«Чёрный ворон» и ещё 2 уникальных автомобиля. Показываем самые интересные экспонаты музея ретро-техники

01.11.2019 - 15:58

Комфорт, безопасность. Сейчас это главные критерии для всех автомобилистов. Но как ездили раньше? Об этом можно узнать, посетив музей ретро-техники в деревне Забродье Вилейского района.

Рассказываем в программе «Центральный регион», как коллекционер Даниил Цитович собрал уникальные экспонаты.

Даниил Цитович, коллекционер:
Музей состоит из нескольких эпох: довоенный, военный, послевоенный периоды, и 70-80-ые. Более интересные, ранние и уважаемые экспонаты – это, я считаю, довоенный и военный периоды. Сейчас мы находимся рядом с легендарным грузовиком ЗИС-5В. Он же «Захар», он «Захар Иванович», он же – «трёхтонка» знаменитая.

Это один из двух моделей грузовиков, которые вытянули Отечественную войну – вот была полуторка и трёхтонка так называемые. Это экземпляр образца 1943 года с облегчёнными крыльями, с деревянной кабиной. Так как не хватало железа для боеприпасов, делали деревянную кабину, деревянные подножки. То есть максимально всё, что можно было из металла убрать, и заменить на дерево. Таким образом, было сэкономлено 380 килограммов железа на боеприпасы. В конце войны, вообще, убрали двери, устанавливали одну только фару, отказались от передних тормозов. Но, тем не менее, эта машина вытянула не только весь военный период, но и послевоенное строительство и народное хозяйство.

Бытует мнение, что современные машины больше подвержены различным поломкам, а вот старые более добротные и надёжные. Так ли это?

Даниил Цитович:
Безусловно. Потому что в этом случае это, в первую очередь, примитивизм и минимализм, то есть здесь всё только необходимое. Здесь нет никаких наворотов. Допустим, когда во время войны по ленд-лизу поступали американские грузовики и другая техника с гидравлическими тормозами, наши водители очень сильно ругались на войне, потому что у нас были механические. И когда шланг рвало, по той или иной причине, то тормозов в машине уже не было.

Один из очень редких, единственный в Беларуси экземпляр – разработка компании Horch в 1944 году. Разработали для военных действий. Стоял дизель воздушного охлаждения, без радиатора – для того, что если пуля попадает в радиатор, то машина уже дальше не едет.

Запустили конвейер, запас двигателей. Они буквально выпускали полгода, наверное, эти грузовики. Война закончилась, и при разделе это отошло в сторону ГДР. В Беларуси это –единственный экземпляр, полностью в оригинале. Достаточно долгая история: его привезли в начале 90-ых годов из ГДР. Какая-то проблема была с таможней, с документами, потому что не было чёткой ясности – легковая или грузовая машина. Человек не получил документы на неё и не смог передвигаться. Она очень долго простояла, у неё был каркас с деревянной кабиной. Были потрачены где-то 7 месяцев на полную реставрацию. Сейчас автомобиль на ходу.

Легендарный «ГАЗ-М1». Таких в Беларуси пару штук осталось. Он же «Чёрный ворон», она же «Эмка», «Эмма Ивановна» и она же – «Чёрная Маруся».

Когда такой автомобиль заезжал в 30-ые годы в жилой двор дома, люди закрывали окна, шторы и двери, чтобы не являться свидетелем, кто, кого, куда увозит.

Автомобиль НКВД.

Даниил Цитович:
Это высший командный состав, высший партийный состав и войска НКВД. То есть самый массовый легковой автомобиль довоенного периода. Единственный. В частных руках до войны был только у двух людей: товарищ Чкалов и товарищ Стаханов. Больше в частных руках этих машин не было. Сколько эта машина перевозила людей, никто не знает. Но то, что она прошла войну – это однозначно. Так как именно эту машину прекратили выпускать в 1939 году. То есть с 1939 года пошла обновлённая версия с 6-цилиндровым двигателем, облицовка радиатора, капот и бампера уже были чуть-чуть другие, и панель приборов.

Тогда любой автомобиль был престижен. Это не так, как сейчас эти автомобили – уже даже не средства передвижения. «Одноразовые зажигалки» – их называют. 2-2,5 года, и всё – в утиль.

По поводу комфорта, у меня есть книжка по эксплуатации: печки не было. Указано: если вы не хотите ехать зимой с замёрзшими окнами, через которые ничего не видно, там есть схема, как открывать переднюю и заднюю форточки, чтобы вентилировался салон, чтобы окна не замерзали. То есть у водителя по комфорту было два варианта: или в дубаре ехать с чистыми стёклами либо чуть-чуть теплее, но скрести окно.

Но, тем не менее, это никому не мешало. Был ещё случай, мой дедушка рассказывал, когда в Украине мужики поддатые ехали за вином в магазин. Возвращались, и там местность не очень хорошая была, и перевернулись через крышу. И машина осталась лежать на крыше. Они вылезли, перевернули её обратно, расстроились, что разбили половину ящика вина, сели и поехали дальше.

Каждый автомобиль – это история, эпоха, экспонат или технический объект, который делали люди, а не компьютеры.

Люди – их нет в живых, которые покупали и этим пользовались – их тоже нет в живых. А автомобили остались.

У каждого автомобиля есть своя аура, у них свой запах, эпоха. 21-я «Волга» всегда пахнет 21-ой «Волгой» – её не перепутаешь с «Эмкой» либо ещё с чем-нибудь.

Люди в материале: Даниил Цитович
Loading...


Как правильно прогревать двигатель автомобиля зимой?



Мария Вашкевич, инструктор по контраварийной подготовке:
Греть машину в холода или не греть? Казалось бы простой вопрос, а споры до сих пор не утихают. Автомеханики говорят одно, а инструкция по эксплуатации автомобиля порой совершенно противоположная, даже современные моторные масла на холоде становятся более вязкими. Это заметно при пуске двигателя его обороты выше, чем обычно. Перед тем, как начинать движение в холод, нужно дождаться, пока обороты начнут немного падать.

Это обычно то время, когда вы чистите свою машину от снега и наледи, но машина еще не прогрета. Нам нужно нагреть не только двигатель, но и другие узлы автомобиля, подвеску, шины, коробку передач и это делается только в движении. Но движение должно быть специальным прогревочным, очень медленным и аккуратным, не заезжая ни в какие ямки, потому что холодные пружины от резкого сжатия и разжатия могут лопнуть.

Важно уделить внимание и правильному прогреву лобового стекла. С самого начала после запуска двигателя нужно включить обдув на стекло, чтобы воздух грелся одновременно с двигателем, ведь если потом на холодное стекло направить горячий воздух, минимальный скол приведет к трещинам.

Берегите свой автомобиль, пусть он вам прослужит долго!