Белорусская вышиванка и символы: особенности девичьего костюма

28.06.2017 - 13:08

Архаичный строй костюма в деревне Неглюбка сохранялся вплоть до середины 20 века. А вместе с ним и обычай возрастной перемены в одежде.

Мы уже знаем, как выглядел детский костюм. Глобальные изменения происходили в нём, как только девочке исполнялось 16 лет. По мнению наших предков, в этом возрасте она уже готова была стать невестой. И это подчеркивала её одежда. 

Костюм девушки из деревни Неглюбка был обильно украшен орнаментом красного цвета. Ромбы с шестнадцатью отростками прямо указывали на возраст особы, которая его носила.

Орнамент на одежде, по мнению наших предков, являл собой защиту от проникновения злых сил. Потому им чаще всего украшали ворот, манжеты рубашки, её подол, а также все швы.  

Постепенно в девичьем костюме начинают накапливаться элементы женской одежды. Например, молодые красавицы в Неглюбке носили вот такие «колышки».    

Как только молодая особа осваивала браное ткачество, она  могла самостоятельно при помощи специальной дощечки – бральницы – выткать себе понёву. Первое надевание этого особого вида шерстяной юбки означало физическую готовность девушки выйти замуж. Существовал обряд по надеванию понёвы. Сегодня известно, что надевали её на девушку мама или крёстная, причём приурочено это было к одному из весенних праздников (Благовещению, Пасхе или Троице). Если девушка к этому времени была не готова, то выход в понёве откладывали до следующего года.

Ещё один элемент, который появляется в девичьем костюме, – пояс. Кстати, носили его и замужние.  

Ещё одним важным элементом в девичьем костюме был вот такой головной убор – кубок. Причём характерен он был только для неглюбского костюма. 

После замужества девушка раздавала все ленты, из которых состоял «кубок», своим подругам. С изменением семейного статуса менялся и костюм молодой красавицы. Как, – мы расскажем вам уже завтра.

Люди в материале: Галина Нечаева
Фото.
Фото.
Фото.
Фото.
Фото.
Loading...


Примерить доспехи, послушать фолк и увидеть белоузорное ткачество. Гайд по культурной жизни Беларуси



Новости Беларуси. От фольклора до современного искусства. Во многом белорусская культурная палитра известна благодаря фестивалям, рассказали в проекте «Сделано».  

За последние пару десятилетий в нашей стране усовершенствовали подходы и способы интересно подать свои традиции и открыть новые таланты. Фестивальная полифония нашей страны звучит на весь мир.  

Любителям классики – проект Юрия Башмета, фольклора – поставские «Звіняць цымбалы», а ещё Александрия, Молодечно и, конечно, «Славянский базар».  

В Беларуси с международным размахом и местным колоритом проходят рыцарские турниры, Фэст экскурсоводов, День письменности, театральные форумы и даже велосипедный «Viva Ровар». Фестивалить привыкли много и от души.

Юрий Бондарь, министр культуры Беларуси:
Проводим конкурсы, смотры, сегодня мы должны думать о будущем. Это одна из приоритетных задач – кто лучшие традиции белорусской культуры понесёт в будущее, передаст новым поколениям белорусов.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь, 2015 г.:
Белорусский народ бережно хранит живую фольклорную традицию. Мы не забываем наши песни, сказки, обычаи, которые передаются из поколения в поколение уже не одну тысячу лет. И это наше великое богатство.  

За кроснами, которым больше века, Валентина работает с особым трепетом. Именно так её прабабушки проводили зимние вечера. Ткачество было одним из главных промыслов. А здесь на Понемонье умелицы вот так ряд за рядом ткали в своей оригинальной технике. Возродить уникальное белоузорное ткачество было непросто. Два года назад этот вид ремесла получил статус нематериальной историко-культурной ценности.    

Валентина Сильванович, мастер Лидского районного центра культуры и народного творчества:  
Это было одно из основных ремёсел и то, что оно возродилось, мы передаём и показываем, как вот раньше делали ту же самую ткань, тот же самый ручник. Приходят, они смотрят, наблюдают, и нам это интересно передавать, показывать.  

Знакомить с традициями своего региона туристов в этом году появилось больше возможностей. Лида – культурная столица Беларуси-2020. Традиции присваивать такой статус самобытным городам уже 10 лет. Переходящий титул – импульс для культурного бума.  

Наталья Левшунова, начальник отдела культуры Лидского райисполкома:   
Мы обновляем наши учреждения культуры, наши школы искусств. Поэтому счастье со стороны финансирования, конечно, мы почувствовали. Получилось на сегодняшний день реализовать уже более 25 проектов. Это у нас и «Гитарный Олимп» – фестиваль игры на гитаре, состоялась одна встреча с партнёрами в Шальчининкае в рамках программы «Музыкальный мост дружбы».   

Не просто побывать на выставке, а почувствовать себя средневековым князем главная фишка новой экспозиции в Лидском замке. Этим летом после реставрации башня Гедимина наконец открылась для туристов. Несколько ярусов сплошь фотозоны.   

Здесь нет ограждений как в привычных музеях, напротив, разрешено присесть на кровать под балдахином или устроиться на шкуре быка у камина и попробовать сыграть в королевские шахматы.  

Анна Некрашевич, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Лидского историко-художественного музея:
Посетители могут примерить шлемы, доспехи, взять меч, в интерактивном зале надеть корону, почувствовать себя королём и королевой. Так как в нашем замке был свадебный пир в знак того, что польский король Ягайло обвенчался с Софьей Гольшанской.   

Но не музеем единым интересен современный замок. Он легко превращается в площадку для концертов, рыцарских турниров и фаер-шоу. В этом году поводов для музыкально-исторического симбиоза особенно много.   

Ольга Пилипчук, директор Лидского историко-художественного музея:   
Театральные, анимационные, экскурсионные программы, а также различные камерные концерты. Так, у нас в конференц-зале периодически проводятся концерты камерной музыки, мы даём возможность нашим местным музыкантам показать себя. Также у нас проводятся встречи со специалистами, которые занимались Лидским замком – это историки, археологи. Даём возможность художникам показать, как они видят историческую часть города. Уже стал брендовым для нашего объекта «Фенікс фаер-фэст», который в себя вбирает специалистов в этом направлении не только из Беларуси, но и Литвы, России.  

К многочисленным культурным проектам готовы подключаться и местные художники. Работа скульптора Ричарда Груши первой встречает гостей Лиды.   

Ричард Груша, скульптор:  
Когда видишь свои работы на фотографиях, где-то в интернете, уже не зря пройден какой-то кусочек жизни, и не пропали работы, то есть они нужны кому-то.