Что хотят изменить учителя в системе образования Беларуси. Мнение директора столичной школы

13.01.2021 - 23:53

Новости Беларуси. Значение и значимость Всебелорусского народного собрания. Какие ожидания от предстоящего национального диалога у представителей сферы образования? И что способно объединить белорусов в Год народного единства?

В студии программы Новости «24 часа» на СТВ Татьяна Коваленя, директор столичной средней школы № 67.

Илона Волынец, СТВ:
Буквально через месяц состоится Всебелорусское народное собрание. На ваш взгляд, на данном этапе для белорусов какое значение имеет это мероприятие?

Татьяна Коваленя, директор средней школы № 67 Минска:
Всебелорусское народное собрание не первое – шестое по счету. На каждом этапе развития нашей страны оно имеет всегда решающую роль. Первое Всебелорусское народное собрание, насколько мы помним, основной целью было сплотить, не дать развалиться нашему государству, создать новое государство, суверенное. С этим этапом мы успешно справились, далее, конечно, другие вопросы начинают интересовать государство и народ. Когда приходит стабильность, мы хотим как дальнейшего развития социально-экономического, так и изменений в общественно-политической жизни страны. Уже шестое Всебелорусское народное собрание – мы видим итоги предыдущей пятилетки, мы видим, какой 2020 год был сложный, внес свои коррективы и в общественно-политическую жизнь, и в социально-экономическое развитие страны. В любую сферу нашей жизни внеслись свои моменты. Но шестое Всебелорусское народное собрание – думаю, оно будет созвучно с годом, который объявил наш Президент. Это Год единства. Думаю, что основной целью, из которой вытекут многочисленные задачи, будет единство, сплочение и сохранение.

Илона Волынец:
Вы представляете сферу образования. Как думаете, какие изменения нужны вашей отрасли?

Татьяна Коваленя:
Мы ожидаем совершенствования, единой платформы, которая позволит нам образовываться, получать знания, не выходя из дома. Но не хотелось бы, чтобы она заменила урок, потому что личное общение, передачу опыта не заменит ни одна техника. В любом случае требует совершенствования система централизованного тестирования. На пятом Всебелорусском народном собрании Президент поставил задачу усовершенствовать систему централизованного тестирования, где-то упростить, где, наоборот, усложнить материал. Я думаю, что дальнейшая работа по этому должна продолжаться. Министр образования озвучил такую перспективу, как введение национального экзамена. Думаю, что на ближайшие пять лет (может быть, даже этот срок немножко сократится). Введение национального экзамена мы также рассмотрим. Хотелось бы также, чтобы система профильного образования расширялась, потому как сейчас существует профильная подготовка. Учащиеся нашей школы в 10-11 классе могут посещать лицей и получать свою первую профессию, не отрываясь от общего среднего образования. Это действительно хорошо, потому что неизвестно, как сложится судьба после 11 класса. Да, все хотят поступить в высшее учебное заведение, получить высшее образование. Всегда должна быть подстраховка, платформа, которая бы говорила: ничего страшного, если у тебя не получится, то у тебя уже есть образование. И профильное образование, и те специальности, которые получают ребята в лицее. Зачастую, когда смотришь жизнеустройство выпускников после 11 класса, те, кто не смогли поступить в высшее учебное заведение, идут работать по тем специальностям, которые они получали в лицее, бесплатно причем и не отрываясь от общего среднего образования. 

Илона Волынец:
Вы каждый день работаете с детьми, подростками. Иногда мы слышим такое мнение, что мы упустили молодежь. Согласитесь вы с этим?

Татьяна Коваленя:
Слышим мы это все-таки не от учителей, преподавателей, которые работают непосредственно с молодежью, подростками и старшими детками. Скорее всего, медиа такое искажение. Оно не упущено, если посмотреть на то количество мероприятий, акций, которые проводятся с участием молодежи. Я активный пользователь соцсетей, и иногда смотришь – ребята, которые даже выходцы из нашего учреждения, они уже пошли в среднеспециальные и высшие учебные заведения. Как активно они продолжают линию, когда они были активистами БРСМ в школе. Добрые дела, которые они делают (помощь нуждающимся, пенсионерам, детям-инвалидам), посещение различных центров, участие в студотрядовском движении. Оно все продолжается. 15 лет моей работы, а я пришла именно с воспитательной работы, хочу сказать, что патриотическое воспитание молодежи стало еще лучше.

Илона Волынец:
Этот год объявлен Годом народного единства. Как думаете, а что может помочь нам сплотиться? Как сделать так, чтобы не делили на своих и чужих, чтобы не было вражды?

