Централизованное тестирование или устный экзамен – что лучше: эксперимент программы «Неделя»

16.10.2016 - 19:03

Новости Беларуси. Централизованное тестирование или традиционный экзамен? Дилемма, которая уже давно зреет в обществе и на которую в конце минувшей недели вновь обратил внимание Президент. Безусловное преимущество теста в том, что он практически полностью исключает коррупционную составляющую. Но за этой безличной формой контроля знаний теряется очень важный в гуманитарных предметах тот самый контакт с преподавателем. И здесь есть над чем задуматься.

Несметное количество вопросов, даты, имена. Справедливо ли такое испытание для того, кто хочет не просто надкусить гранит науки, а грызть его. И мы решили провести эксперимент. Я попробую сдать централизованное тестирование, исключительно опираясь на школьную базу. И мне кажется, что это самый эффективный способ проверить собственные знания.

Мысль, конечно, хорошая, но как по мне, сдавать все же лучше по классической схеме: абитуриент, билет и ответ экзаменатору. Без вариантов, без подсказок, но зато в свободной форме. Это поможет гораздо лучше понять, насколько я знаю предмет.

И найти истину в этом споре поможет доктор географических наук Екатерина Анатольевна Антипова – экзаменатор и приемная комиссия в одном лице.

Ради чистоты расследования мобильный телефон и все остальные вещи остаются у экзаменатора. Теперь только я, Екатерина Анатольевна и свежий сборник ЦТ. Эти тесты абитуриенты сдавали минувшим летом. Один вариант – 50 вопросов, на которые отводится полтора часа, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. 

Самое большое государство мира? В каких широтах обитает бизон? ЦТ задает вопросы «Что? Где? Когда?», минуя «Почему? Зачем?» География хоть и вотчина гуманитариев, но бланк ответов требует математической точности. Никакой «воды» и только факты. Но пока что тест оставим в стороне и обратимся к тем, кто знает о плюсах и минусах такого формата.

Александр Луцевич, репетитор, директор образовательного центра:
Да, здесь, говорят, можно натыкать. Но и во время устного экзамена можно воды налить. И там проверяет машина, она не знает, кто и что. А тут возникнет очень много друзей, знакомых, проректоры, деканы, еще кто-то. Я уже не говорю, что мне будет жалко этих деканов и проректоров. Вдруг у них появятся родственники из всей Беларуси.

Владимир Мищанчук, профессор, декан театрального факультета Белорусской государственной академии искусств:
Вось гэтыя тэсціраванні мне напамінаюць «Поле чудес». Самае галоўнае, чаго там няма, мы не можам убачыць чалавечы фактар. Я б ніколі не здаў, не прайшоў. Першыя пяць хвілін як-небудзь бы перажыў, а потом сказаў, што хопіць.

Заучиванию стихов 11-классница Дарья предпочла зубрежку конспекта по обществоведению. Только зная учебник от корки до корки, уверена девушка, можно прийти на тест и показать, на что ты способен.

Дарья Машнина, абитуриент:
ЦТ – это очень хороший способ проверить себя, свои мысли. Ты приходишь за парту, садишься за нее и только анкета, твой паспорт, глеевая ручка и знания. И списать никак.

А мы возвращаемся к ЦТ по географии. Справившись с крупнейшими нефтяными месторождениями и часовыми поясами, я сдал бланк с ответами. Пора бы узнать про способ сдачи № 2.

Устный экзамен, настало твое время. Теперь вместо сборника тестов – десятки листиков с вопросами. Повезет или не повезет с билетом? Я знаю хорошо политическую карту мира, знаю все об атмосфере, но вот где лучше всего развито овцеводство и какие горы в Евразии, заставляют уповать на госпожу Фортуну и ораторские способности.

В билете два вопроса – конкретно в этом про черную металлургию и гидроэлектростанции. Здесь географической номенклатурой не обойтись – нужно нарисовать картинку целой отрасли и объяснить, как, почему и для чего. Иначе улыбка преподавателя обернется для абитуриента гуманитарной катастрофой.

С ответом в подобной форме наверняка согласился бы теперь уже студент истфака БГУ Тимур Ваганов – первокурсник жалеет, что не сдавал экзамен устный.

Тимур Ваганов, студент первого курса исторического факультета Белорусского государственного университета:
Я бы предпочел вступительный экзамен устный с преподавателем. Это, конечно, более тяжелая форма, но она помогла бы отбирать студентов, у которых уровень знаний и понимание истории как науки был бы гораздо выше.

А теперь подведем итоги эксперимента. Так что же для гуманитария гуманнее: тест или все-таки устный экзамен?

Екатерина Антипова, доктор географических наук, профессор:
У вас неплохой результат по тестированию – вы получили 57 баллов. Это свидетельствует о том, что уровень географической грамотности у вас присутствует, но ответы были неточные.

Крестики и квадратики покорились мне лишь наполовину. Остается надеяться, что логика не подвела на экзамене.

