенте Ташнер:
Мы, как и вы, пережили войну. Так что цену продуктам знаем!

Кстати, обе нации знают и цену энергетической независимости. В Венгрии сейчас активно готовятся к стройке Пакш-2– суперсовременной АЭС, которая добавит мощности существующим энергоблокам (они вырабатывают 50 % всей энергии в стране).

Дмитрий Боярович:
Насколько я знаю, проекты Белорусской АЭС и Пакш-2 похожи? Я прав?

Жолт Харфаш, член венгерского общества Elektrotechnika:
Да. Мы, как и Беларусь, выбрали тип энергоблока поколения 3+. Шесть еврокомиссий, которые лицензировали проект нашей станции, признали, что энергоблок соответствует всем критериям безопасности. Кстати, американский журнал Power назвал шестой энергоблок Нововоронежской АЭС лучшим в мире. У Беларуси и Венгрии будут такие же.

Однако против атомных планов Пакша – Австрия. Страна Альп агитирует соседей (в том числе Чехию) пользоваться возобновляемыми источниками энергии. Само горное государство обходится гидроэлектростанциями: позволяет география. Ну а венгры стоят на своем – станции быть. И это лишь один пример их характера.

Дмитрий Боярович:
В Венгрии сейчас идет борьба буквально за каждый клочок собственной земли. Не так давно Евросоюз, пригрозив пальцем, рекомендовал отменить мораторий на продажу земли иностранцам. Дескать, это убивает инвестиционный климат страны. Впрочем, венгры с этим не согласны.

Пригород Дебрецена, 200 километров от Будапешта. Ференц Деметер – хозяин свино- и овощеводческой фермы, в его владениях – 150 гектаров, 500 голов скота.

Дмитрий Боярович:
Насколько тяжело сейчас в Венгрии заниматься сельским хозяйством в составе Евросоюза? Из Голландии очень много свинины продается на венгерском рынке.

Ференц Деметер, заведующий фермерским хозяйством (Венгрия):
Мы на себе это ощущаем меньше, так как мы поставляем продукцию в государственные учреждения. Но многим хозяйствам приходится снижать цены из-за этого. Это очень нехорошо для нас.

А вот цену (а точнее роль) этой машины в своем хозяйстве венгерские фермеры снижать не собираются. Трактор – один из четырех «Белорусов» на ферме Ференца.

Дмитрий Боярович:
Насколько наша техника вам помогает в работе?

Ференц Деметер:
Ваша техника делает 50 % всей работы на ферме. И пашет, и распыляет удобрения, и подает корм животным.

Белорусские тракторы в Венгрии знают.

Сегодня у машин МТЗ 30 % от общего рынка техники.

Каждый год венгры покупают около 1000 наших тягачей.

Шандор Дукат, директор компании-дилера по продаже  сельскохозяйственной техники (Венгрия):
Белорусские тракторы можно ремонтировать прямо в поле. У нас есть шесть специальных машин с запчастями для них, они оборудованы даже ноутбуками. Ремонтники выезжают и обслуживают трактор. Это экономит деньги фермеров.

Ну, а мы тем временем следим за гуляшом. Содержимое кастрюли помешивает опытный повар-музыкант (Левенти поет джаз). Так почему бы венгерской кулинарной рапсодии не добавить белорусских нот?

Дмитрий Боярович:
А ты знаешь, какое самое известное блюдо в Беларуси?

Левенте Ташнер:
Пельмени, борщ?

Дмитрий Боярович:
Одно из самых популярных блюд в Беларуси – драники. Пока готовится гуляш, я хочу показать тебе, как готовить драники. Зелени сельдерея тут у нас нет. Все довольно просто, но изысканно. Вкусно?

Левенте Ташнер:
Очень! Картошка и сметана – что может быть вкуснее?