Татьяна Коваленя:
Я часто думаю над этим вопросом. Многие, думаю, задумываются, потому что интересная тема, когда расходятся мнения. Советы одни – уважать и слушать мнение нужно всех, но мы говорим сейчас не об отношении к какому-то предмету, это государство, и здесь мы должны заботиться о том, чтобы оно осталось независимым – то, чего мы добивались очень много лет. Если мы вернемся к истории, то мы всегда говорили, если кто-то помнит из учебной программы, наши писатели говорили: «Как хорошо, если бы мы жили в своей стране, гордились своей родиной, своим языком». Потому что мы всегда исторически то там, то там. И вот мы столько лет уже проживаем в своем государстве, нам очень важно его сохранить. Разговариваешь с детьми, их мнение всегда такое не навязанное никем, бывает, что от родителей что-то услышат. Говоришь: «Как вы думаете, на чем базируется государство независимое, суверенное? Какие у нас ценности, чем мы гордимся как белорусы?» Приятно, когда ребята говорят, что мы мирная страна, мы дружелюбные, гостеприимные. Мы недавно разговаривали и пришли к выводу, что основным фундаментом в становлении вообще любого человека должны быть такие ценности, как семья, государство и религия. Если мы будем воспитывать в себе человеческие качества, уважение, любовь к ближнему, родине, то я не думаю, что будет раскол.

Loading...


Здесь размещены видеоуроки от учителей со всей страны. Онлайн-платформу для школьников запустили в Беларуси



2020 год внес изменения в образ жизни практически всех жителей планеты. Самоизоляция и удаленная работа уже стали привычными. Чтобы школьники могли не упускать важную информацию, в Беларуси с января 2021 года запустили образовательный портал.

Людмила Романовская, заместитель директора по методической работе Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь:
Этот ресурс призван оказать помощь учащимся в случаях необходимости самостоятельного освоения какого-то сегмента учебной программы, когда ученик по каким-то причинам не может посещать учреждение образования. Плюс ко всему, мы предполагаем, что активными пользователями этого ресурса будут родители, потому особенно в начальной школе они активно помогают детям выполнять домашние задания.

На сайте размещены видеоуроки от учителей со всей страны. Кратко и доступно педагоги объясняют учащимся параграф. Чтобы привлечь внимание школьников, предлагают в режиме реального времени делать задания, переходить по ссылкам и получать дополнительную визуальную информацию; открывать контурные карты и выполнять задания под онлайн-комментарии наставников.

Ирина Харевич, начальник управления информационных образовательных технологий Национального образовательного портала:
Мало кто из учителей когда-либо готовил видеоролики. Для них это было интересно и полезно. Многие вошли во вкус и потом еще предлагали свои идеи, каким образом можно разнообразить ролик, что-то улучшить. Ребенку станет более интересно смотреть изложение материала, а также будет отсыл на какие-то ресурсы. Они отправляют к учебнику почитать, сделать упражнения, оценить, ответить на вопрос, подумать.

После каждой темы размещен краткий тест по пройденному материалу, который после проверки показывает верные и неверные варианты. Качество онлайн-контента проверяли 35 специалистов – методисты, которые и составляли учебники для ребят. Так авторы смогут увидеть, как преподносится информация для школьников по всей стране.

Ирина Харевич:
На данный момент у нас подготовлены учебные материалы для третьей четверти – это порядка 700 различных видеороликов, тестов. Сейчас готовится четвертая четверть.

Портал заработал недавно, и сейчас разработчики активно принимают обратную связь от пользователей. Свои предложения любой желающий может оставить через интерактивную форму на сайте, отправив письмо разработчикам или преподавателям.

Юрий Круглик, директор Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь:
Задача стоит такая: чтобы порядка ста тысяч пользователей одновременно могли пользоваться. Понятно, что учащиеся и педагоги. Ресурс размещен на платформе «beCloud» – это белорусские облачные технологии. Если говорить о том, хватит ли места на серверах, то, безусловно, хватит.

В ближайшем будущем планируется модернизировать нынешнюю версию сайта. Добавить видеоуроки для всех четвертей, а также факультативные занятия, чтобы и танцы, и пение, и рисование осваивались учениками в то время, когда посетить школу нет возможности.

Юрий Круглик:
Те, кто будет заходить, могут идентифицироваться. Мы предполагаем, что для каждого учреждения образования, для каждого учебного класса либо группы, для каждого педагога и учащегося будет создан персональный профиль. Можно несколько лет строить космический корабль, потом через два-три года его предъявить и сказать: «Вот, мы построили». Мы пошли немножко другим путем. Мы предпочитаем поэтапно реализовывать те или иные шаги и предъявлять их общественности.

Мобильная версия сайта, электронные журналы и дневники – в ближайшие два года школьные отметки перейдут в онлайн-режим, и в телефоне поместится чуть ли не вся информация из тяжелого портфеля.