Бюджет Беларуси-2016: сколько заработает страна, какой будет ставка рефинансирования и курс доллара

19.12.2015 - 20:44

Министрам предстоит работа в соответствии с экономическим планом и государственным бюджетом. Бюджет был принят Парламентом 18 декабря поздно вечером. Если сравнивать его с семейной кубышкой, то можно найти много общего в планировании расходов, – заметил в интервью нашей программе председатель верхней палаты Михаил Мясникович сразу после того, как сенаторы проголосовали за бюджет. А председатель комиссии Владимир Пантюхов добавил, что могут быть и приоритеты семейные, например, театр или спорт. Бюджетную тему продолжат наши корреспонденты.

Одни тратят деньги легко и непринужденно, даже не задумываясь, другие экономят даже на мелочах. А третьи тщательно продумывают свои доходы и расходы. Но так или иначе нам всем приходится планировать свой бюджет. Кстати, самые подвинутые вообще не считают и личные финансы контролируют с помощью мобильного телефона.

Специальные программы помогают управлять финансами огромных предприятий. А вот с республиканским кошельком не все так просто. Хотя его наполненность как раз и зависит от каждого белоруса.

13% – подоходный налог. И это только верхушка айсберга. 18% своей прибыли отдают предприятия, плюс планируемые кредиты международных организаций, акцизы – равно сумма, которую в конце каждого года распределяют народные избранники на развитие экономики, ЖКХ, здравоохранения, образования, спорта, культуры, социальной политики. На этот раз депутатам пришлось учитывать массу негативных внешних факторов.

Ирина Новикова, заведующий кафедрой экономической теории Академии управления при Президенте Республики Беларусь:
В Украине случились события, а наш экспорт составляет 20% в Украину – просел экспорт. Смотрите наложение санкций на Россию, а у нас на Россию завязано чуть менее 50% – просел экспорт. Поэтому и сложилась тяжелая ситуация.

Под итоговой чертой вышел положительный результат. По прогнозам, страна заработает на 17 триллионов рублей больше, чем потратит. Традиционно львиную долю прибыли ждут от крупных предприятий.

Людмила Добрынина, председатель постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
Основа поступлений в бюджет – это реальный сектор экономики. Как работают отрасли экономики – машиностроение, сельское хозяйство, энергетика – конечно, это и есть составляющие.

Ясно, что только за счет этих локомотивов устоять сложно. Будущее – за разработками пятого-шестого технологических укладов. И в Беларуси они есть, например, в медицине. Главное грамотно ими воспользоваться и продолжать развивать.

С каждым годом на здравоохранение выделяется из бюджета на триллион рублей больше. На этот раз в проекте цифра 7,6 триллиона. Такая же динамика и по другим социальным пунктам: от пенсионных выплат до образования и молодежной политики.

Марианна Щеткина, министра труда и социальной защиты Республики Беларусь:
Мы не должны свертывать ни пособия семейные, мы не должны сегодня забывать, что все-таки должна быть обязательная материальная поддержка пенсионеров, которые находятся в трудной ситуации. 53 млрд предусмотрено на оказание материальной помощи. Поэтому, в принципе, все статьи расходов, которые были и прежде, не изменились. И санаторно-курортное лечение, и подготовка лагерей к оздоровлению, и удешевление детских путевок – все предусмотрено в бюджете фонда.

В общем, бюджет традиционно социальный. А еще с 2016 года документ будет рассчитываться на три года вперед. Главное финансовое чтиво станет еще более весомым.

Вот он – важнейший финансовый документ – бюджет страны на 2016 год. Выглядит весьма внушительно: здесь два тома, в каждом более 300 страниц. А ведь каждый его пункт выверялся не один месяц.

Стабильная экономика – это есть эффективность предприятий. За модернизацию целых отраслей в стране взялись серьезно и в надежде, что результата ждать недолго. От него напрямую зависят и доходы сотен тысяч рабочих.

Людмила Добрынина, председатель постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
Предусмотрен рост заработной платы в бюджетной сфере на 13%. Это говорит о том, что забота о человеке, развитие социального вектора, выполнение этих обязательств остаются главными.

Нужно учесть и инфляцию: она составит 12%. А задача, поставленная президентом, достичь однозначной цифры. Исходя из этого, доходы ненамного, но реально вырастут. Другие, не менее важные, параметры развития экономики страны Александр Лукашенко утвердил указом.