А еще вкуснее – совместный бизнес. Венгрия входит в 30 основных торговых партнеров Беларуси. Товарооборот между странами 150 миллионов долларов. Правда, в 2015 году эта цифра была в полтора раза выше – это доказывает, что расти есть куда.

Шандор Макай, представитель Белорусской торгово-промышленной палаты в Венгрии, профессор:
Последние три-четыре года отношения предприятий Беларуси и Венгрии сильно улучшились. Потому что они знают, что Беларусь – стабильная страна и стабильный партнер. Я лично смотрел ваши заводы. На самом высоком уровне они работают.

Енё Фаллер, инвестиционный агент Республики Беларусь в Венгрии:
Ваши МАЗ, БелАЗ очень интересны для венгерских партнеров. Но самая большая поддержка – это абсолютно хорошие политические отношения на высоком уровне между двумя странами.

Активней использовать потенциал Беларуси для связи Европы и Азии предложил премьер-министр нашей страны. Андрей Кобяков на неделе принял участие в саммите «16+1» в Будапеште. И действительно,

мы уже выстроили прочные отношения с Китаем.

Беларусь как раз может стать не только торгово-логистической, но и производственно-технологической площадкой на новом «Шелковом пути».

Этот кадр, сделанный в Венгрии, облетел весь мир. На нем местная журналистка Петра Ласло ставит подножку сирийскому беженцу. Страна (как и Чехия, Румыния, Польша, Финляндия и Словакия) открыто протестует против обязательства принять у себя мигрантов. Квоту в 1000 человек навязывает стране Брюссель.

Дьюла Тюрмер, председатель Венгерской коммунистической рабочей партии:
Мы против того, чтобы разрешили миграцию. Пусть каждая страна решает, хочет она мигрантов или не хочет. Такой порядок, когда кто-то в Европейском союзе решит, что мы приглашаем мигрантов и передаем вам, чтобы жили у вас – такой порядок конечно неприемлем для Венгрии.

Я думаю, что миграция не поможет ни одному европейскому народу.

Это приведет к такому столкновению цивилизаций, которого история еще не знает.

Ну а Ференц Деметер, поднявший с колен убыточное хозяйство и всегда готовый принять гостей, знает другое: его Венгрия будет успешной, пока в ней живут люди, любящие свою землю.

Дмитрий Боярович:
У нас для вас небольшой подарок, фигурка аиста. Аист – это один из символов нашей страны, символ плодородия. Мы дарим его вам и желаем процветания сельскому хозяйству Венгрии и вообще вашей стране.

Того же желает своей стране и Левенте Ташнер, снимая с плиты готовый гуляш, который, пусть на мгновенье, но сделал Минск и Будапешт чуть ближе.

Дмитрий Боярович:
Вот что у нас получилось. Перед тобой – драники. Передо мной – гуляш, тот самый венгерский суп. Смачна есцi!

Loading...


Можем подвинуть и John Deere. Рассказываем о перспективах сотрудничества Беларуси и Венгрии



Новости Беларуси. Первый европейский лидер, который приехал в Беларусь после долгих недель короновирусной изоляции, – венгерский премьер-министр Виктор Орбан, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. Какие же сегодня общие интересы у Минска и Будапешта?

В том числе транспортные. Здесь вновь обратимся к старому доброму бренду Ikarus. Именно такие автобусы курсировали во всех городах Советского Союза: от Владивостока до Бреста. Но сегодня уже независимая Беларусь предлагает свой транспорт Венгрии. Вот такие двухэтажные белорусско-швейцарские красавцы, собранные под Минском, проходят обкатку в окрестностях Будапешта.

Впрочем, это не единственная сфера взаимных интересов. Тем более, двигаться есть куда. Только в экономике страны намерены удвоить результат с 250 миллионов до полумиллиарда евро. А еще в отношениях Минска и Будапешта единые взгляды на многие позиции мировой повестки, равно как и единая цветовая гамма наших государственных флагов. А в этом смысле нам будет интересен и другой, надгосударственный вектор белорусско-венгерского диалога – сотрудничество двух союзов – Евразийского и Европейского.

