Безопасность покупателя или торговля «опасным» товаром: что выбирают предприниматели Беларуси

07.02.2016 - 20:15

Новости Беларуси. Что такое хорошо и что такое плохо. О личном и общественном на неделе спорили в предпринимательских кругах. Камень преткновения – уже порядком набившая оскомину тема необходимости иметь сертификат на продаваемый товар. Часть ИПэшников перешла еще год назад на прозрачную схему работы. Другая проработала отведенное дополнительное время на перестраивание своих закупок. Без документов. А значит и без подтверждения безопасности продукции. Похоже, они и дальше хотят работать по ровно такой же схеме.

Полтора года на то, чтобы выйти из тени, на то, чтобы организовать легальную продажу по всем правилам, на то, чтобы товар на рынке стал чистым не только по документам, но и фактически безопасным. С первого января торговать без сертификатов нельзя. Теперь, когда ширпотребу непонятного происхождения на рынки вход закрыт, торговые ряды выглядят вот так. Некоторые индивидуальные предприниматели, которые раньше работали вообще без документов, отказались работать по новым правилам. Но далеко не все.

Вероника Волкова, продавец:
Несправедливость, потому что у них получается цена меньше, чему у нас, с сертифицированным товаром. Было бы логично, если бы все работали с сертификатами на равных условиях.

В чем причина? Почему бы всем не заниматься продажей официального товара? Да, это дороже, но неужели настолько, что проще записаться в тунеядцы? Или сложно отказаться от той сверхприбыли, которую приносила когда-то формула «купи-продай».

Некогда белорусы могли по незнанию заплатить десять цен за одну единицу товара. Ситуация за последние годы изменилась кардинально, однако выражение уровня «втридорога» осталось актуальным. И об этом не принято говорить в открытую.

Егор, индивидуальный предприниматель:
Заплати аренду, заплати налог, заплати 20% НДС, заплати за сертификат. Это чувствуется. Да, возможно есть две цены, три цены, кто умудряется, но это надо угадать модель.

Егор, как он выражается, тоже «перешел на документы». Сделать это оказалось вполне реально. Пришлось освоить роль бухгалтера, но теперь можно спокойно работать.

Егор, индивидуальный предприниматель:
Да, нам дали отсрочку. Кто-то ей воспользовался и начал вникать, а кто-то дальше продолжал работать. Перейти на документы – не за один день ты перейдешь. Мы перешли за месяца три примерно.

Торговля по стандартам организована всерьез и надолго. Тем не менее некоторые предпочитают и теперь оставаться в режиме ожидания.

Егор, индивидуальный предприниматель:
Кто систему знает, как перевезти, импортировать, заплатить пошлины таможенные, тот перешел на документы и им выгодней. Во-первых, ты не рискуешь никаким товаром, нет подставных фирм.

Обязательная сертификация – условие единого рынка товаров и услуг на просторах ЕАЭС. Новые правила не свалились из ниоткуда. Только в 2015 году сотрудники комитета по стандартизации обошли почти сотню рынков, чтобы не проверять, а объяснять, как будем работать. Заодно подсчитали: техрегламент по товарам легпрома не соблюдается в 70-80% случаев.

Сергей Ивлев, заместитель председателя Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь:
Есть экономический интерес купить очень дешевый товар и продать его очень дорого. Эта самая маржа заслоняет глаза и выходит на первое место.

Оптовая база – один из вариантов получения легального товара. Здесь вся продукция проверена и одобрена. Есть и импорт, и белорусские бренды. Популярностью все это пока не пользуется. За 2015 год средняя стоимость договора с ИП составила примерно 5 миллионов.

Иван Кобза, генеральный директор предприятия оптовой торговли:
Цена средней накладной составила порядка 4 млн 700 тысяч. С учетом того, что средняя цена изделия порядка 150-200 тысяч.

Такие базы есть в каждой области Беларуси. При этом ассортимент уже сейчас формируют, что называется, под заказ. Но почему-то заказов пока не становится больше.

А эта организация может наладить поставку товара практически из любой страны. Вместе с заказом приходят и документы, подтверждающие безопасность. А главное отличие от оптовых баз – неограниченный ассортимент.

