Говорим об актуальных тенденциях в современной белорусской живописи

13.03.2018 - 11:29

Современная белорусская живопись – явление неординарное и пестрит многообразием авторских приёмов. Перестройка, гласность и свобода слова – новый мир, положивший начало экспериментам в современном белорусском изобразительном искусстве. Художники заговорили о расширении границ. 

Ольга Архипова, искусствовед, научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь:
Смена исторической парадигмы привело к тому, что появилось очень много художественных объединений, неформальных, независимых объединений. Немига-17, Форма, Бло, Ассоциация творческой интеллигенции, когда художники стали пробовать себя с этими, исключительно формальными экспериментами. Тогда в белорусское искусство приходят вот эти новые формы художественного разговора, художественного диалога.

Цвет, линия, композиция – это именно то, с чем работает художник, и благодаря чему неподражаем. Когда живописец пытается найти свой путь, он, прежде всего, находит свой индивидуальный язык.

Ольга Архипова:
В этом, наверное, была уникальность времени, что каждый мог попробовать свои силы. Огромное количество художников, которые нашли вот эти очень выразительные приёмы. Этот приём мог быть связан с приёмами кубизма, фовизма, сюрреализма, или вообще объединение всего этого сразу; этот микс из всех направлений и стилей 20-го века. Прошло уже больше 25-ти лет, как произошли все эти перемены. За это время мы уже видим современную картину совсем другой. Многие художники в принципе отказываются от традиционных форм, как холст, масло.

Абстракционизм как направление был открыт еще в XX веке. Однако все мы знаем: новое – хорошо забытое старое. Сегодня наши соотечественники широко используют этот «зрелый» приём, ведь он позволяет отказаться от изображения предметов и мира как таковых и воссоздавать собственные идеи.

Ольга Архипова:
Создание из конкретного образа, символ, то есть символ, который каждый из нас сможет почувствовать, понять, рассчитать по-своему. В этом, наверное, и уникальность абстрактной живописи. Подходя к ней, мы не сразу можем понять, что хотел сказать художник. Мы, скорее, апеллируем к своим ассоциациям, впечатлениям, к каким-то нам уже известным образам.

Тема иронии в белорусской живописи является едва ли не самой актуальной на сегодняшний день. Ведь для творца нет ничего более забавного, чем игра со смыслом. Михаил Гулин, известный представитель современного белорусского искусства, создал целую серию картин «с юморком». В своих творениях он высмеивает не только современные реалии, но и критикует всемирно известных художников.

Михаил Гулин, белорусский художник, перформер и акционист:
Эта работа относится к жанру портрета – портрет современника, нашего с вами. Есть такой художник британский Джулиан Опи. И я ставил себе задачу проанализировать, вот как бы действовал Джулиан Опи, если бы он хотел выйти на белорусский рынок, допустим. Серия таких-вот непонятных персонажей, находящихся на выставке современного искусства. На первый взгляд, совмещённые две совершенно разные ситуации. Мне это интересно, потому что экспонаты музейные, они вообще превратились в  маркетинговые стратегии.

Если вы не ходите на выставки, потому что ничего не знаете о живописи и стесняетесь этого – не беда. Вот несколько советов! Постарайтесь разглядеть, как создаётся пространство: передний и задний планы, ведь именно они создают не только глубину, но и динамику композиции. Задумайтесь, как один цвет влияет на другой. Ведь все цветовые сочетания подчиняются разным законам. Тона сообщают много интересного. Например, какое время суток и года изображено на картине. Интересно понаблюдать за тем, как именно художник добился этого эффекта.

Ольга Архипова:
Именно в этом, на мой взгляд, и заключается диалог с искусством. Что мы видим, как мы это понимаем и что мы чувствуем. Нужно воспитывать в себе умение быть открытым к искусству. Принять то, что предлагает тебе художник.

Изучая живопись, также интересно наблюдать, как цвета влияют на настроение. Обдумывание того, какие чувства вызывает палитра на картине именно у тебя, вполне себе способ самостоятельного изучения искусства.

Люди в материале: Ольга Архипова, Михаил Гулин
Loading...


Лида стала «Культурной столицей Беларуси-2020». Чем город будет радовать гостей?



Новости Беларуси. Музыкально и фестивально насыщенным обещает быть год в Лиде, ведь город объявлен культурной столицей Беларуси, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

21 февраля Лида официально приняла этот статус во время церемонии передачи эстафеты от Пинска – культурной столицы 2019 года. Акция проходит в Беларуси с 2010-го, чтобы повысить ценность национального наследия страны.

Чем будет удивлять город – в репортаже Галины Буро.

Южная стена, возле которой мы сейчас находимся, сохранилась лучше остальных на высоту до 13 метров.

Прикоснуться к истории Лиды. Она началась здесь, когда в XIV веке великий князь Гедимин приказал возвести оборонительный замок. Он стал сердцем города, а сегодня и центром притяжения туристов со всего мира. У жемчужины Средневековья в культурный год как раз новая страница под названием «безвизовая зона».

Ольга Пилипчук, директор Лидского историко-художественного музея:
Все больше и больше появляется гостей из дальнего зарубежья. Мы вынуждены находить новые интерактивные формы. Что, в принципе, мы и делаем, с каждым годом у нас интерактива все больше и больше.

Лида чем богата, так это традициями. Например, история пивоварения.

Братья Попко открыли пивоварню. И знаете, что они делали? Они делали пиво. Причем как они варили – лучше попробуйте.

А вот и визитка – белоузористое ткачество, которое внесено в список нематериального культурного наследия страны.

Валентина Сильванович, мастер по ткачеству Лидского районного Центра культуры и народного творчества:
За кошт белых нітачак, за кошт перапляцення, якое заложана ўжо ў ніты, і фарміруецца гэты ўзор.

Галина Буро, корреспондент:
Изображение замка, герб, полотенце как символы почти семи веков истории Лиды нашли отражение на логотипе. Его специально разработали к акции «Культурная столица Беларуси». Теперь все сувениры для гостей и туристов с памятным знаком.

Лида стала одиннадцатым городом в цепи акции «Культурная столица Беларуси». На смену полесскому колориту пришел принеманский, ведь эстафету приняли от Пинска. Это символический ключ с гербами всех городов-участников акции.

Наталья Карчевская, первый заместитель министра культуры Беларуси:
Для кожнай краіны вельмі важна, каб былі нейкія сівалы. Ліда перамагла ў такой жорсткай барацьбе. У гэтым годзе аж чатыры гарады імкнуліся набыць гэты статус – культурнай сталіцы.

Сергей Ложечник, председатель Лидского райисполкома:
Упершыню ў Лідзе пройдзе адборачны тур выканаўцаў эстрадная песні «Віцебск-2020», упершыню пройдзе міжнародная выстава краін СНД ART EXPO, будзе 9 стран. Гэта наш фестываль соладу, хмелю, вады.

Более 1 000 мероприятий в планах на год. Сотни делегаций и гостей, как зарубежных, так и белорусских. Ведь в этом и смысл акции – познакомить со своим. И поделиться впечатлениями с друзьями в специальном конверте с оригинальной маркой «Лида – культурная столица».