Детали в репортаже Дмитрия Анисовца.

Многочисленная делегация за спиной Виктора Орбана – и журналисты сразу считывают информацию. Переговоры планируются основательные и масштабные.

Как отметил позже венгерский премьер-министр – да, «он приехал с искренними намерениями наладить сотрудничество». Правда, здесь скорее важно говорить именно про сотрудничество на новом уровне. Ведь взаимоотношения белорусов и венгров по большому счёту сложились давно. У нас очень хорошо помнят венгерский Ikarus и вина, а венгры до сих пор прекрасно управляются с нашим трактором.

После развала СССР экспортную нить в тот регион мы только укрепляли. В 2003 образовали в Будапеште торговый дом и в пиковые нулевые продавали до 2 000 единиц техники в год. С тех пор конкуренция значительно возросла. Евросоюз постоянно повышает требования к игрокам сельскохозяйственного рынка, но МТЗ и в таких жестких условиях держит в Венгрии второе место по продажам среди импортных тракторов.

Лолита Снитко, заместитель начальника управления продвижения и реализации продукции МТЗ:
Постоянно демонстрируем положительную динамику поставок. В 2018 году мы поставили 641 трактор, в 2019 – 741 трактор «Беларус» был отгружен. Выведены новые модели тракторов кроме традиционных, которые очень популярны среди венгерских фермеров.

Пандемия коронавируса почти не повлияла на продажи – мы успели доставить в Венгрию необходимый объём техники. Ее популярность в стране поддерживают 20 крупных дилерских центров, но «Беларус» хочет больше и выше. До лидирующей позиции на рынке рукой подать.

Лолита Снитко:
Можно увеличить и заменить на рынке Венгрии, подвинуть, в том числе и John Deere. Хотя мы не на много отстаем. У John Deere доля 19 %, а тракторный завод – 15 %. Эти 4 % не так много, зато мы можем вытеснить, наверное, тех производителей, которые позади нас. New Holland следом идет, Claas, плюс китайские производители не спят.

Еще 15 лет назад помимо сельхозтехники мы поставляли в Венгрию преимущественно сырую нефть. Сегодня делаем ставку на товары с высокой добавленной стоимостью и экспорт технологий. Например, железнодорожные электропоезда экстракласса. Уже три года, как завод «Штадлер Минск» поэтапно реализует контракт на поставку в Венгрию 40 составов.

Сергей Карпович, главный инженер предприятия «Штадлер Минск»:
Решение было неспроста выработано работать в Беларуси. Потому что наше предприятие обладает полным производственным циклом. Мы обеспечивали полное обучение всех сотрудников венгерских, и все работы, которые велись на территории Венгрии, также были реализованы под нашим контролем.

Заметим, венгерская железная дорога впервые закупила двухэтажные поезда типа Kiss и да – повод гордиться – они будут белорусской сборки.

Дмитрий Анисовец, корреспондент:
Белорусская «Лявониха» и венгерский «Чардаш», у нас василек – у них мак, наш «Беларус» – их Ikarus, Нарочь и Балатон… Перечислять схожие черты 10-миллионных стран можно и дальше. Насколько разнятся белорусы и венгры, настолько и похожи. Но смогут ли народы активизировать сотрудничество, во многом зависит именно от этой встречи.

Официальный визит премьер-министра Венгрии в нашу страну состоялся впервые. Но до этого – активная работа на всех уровнях. К примеру, глава внешнеполитического ведомства Петер Сийярто бывал в Беларуси уже четырежды.