Андрей Авласенко, управляющий компанией по внешней экономической деятельности:
Это обычная мировая практика. Логистические компании оказывают подобные услуги во всех странах, по всему миру.

Новые правила – новые цены. Бизнес, чтобы не терять выгодную маржу, просто их поднимет. Это самый простой вариант. Будут ли покупать – дело каждого. Но сколько стоит безопасность покупателя – вот вопрос, который должен быть на первом месте. Эксперты отводят ему определяющую роль.

Игорь Гаевский, главный государственный санитарный врач Республики Беларусь:
Если бизнесмен недобропорядочен, может быть все, что угодно: от простой аллергии до чесотки. Если говорить об игрушках, то от микротравмы до хорошей травмы может она нанести. Может до отравления дело дойти.

Некачественные импортные товары в Беларуси выявляются ежедневно. Проверить свою партию на безопасность и получить нужные документы можно в специальной лаборатории. Их в стране около 40.

Анжелика Костюченко, начальник сектора химических испытаний УП «Центр испытаний и сертификации ТООТ»:
Сейчас большинство интересует все-таки безопасность продукции. Если за год порядка до 20 тысяч испытаний, то из них 20% – недоброкачественная продукция.

А в этой лаборатории Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья продукцию исследуют на определение токсичных элементов. Весь товар проходит тщательную проверку, по результатам которой можно судить о безопасности.

Анна Леус, врач-лаборант отделения исследований полимерных и синтетических материалов Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья:
Нам достаточно часто приносят посуду: кухонную, столовую. И бывают такие прецеденты, когда в ней обнаруживаются вредные вещества. В основном металлы – кадмий, свинец, железо.

До обязательной сертификации товаров легкой промышленности все это попадало на рынок. То есть, возможно, сейчас кто-то ест и пьет из такой посуды. С одной стороны, проведение лабораторных испытаний – это деньги предпринимателей, а с другой – здоровье покупателя.

Сейчас продукция, которая не проходит тест на пригодность, к покупателю не попадет. Ее утилизируют, а заказчику выдадут протокол о несоответствии товара, в котором будет подробно расписано, по каким вредным веществам превышены нормы. Значит оформить сертификат он не сможет ни под каким предлогом, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Вадим Гулин, заместитель директора Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья:
Конечно, не все пока еще предприниматели перешли на понимание этого постановления, на то, что оно не является барьером для торговли в том случае, если все сделано легально, все произведено и закуплена хорошая продукция, которая может с чистой совестью реализовываться на рынке Республики Беларусь.

Тем не менее уже планируются мониторинговые проверки. Госструктуры взялись за оценку реальной ситуации на рынках. А крупные торговые предприятия в обязательном порядке оценят качество и безопасность своего товара. Очередь – за индивидуальными предпринимателями. Останутся они в тени, по-прежнему рассчитывая на кусок сверхприбыли, либо начнут работать по цивилизованным правилам, ставя во главу угла интересы потребителей – выбор. Выбор профессиональной чести и совести.

Loading...


«Мы смотрим на наличие команды и готовность работать». Как стать резидентом технопарка?



Новости Беларуси. 4 ноября Минскому городскому технопарку исполнилось 10 лет. Это общество с ограниченной ответственностью было создано для реализации государственной программы инновационного развития Беларуси. С 2011 года оно получило статус субъекта инновационной инфраструктуры в качестве научно-технологического парка. О том, что уже выполнено, и планах на будущее поговорим в студии программы «Большой город» на СТВ с Владимиром Давидовичем, директором Минского городского технопарка.

Юлия Алексеюк, ведущая:
Есть идеи, есть желание стать резидентом технопарка. Как это сделать? Какие дальнейшие шаги?