В 2016 году золотовалютные резервы пополнятся на треть миллиарда долларов. Ставка рефинансирования к концу года снизится до 21-24% годовых. Значит легче станет всем пользователям кредитов. Например, в сельском хозяйстве. Отрасль, хоть и продолжает быть дотационной, но уже давно не нуждается в пресловутых миллиардах долларов, вложенных в развитие. Теперь держит стабильно высокую планку.

Виктор Щетько, председатель постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по аграрной политике:
Нам сохранены те цифры, которые были в прошлом и позапрошлом годах. Без роста на сельское хозяйство, которое было. Это уже хорошо. Тот бюджет, который сформирован, в том числе для сельского хозяйства, да, напряженный, тяжелый для всех, придется работать, придется всем напрячься и работать.

Не обошлось и без споров о цене на энергоресурсы. Беларусь активно зарабатывает на экспорте нефтепродуктов, на нескольких НПЗ трудятся тысячи, так что пришлось предусмотреть запасные варианты.

Владимир Амарин, министр финансов Республики Беларусь:
Мы брали за базу прогноз, который находится в основе бюджета и Российской Федерации. Это среднегодовые цены в 50 долларов за баррель. Да, сейчас есть информация о том, что Россия готовит вариант пересмотра под 40 долларов за баррель. Мы тоже это рассматриваем, у нас есть для этого определенные механизмы.

Палата представителей приняла документ на следующий день во втором чтении. К вечеру бюджет поступил в Совет Республики. На суд сенаторов два внушительных тома представил министр финансов. Здесь внимание заострили на том, что делать с 17 триллионами профицита. Решено потратить деньги на обслуживание госдолга.

Михаил Мясникович, председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь:
Так и в семье: сначала вбрасывается какая-то идея, она, может быть, и не сразу принимается на ура, но идет сближение позиций и тогда уже принимается единогласное какое-то решение.

«Жить по средствам» всегда актуально. Это касается не только государства, но и госслужащих. Председатель профильной комиссии и в своей семье также ищет баланс. И в домашнем бюджете Владимир Пантюхов всегда учитывает расходы не только на питание, но и на спорт и отдых.

Владимир Пантюхов, председатель постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь:
Мы равномерно распределим и доходы, и расходы на следующий год. № 1 – это спорт, № 2 – это театры и культура.

Главный валютный вопрос тоже закрыт: курс доллара – 18700. А вот будущую деноминацию в бюджет не включали.

Владимир Амарин, министр финансов Республики Беларусь:
С 1 июля мы просто переведем бюджет в другое исчисление, отбросим четыре нуля. В принципе, это техническая работа.

А финансовая работа года депутатов и сенаторов уже подошла к концу. Проект бюджета отправлен на подпись президенту.

Loading...


Строительство второй АЭС, требования к ИП, ущерб от протестов и производственные кластеры. Большое интервью помощника Президента



Новости Беларуси. Глобальная история с коронавирусом стала самым серьезным вызовом для мировой экономики после Второй мировой войны, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Как Беларусь пережила этот период и стоит ли ожидать отложенных последствий? Об этом мы расспросили накануне эфира Валерия Бельского – помощника Президента по финансово-кредитным вопросам.

Игорь Позняк, СТВ:
Ваша должность официально называется «помощник главы государства по финансово-кредитным вопросам». Поясните, пожалуйста, как эта схема работает?

Чем занимается помощник Президента по финансово-кредитным вопросам?

Валерий Бельский, помощник Президента Беларуси по вопросам развития финансово-кредитной системы, доктор экономических наук:
Помощник в этой сфере обеспечивает контроль выполнения поручений главы государства, связанных с функционированием финансового, денежно-кредитного рынка. Получаем соответствующий камбэк, на который я должен отреагировать, организовать работу по выполнению поручений либо для уточнения информации, которую запрашивает Президент. Чаще всего это эпистолярная работа, нежели устное общение, но в этом есть некоторые преимущества.

Игорь Позняк:
Минувший год стал серьезнейшим вызовом, пожалуй, за последние несколько десятилетий для всей мировой экономики, в том числе и для белорусской. Вы произнесли очень важное слово «подготовиться». Вы были готовы к такому развитию событий?