Александр Лукашенко на встрече с Виктором Орбаном: «Нам надо использовать все возможности Венгрии и Беларуси»

Так что встреча Александра Лукашенко и Виктор Орбана вполне закономерна. Есть взаимный интерес, а значит есть повод познакомиться поближе.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Товарооборот 250 миллионов долларов – это не тот, который должен быть между Венгрией и Беларусью. Нам надо использовать все возможности Венгрии и Беларуси для того, чтобы расширить товарооборот не только между двумя странами, но и двумя мощными экономическими организациями: с одной стороны – Европейским союзом, с другой – Евразийским экономическим союзом.

Премьер-министр Венгрии: «Мы мало разговариваем друг с другом, и объем экономического сотрудничества тоже скромен»

За два часа переговоров руководители стран обсудили немало проектов в экономике. Ведь сфер для выгодного взаимодействия более чем достаточно. А потому по итогу минской встречи вполне экономически обоснованная цель – за несколько лет должны взять планку товарооборота в полмиллиарда евро. Для начала.

Отдельно остановились на вопросе энергетической безопасности. И Беларусь, и Венгрия строят свои атомные электростанции, и тут без критики и давления не обойтись. Но позиции двух стран практически идентичны – никто не в праве указывать суверенным государствам, как обеспечить собственную энергетическую безопасность.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Мы готовы принять экспертов МАГАТЭ, Евросоюза, других международных структур, чтобы они убедились в том, что атомная электростанция в Островце не угрожает ни самим белорусам, ни соседям.

Александр Лукашенко: по нюансам строительства атомной станции, я думаю, Венгрия воспользуется нашей помощью и поддержкой

Встреча во Дворце Независимости, несмотря на явный экономический уклон, носила всё же стратегический характер. Руководители в беседе с журналистами признались: большую часть разговора посвятили геополитическим вопросам.

По событиям на Донбассе пришли к согласию, что Минские соглашения – единственный вариант урегулирования конфликта. Затронули и изменения мира после пандемии. Беларусь, как и Венгрию, немало критикуют за меры борьбы с эпидемией и подходы к решению экономических последствий.

Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии:
Западные государства часто считают, что они – представители мысли более высокого уровня, потому что у них построены парламентские демократии после Второй мировой войны. Они думают, что это дает им право говорить нам, что и как надо делать. Это одна из причин. А вторая причина – мы это терпим. Многие страны просто не выражают твердо свою позицию. Мы можем выслушать разные их мнения, но, тем не менее, это наша страна, наша экономика, наша судьба, и мы сами в силах принять решение.

После встречи с Александром Лукашенко Виктор Орбан возложил цветы к монументу Победы и отправился в Совмин. Здесь в правительстве было подписано несколько значимых документов. В частности, меморандум о сотрудничестве в области электроэнергетики. Он предусматривает обмен опытом в области эксплуатации АЭС, хранения и захоронения радиоактивных отходов.

Договорились делиться разработками в сфере электротранспорта, ведь Венгрия, как и мы, взяла курс на зеленую экономику. Чуть ранее стороны заключили рамочное соглашение в сфере птицеводства. И, естественно, договорились углубить сотрудничество в области туризма, восстановить после пандемии туристические потоки.

Беларусь открыта для путешествий и нам есть чем удивить зарубежных гостей. Въездной туризм – важная часть нашей экономики. Ну и для Венгрии, конечно же, это направление приоритетное.

Лариса Хмельницкая, заместитель директора туристической фирмы:
Страна, в общем-то, выдержала достаточно серьезный карантин. Все встали на капитальный ремонт, то есть воспользовались этой ситуацией. Четыре, пять звезд – они все работают и готовы принимать туристов. Заказы уже идут. Такое подошло время, когда венграм стала интересна наша страна, венгры любят природу.

Венгры, как и белорусы, очень гостеприимны. При этом, как и мы, любят всё свое, натуральное. И это еще не все, конечно же, точки соприкосновения. Общего – за многие десятилетия сотрудничества – у нас гораздо больше. Так что основа для нового уровня взаимоотношений надежная, с достойной историей.