«Да хранится детьми моими из рода в род»: как незаконченный портрет Алфераки кисти Брюллова попал в Беларусь

03.04.2018 - 23:25

Произведения искусства впечатляют нас не только мастерством автора. Глядя на полотно, мы чётко понимаем: каждая работа – безмолвный свидетель великих людей и событий.

Как, например, незаконченный «Портрет Николая Алфераки» кисти Брюллова в Национальном художественном музее Республики Беларусь.  

Алексей Хоряк, заместитель генерального директора Национального художественного музея Республики Беларусь:
Пожалуй, в первой половине ХІХ столетия в России не было другого такого художника по масштабу, по трудоспособности. Неслучайно Карла Павловича Брюллова ещё при жизни его современники – художники, любители искусства и, вообще, все, кто интересовался этим видом деятельности, – называли Великий Карл.

Особенный для художника «Последний день Помпеи» сначала увидят и оценят в Милане.

О картине напишет Гоголь, Баратынский, Лермонтов и даже Пушкин.  

Алексей Хоряк:
Вернувшись из Италии, Карл Брюллов работает в Петербурге определённое время, в 30-40-ых годах, формирует свою школу. И, конечно же, у Карла Брюллова формируется определённый круг его знакомых, его приятелей, друзей. И вот среди этих приятелей оказывается представитель греческой фамилии Алфераки.

Семья Алфераки была известна не только своим богатством.

Эти образованные и утончённые люди отличались любовью к искусству и считались меценатами.

Алексей Хоряк:
Николай Дмитриевич Алфераки был скрипачом-любителем, писал рассказы, повести. И в своём петербургском доме на Английской набережной собирал такие кружки, где собиралась творческая аристократия.

Там были и художники, и музыканты, и литераторы.

В одну из таких приятельских встреч, вдохновлённых творчеством и дружеской беседой, Брюллов написал великолепный портрет. На обороте полотна хранится настоящий литературный памятник: слова, написанные рукой самого Алфераки.

Алексей Хоряк:
«Рисовал Карл Павлович Брюллов 1842 августа 15. В один сеанс нельзя было более сделать: и черты лица моего, так верно переданных полотну Великим Художником и добрым моим приятелем. Да хранится детьми моими из рода в род. Николай Алфераки».

Полотно хранилось детьми до революционной бури 1917 года.

Родовые семейные коллекции распадались, появлялись стихийные антикварные рынки. Так картина оказалась в одном из частных собраний, а вскоре – в белорусском музее. Недосказанность портрета – скорее преимущество, чем недостаток. Кажется: художник вот-вот вернётся, чтобы закончить свою работу.

Люди в материале: Алексей Хоряк
Loading...


«Реки вымывали предметы быта первобытных людей» Как школьники и родители создали краеведческий музей



На память – своими руками! Краеведческий музей столичной 209-ой школы – настоящая машина времени, которая в два счета перенесет в прошлое.

Как наши предки охотились на мамонтов, ткали рушники и боролись за место под солнцем, рассказываем в программе «Минск и минчане». Уникальную экспозицию собирали по крупицам. Самовары, утюги, радиоприемники, виниловые пластинки – архив огромный! И каждый из предметов – со своей неповторимой историей.

Яков Баскин, руководитель краеведческого музея ГУО «Средняя школа №209 г. Минска»:
В музее более тысячи экспонатов. Наш музей истинно школьный. Все что собрано в музее, все что сделано: стеллажи, витрины, художественное оформление – все сделано руками учеников, их родителей и учителей нашей школы.

Атмосфера ощущается в каждом экспонате. Здесь ордена и медали героев войны и удивительная посуда наших бабушек, и даже каменные орудия труда и оружие предков эпохи неолита.

Яков Баскин:
Эти экспонаты появились в школьном музее после участия в археологических раскопках на юге Беларуси, в Ветковском районе. Когда реки входили в берега, они вымывали предметы быта первобытных людей. Каменные топоры, каменные мотыги, рубила, тесла, наконечники стрел, ножевидные пластинки, проколки, керамику.

В районе 16 школьных музеев, но этот, действительно, уникальный. В 2011 году ему присвоили звание народного. Здесь все время шумно от экскурсий, которые, в основном, проводят сами ученики.

Елизавета Кузок, член совета краеведческого музея ГУО «Средняя школа №209 г. Минска»:
Недавно я участвовала в краеведческих чтениях. Я рассказывала про Адольфа Янушкевича, его вклад в историю. Потому что он сын белорусского народа и патриот нашей земли.

Отдельная гордость музея – оригинальный макет памятника Евфросинии Полоцкой, который так и не был воздвигнут.

Надежда Тарашкевич, член совета краеведческого музея ГУО «Средняя школа №209 г. Минска»:
К 75-летию Великой Победы в нашем музее была создана экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Здесь представлены фронтовые письма, треуголки, открытки, фотографии и листовки времен Великой Отечественной войны.

Каждая вещь бережно хранит память о тех, кто защищал Родину. Несколько столетий боевой славы – в шинелях, оружии и письмах. А вот атмосферу мирного быта воссоздали в крестьянском уголке. Здесь собраны предметы быта: чугунки, крынки, ухваты – свидетели семейных праздников.

Егор Русакович, председатель совета краеведческого музея ГУО «Средняя школа №209 г. Минска»:
Экспозиция собрана походами в деревне, окружающей Малиновку. Многие экспонаты приносят наши ученики, родители, учителя. Один из последних экспонатов – сочинения Шиллера 1864 года.

Под одной крышей переплелись все вехи истории нашей земли. Симбиоз знаковых для всего человечества событий и маленьких, но таких важных побед самой школы. От первого полета в космос до золотой медали в зимней спартакиаде и памяти о первом учителе.

Егор Русакович:
Моя самая любимая экспозиция в нашем краеведческом музее – это экспозиция школьных учебников Российской империи начала 20-го века. Здесь есть и курс средней истории 1903 года, и алгебраические задачки. Но самый ценный, наверное, учебник русской истории 1918 года – первый учебник после Октябрьской революции.

Музей продолжает расти и собирать историю родного края. Сегодня он объединил тысячи экспонатов и превратился в уникальную летопись. Место, где каждый, глядя на экспонаты, становится мудрее и добрее.