«Беларусь пережила три шока, которые развивались по нарастающей»

Валерий Бельский:
Я думаю, что никто не был готов к такому развитию событий прошлого года. Более того, если оглядываться назад, то в отличие от других стран, которые столкнулись только с одной проблемой – новым коронавирусом Беларусь пережила, по крайней мере, три шока, которые развивались по нарастающей, если мы и забыли о некоторых из них на фоне последнего вызова. Хочу напомнить, что в самом начале года у нас не были заключены контракты по поставке нефти и формированию цен на нее соответственно, поэтому в значительной степени наша экономика столкнулась с этим риском недопоставок сырья. Принимались самые неординарные решения: были заключены контракты и с Саудовской Аравией, и с Норвегией, и американский контракт у нас один был. Это первый вызов, который, наверное, многие забыли. Думаю, что зрители уже не помнят об этом.

Игорь Позняк:
Но опыт был очень хороший для нас.

Валерий Бельский:
Хороший был опыт, и тут многовекторность проявилась в полном смысле этого слова. Я думаю, что она была уроком не только для Республики Беларусь, которая еще раз убедилась в том, что нельзя хранить яйца в одной корзине, но и для партнеров, которые, наверное, с некоторым уважением восприняли наши попытки. Из этой ситуации с достоинством вышли, и контракты на текущий год были подписаны без всяких противоречий. Думаю, что это выгода для всех.

Как тотальный локдаун сказался бы на экономике Беларуси?

Валерий Бельский:
Уже в конце февраля у нас появился первый носитель вируса. Вся система была направлена на то, чтобы найти баланс между экономическими интересами и обеспечением безопасности наших граждан.

Игорь Позняк:
Если проиграть этот сценарий в наиболее темных красках: если бы мы пошли по пути тотального локдауна цена вопроса для страны и экономики?

Валерий Бельский:
Вероятностная цифра, очевидно, ее невозможно назвать.

Игорь Позняк:
Но между тем?

Валерий Бельский:
Думаю, что мы бы потеряли еще не менее 5-6 % к нашему ВВП. Не менее. Причем только в прошлом году, потому что когда малая страна, которая высочайшей ценой, напряженными усилиями добивалась своего присутствия на внешнем рынке, уйдет с этого рынка, то шансы вернуться снижаются.

Игорь Позняк:
Коль вы заговорили о мировых вызовах, как мне видится, еще один вызов, может быть, в хорошем смысле, этого года биткоин, о котором все заговорили. На уходящей неделе побит очередной рекорд. Как Беларусь может вписаться в эту конъюнктуру, новые возможности?

Выгодно ли Беларуси инвестировать в биткоин?

Валерий Бельский:
Есть два вопроса относительно биткоина. Государство создает самые лучшие условия для развития любого бизнеса в стране, в том числе можно осуществлять деятельность в этой сфере. Но не думаю, что государству выгодно непосредственно инвестировать в эту деятельность, потому что, как показал даже прошлый год, никакой стабильности в ожиданиях стоимости этого цифрового актива нет. Это спекулятивный ресурс, который сегодня может стоить 6 000 долларов за одну цифровую монету, может стоить 50 и более долларов, поэтому это ресурс для спекулянтов скорее, а не для людей, которые бы строили на этом бизнес и долгосрочную стратегию. У нас есть спекулянты, которые на этом зарабатывают хорошо, есть соответствующие биржи, которые торгуют, в том числе неплохо посредничают в обмене цифровых и реальных валют.

Игорь Позняк:
По поводу спекулятивных схем. Не так давно глава государства четко обозначил позицию: нужно положить конец бизнес-схемам с зарплатами в конвертах и так далее. Какую стратегию мы избрали в этом смысле?

«Для тех, кто преднамеренно уходит от уплаты налогов, наказание должно сохраниться, а может быть и ужесточиться»

Валерий Бельский:
Для тех, кто преднамеренно, злонамеренно уходит от уплаты налогов, наказание должно сохраниться, а может быть и ужесточиться. Мы знаем, что развернулась неформальная дискуссия на Всебелорусском народном собрании касательно социальной ответственности бизнеса, и глава государства жестко потребовал установить границы для применения особых режимов налогообложения, льготных режимов налогообложения.

Игорь Позняк:
Это было бы логично. Коль государство несет достаточно серьезную социальную ответственность, почему бизнес не должен идти по такому же пути?