Екатерина Антипова, доктор географических наук, профессор:
Вы немножко подзабыли все ресурсы, которые необходимы для производства чугуна и стали. Но я вам задала вопрос, в каких странах больше железных руд, каменного угля, и вы нашли эту логическую взаимосвязь. И поэтому ваши 57 баллов в тесте превращаются в хорошую крепкую семерку за устный экзамен по географии.

Таким образом, в бланке ответов, что лучше для гуманитариев – экзамен или ЦТ – вряд ли поставишь галочку в нужный квадрат. Каждый вариант набирает достаточно баллов и у вчерашних школьников, у и сегодняшних преподавателей. И однозначно, как на ЦТ, здесь не ответить. А вот почему так – вполне.

Люди в материале: нет
Loading...


Итоги ЦТ-2019. Планируется повысить пороговое значение вступительных баллов



Гость программы «Утро. Студия хорошего настроения» – директор УО «Республиканский институт контроля знаний» – Юрий Миксюк.

В минувшие выходные закончился, пожалуй, самый важный этап вступительной кампании – централизованное тестирование. А уже сегодня стартует подача документов в ВУЗы.

Юрий Миксюк, директор УО «Республиканский институт контроля знаний»:
Все движется, все меняется – тесты, методика, подсчет. Поэтому абитуриенты сдают неплохо, и лучше, может быть, чем когда-то, на заре становления централизованного тестирования. И в этом году получены неплохие результаты. В том числе – абсолютные результаты. Но есть предметы, на которых абитуриенты показали чуть худшие результаты, чем в прошлом году.

Говорят, набрать баллы наугад сейчас проще, чем лет 5-10 назад.
Юрий Миксюк:
Конечно, имеет место быть теория вероятности. Но серьезных баллов, которые позволили бы конкурировать и рассчитывать на поступление в высшие учебные заведения, набрать нельзя. Может, и бывают такие удачи, но рассчитывать на это, когда тебе дается один шанс, – это плохо. В будущем, когда планируется повысить пороговое значение баллов, это вообще потеряет смысл.

Если говорить о высоких проходных баллах, то они существенно не поменяются. Потому что процент абитуриентов, которые набрали высокие баллы, начиная приблизительно с 70-75%, сохраняется. Поэтому рассчитывать, что появится какая-то дополнительная конкуренция, не приходится. Но в области средних значений баллы определенным образом подрастут, потому что больше абитуриентов будут участвовать в конкурсе с такими баллами.

Увеличилось ли количество тех, кто набрал 100% и по каким предметам?

Юрий Миксюк:
По каким-то предметам увеличилось. Можно назвать биологию – 43 человека набрали 100%. Можно привести в пример белорусский язык – 42. Но, например, если взять математику, в прошлом году был очень значимый результат – 55 абитуриентов имели 100-балльные результаты. В этом году таких 101. Но это тоже много.

По какому предмету набирают наименьшее количество баллов?

Юрий Миксюк:
Можно подумать, что тяжелее всего учить в школе математику и физику. Поэтому эти предметы, если их сравнивать с другими, наиболее сложны для абитуриентов. Хотя, если судить по абсолютным результатам, и мы говорим о математике, то она на первом месте. Но, тем не менее, если говорить в среднем обозначении, массовом количестве абитуриентов, то не все могут постигнуть ее глубоко и иметь высокие результаты.

Теоретически любой желающий может проверить свои знания, просто зарегистрировавшись на ЦТ?

Юрий Миксюк:
Это так. Но на самом деле не совсем. Централизованное тестирование придумано для абитуриентов. И как минимум вы должны иметь общее среднее образование. У нас есть дистанционное репетиционное тестирование, которое доступно и бесплатно для каждого желающего. И там можно тренировать и технологию работы с бланком ответов, чтобы на самом тестировании уже можно было думать только о своих знаниях. И пробелы, в том числе, какие-то посмотреть. У нас есть репетиционное тестирование, которое имеет три этапа, и очень многие абитуриенты пользуются им. В своих высказываниях они выражают мнение, что оно им позволяет определить свои пробелы и дисциплинироваться на этапе подготовки.

«16 человек уже удалены»: в РИКЗе рассказали, за что отстраняют от ЦТ

Какое было самое распространенное нарушение при проведении централизованного тестирования?

Юрий Миксюк:
Самое распространенное – это пронос мобильного телефона в аудиторию, где проходит тестирование. Таких случаев в нас было 14. Очень часто народ еще пользуется дедовскими способами – пытается использовать шпаргалки. Нарушения, которые можно было бы назвать злостными и за которые удаляли, больше не было. Бывает, что абитуриенты по невнимательности обмениваются бланками заданий. Вариант бланка ответов должен совпадать с вариантом бланка заданий. Когда они это обнаруживают, обязательно один кто-то из них страдает, а второго комиссия рассматривает по допуску в резервный день.