«Да хранится детьми моими из рода в род»: как незаконченный портрет Алфераки кисти Брюллова попал в Беларусь

03.04.2018 - 23:25

Произведения искусства впечатляют нас не только мастерством автора. Глядя на полотно, мы чётко понимаем: каждая работа – безмолвный свидетель великих людей и событий.

Как, например, незаконченный «Портрет Николая Алфераки» кисти Брюллова в Национальном художественном музее Республики Беларусь.  

Алексей Хоряк, заместитель генерального директора Национального художественного музея Республики Беларусь:
Пожалуй, в первой половине ХІХ столетия в России не было другого такого художника по масштабу, по трудоспособности. Неслучайно Карла Павловича Брюллова ещё при жизни его современники – художники, любители искусства и, вообще, все, кто интересовался этим видом деятельности, – называли Великий Карл.

Особенный для художника «Последний день Помпеи» сначала увидят и оценят в Милане.

О картине напишет Гоголь, Баратынский, Лермонтов и даже Пушкин.  

Алексей Хоряк:
Вернувшись из Италии, Карл Брюллов работает в Петербурге определённое время, в 30-40-ых годах, формирует свою школу. И, конечно же, у Карла Брюллова формируется определённый круг его знакомых, его приятелей, друзей. И вот среди этих приятелей оказывается представитель греческой фамилии Алфераки.

Семья Алфераки была известна не только своим богатством.

Эти образованные и утончённые люди отличались любовью к искусству и считались меценатами.

Алексей Хоряк:
Николай Дмитриевич Алфераки был скрипачом-любителем, писал рассказы, повести. И в своём петербургском доме на Английской набережной собирал такие кружки, где собиралась творческая аристократия.

Там были и художники, и музыканты, и литераторы.

В одну из таких приятельских встреч, вдохновлённых творчеством и дружеской беседой, Брюллов написал великолепный портрет. На обороте полотна хранится настоящий литературный памятник: слова, написанные рукой самого Алфераки.

Алексей Хоряк:
«Рисовал Карл Павлович Брюллов 1842 августа 15. В один сеанс нельзя было более сделать: и черты лица моего, так верно переданных полотну Великим Художником и добрым моим приятелем. Да хранится детьми моими из рода в род. Николай Алфераки».

Полотно хранилось детьми до революционной бури 1917 года.

Родовые семейные коллекции распадались, появлялись стихийные антикварные рынки. Так картина оказалась в одном из частных собраний, а вскоре – в белорусском музее. Недосказанность портрета – скорее преимущество, чем недостаток. Кажется: художник вот-вот вернётся, чтобы закончить свою работу.

Люди в материале: Алексей Хоряк
Loading...


Прикоснуться к звукотерапевтическим инструментам и поиграть на самодельных. Показываем необычный музыкальный музей в Минске



В столице открылся новенький музей музыки. Более 60 инструментов и свыше 200 миниатюр ждут в гости. Первую неделю музей работал только по приглашениям и для СМИ, но уже сейчас двери распахнуты для всех желающих.

Мария Бондаренко, основатель проекта:
Достаточно активно записываются из школьных лагерей, потому что прийти познакомиться с инструментами – это очень интересно, необычно и большой интерес уже и так вызывает.

В этом музее можно не только увидеть интересные музыкальные инструменты, но и потрогать их, и даже поиграть. Если вы не профи – не повод отказывать себе в удовольствии вдоволь пройтись пальцами по клавишам этого инструмента – клавесина. Он приехал к нам из Европы, но уверяем: такого вы еще точно не видели.

Марина Цимбал, пиар-менеджер:
Перед вами находится клавесин, он имеет более яркий и звонкий звук, можете попробовать на нем поиграть.

На них можно играть, практически на всех, в присутствии какого-либо сотрудника музея.

В залах размещены настоящие инструменты, как очень редкие и дорогие – рояль, арфа, ситар, контрабас, так и широко распространенные – оркестровые, народные и ударные.

Марина Цимбал:
Среди наших экспонатов есть и те, которые имеют свою богатую историю, в том числе этот клавесин, либо рояль, который относится к 1915 году. На нем уже играли многие известные музыканты, также можете поиграть и вы.

Также здесь представлена интересная коллекция статуэток, шкатулок, картин и чеканок на музыкальную тему – более 200 изделий. В арт-пространство можно просто прийти и насладиться умиротворяющими звуками музыки.

Марина Цимбал:
В музее есть релаксарий и в присутствии сотрудников музея вы можете прикоснуться к звукотерапевтическим инструментам, например, услышать шум ручья.

В музее можно не только познакомиться с интересными музыкальными инструментами, но и попробовать воссоздать музыку с помощью физики.

Марина Цимбал:
Это самодельные музыкальные инструменты. Вы можете поиграть на самодельном органе, посмотреть, как отличается звук в трубах, в зависимости от их длины.

А также самодельный музыкальный инструмент, который показывает, как отличаются звуки струн, в зависимости от того, как они натянуты, от толщины и от их длины.    

В арт-пространстве проходят музыкальные вечера, в которых могут поучаствовать не только профи, но и начинающие музыканты. Также есть специальная комната для индивидуальных занятий, оборудованная всеми необходимыми инструментами.

Марина Цимбал:
Вы можете позаниматься со своим преподавателем музыкой на наших музыкальных инструментах. Здесь, в оркестрарии, присутствуют два пианино: одно открытое, другое закрытое, чтобы вы могли видеть, как происходят процессы.

Для гостей придумали интерактивную программу с разными заданиями. Ввиду непростой эпидемиологической ситуации первоначально музей будет работать для небольших групп по предварительной записи. Таким образом, уверены создатели музея музыки, удастся избежать большого скопления людей.