Валерий Бельский:
Бизнес-сообщество встрепенулось, но уверяю, для этого нет никаких оснований. Совершенствование законодательства может предусматриваться и улучшение, потому что на самом деле бизнес сам ставит вопросы о том, что недобросовестные налогоплательщики, уходя от уплаты налогов, улучшают свое положение на рынке. Таким образом, добросовестные субъекты снижают свои возможности расширения доли рынка, получения контрактов, потому что не могут предложить лучшие условия. Это касалось в том числе требований индивидуальных предпринимателей. Государство должно предложить, и это, безусловно, будет, альтернативу для индивидуальных предпринимателей. Полагаю, что альтернатива может опираться на уже имеющийся международный опыт, когда налоговый вычет четко связан с доходом, который получает тот или иной субъект хозяйства.

Игорь Позняк:
Коль вы вспомнили Всебелорусское народное собрание: один из трендов, который обсуждали и на этом форуме, тренд ближайших пяти лет сильные регионы. Вы человек из глубинки, который работал на местном уровне. Как реализовать этот тезис?

О точечной поддержке отстающих регионов

Валерий Бельский:
Предполагаются точечные меры по поддержке отстающих регионов. Кстати, буквально накануне Совет министров определил отстающие районы, которые будут рассматриваться в индивидуальном порядке для развития производственной базы и создания рабочих мест. Это создание производственных кластеров. Над этим плотно работает Министерство экономики. Суть его заключается в том, чтобы включить в технологические, производственные, экономические цепочки крупных лидирующих предприятий небольшие предприятия, которые созданы в регионах, чтобы загрузить их производством комплектующих, упаковкой.

Игорь Позняк:
В том числе последний пример «Ивацевичидрев», недавний указ главы государства по созданию такого кластера.

Валерий Бельский:
Совершенно верно. Это второе направление. Точечная поддержка будет заключаться (она сейчас имеется и продолжит свое функционирование) в создании льготных условий для организации предприятий любых форм бизнеса, которые будут способствовать созданию рабочих мест, повышению доходов в местные бюджеты и так далее. Вплоть до крупных проектов, потому что раз мы говорим о Всебелорусском народном собрании, то поднимался вопрос о строительстве второй атомной станции, и со всей очевидностью можно говорить о том, что следующий шаг будет сделан в ином месте. Ключевой причиной для этого является создание условий для развития территорий по всей стране. Конечно же, особое внимание уделяется городам-восьмидесятитысячникам, о чем говорил глава государства.

Игорь Позняк:
Это наши новые опорные точки.

Валерий Бельский:
Опорные точки, которые могут, как локомотив, подтянуть за собой других.

Игорь Позняк:
Возвращаясь к первому вопросу, вы назвали три вызова.

«Протестная активность создает риски для экономического развития»

Валерий Бельский:
Да, мы до третьего не дошли, хотя он, наверное, был самым тяжелым для нашей экономики. Протестная активность. Мы должны признать, что такие явления создают риски для экономического развития. Когда часть наших граждан противопоставила себя государству, благосостоянию государства, призывая к забастовкам, к тому, чтобы не платить налоги, снимать средства с депозитов.

Игорь Позняк:
Будем откровенно говорить: «Давайте перекроем кислород "Беларуськалию", который каждый четвертый доллар...» Сейчас тоже эта формула работает, каждый четвертый доллар поставляет?

Валерий Бельский:
Совершенно верно. Странно слышать это от тех людей, которые еще совсем недавно оказались в руках наших врачей, получили квалифицированную помощь, которая, может быть, даже спасла кому-то жизнь.

Игорь Позняк:
Бесплатно получили. Бесплатно для них, но не бесплатно для государства.

Валерий Бельский:
Налоги, которые поддерживают нашу медицину, и в совокупности если брать Фонд социальной защиты населения и консолидированный бюджет, то около 40 % бюджетных средств направляется на социальную сферу.

Игорь Позняк:
Это к вопросу о том, что мы всегда говорим: «Беларусь это социально ориентированное государство». Но сколько стоит этот проект для государства? Можно это монетизировать?

Валерий Бельский:
Конечно, можно.

Игорь Позняк:
Сколько это стоит?

Валерий Бельский:
Около 10 миллиардов долларов.

Игорь Позняк:
Эту цифру несложно поделить на количество нашего населения.

Валерий Бельский:
Да. Более 1 000 долларов направляется на социальные нужды.

Игорь Позняк:
Ежегодно на каждого белоруса?

Валерий Бельский:
Да. Есть еще и перекрестное субсидирование, когда формируются тарифы, например, на электроэнергию для населения. Они ниже, чем себестоимость производства электроэнергии.

Какие вопросы белорусы задают чиновникам? Ответ помощника Президента вас удивит (подробности здесь).