Владимир Давидович, директор Минского городского технопарка:
Идеи мало. Технопарк принимает в резиденты уже состоявшиеся предприятия, то есть уже должно быть юрлицо и понимание того, что все в этом мире не бесплатно. Нужно платить даже за минимальную аренду. Есть такая пословица: лекарство должно быть платным. Мы не воспитываем какие-то иждивенческие настроения. Наоборот, это здорово, когда сформировавшееся предприятие с потенциалом роста приходит к нам зацепиться за маленький кусочек площади. Это может быть даже в подвале. Затем, это интересно наблюдать, через год-два они возьмут побольше, потом еще побольше. Они пользуются теми сервисными продуктами, которые мы им предлагаем. Это финансирование через банковский кредит тех предприятий, которые уже доросли до этого. У нас программа с «Беларусбанком», называется «Бизнес-старт инновации». На достаточно мягких условиях даже сейчас можно взять кредит под проект, оборудование или технологическое обеспечение, постепенно возвращать. Некоторые пользуются этим по два-три раза. Всего из 40 с лишним резидентов порядка 20 этой возможностью воспользовались.

Кроме этого, мы стараемся создать достаточно плотный трафик из наших зарубежных партнеров. В основном сейчас это Российская Федерация, «Сколково» просматривает проекты наших резидентов, с кем-то знакомятся поближе, чтобы дать им возможность реализовать свои проекты в регионах Российской Федерации. То же самое мы делаем с Российской торгово-промышленной палатой. У них тоже есть структуры, которые взаимодействуют с такими инфраструктурами, образованиями, как мы, Минский технопарк и в России огромная сеть технопарков. Стараемся вывести наших резидентов и сами выйти на рынки других стран СНГ, например, Казахстана. С Киргизией у нас пока состоялось знакомство, но, думаю, что какие-то проекты совместные, конкурсы тоже будет реализовывать. И, как говорят, в странах дальней дуги недавно познакомились с представителями Малайзии, ОАЭ. Хотя некоторые наши резиденты в Эмиратах и так уже продают продукцию, которую производят. Стараемся сделать мир открытым не только для наших компаний-резидентов, но и вообще всех, кто к нам приходит и с нами знакомится. Это ключевой резерв для роста любого предприятия – делать свою продукцию адаптивной и нужной по всему мировому рынку.

Юлия Алексеюк:
Когда вы выбираете резидентов, кого поддержать, на что делаете упор?

Владимир Давидович:
На готовность начинать свою деятельность или вести уже начатую на определенных площадях буквально сразу. Если они готовы начинать завтра, значит, скорее всего, это наш клиент. Если мы видим, что там начинается обкладывание множеством условий, то надо еще подождать, пока команда созреет. Мы смотрим на наличие команды и готовность работать, не ждать каких-то райских кущ, которые откуда-то придут. Это краеугольный камень любого бизнеса. То есть ты готов быстро стартануть и развиваться. И еще, конечно же, ты имеешь навыки и возможности быстро продавать.

Юлия Алексеюк:
А если навыков не хватает, есть возможность их получить в стартап-школе?

Владимир Давидович:
Что из себя представляет эта школа? Для начинающих предпринимателей, кто еще только хочет попробовать себя в бизнесе, первые шаги, что нужно сделать – это азы с точки зрения учета своих затрат, ресурсов, возможностей. Дальше, так как большинство начинающих предпринимателей находятся в стадии активного поиска ресурсов, денег, то им надо научиться себя презентовать. Себя и свой проект. В первую очередь, себя. Потому что часты случаи, когда носитель проекта вдруг находит очень хорошего партнера, который его переформатирует под совершенно другой проект. Они становятся хорошей командой, развиваются дальше. Поэтому обязательная тематика – это ораторское искусство и навыки построения презентации и ее преподнесения. И какие-то интересные практики и опыт тех предпринимателей, которые прошли начальную стадию, сами ищут проекты, чтобы профинансировать или принять в них участие. Они тоже про себя рассказывают. Такой комби-курс для самых начинающих. Но все равно мы это рассматриваем, как только есть толчок к тому, чтобы тот, кто пришел в стартап-школу, дальше начал искать сам источники и знаний, и ресурсов. Если у нас эта активация состоялась, то, скорее всего, он к нам потом вернется в тот же конкурс со своим проектом или как участник команды. Возможно, мы его отберем, чтобы потом у нас разместить. В любом случае вся активность направлена на подготовку такой «рассады», которую потом высаживаем.

Чем занимается Минский городской технопарк и как организация отметила своё 10-летие? Узнайте здесь.