«Девочка лет 10-12 впервые в жизни увидела дождь». Какой отдых предлагают белорусские агроусадьбы в сезоне-2020?

20.05.2020 - 14:50

На выходных уже не хочется сидеть в четырех стенах, потому городских жители ищут способ провести время на свежем воздухе, не забывая при этом о комфорте. Какие условия для туризма созданы в Беларуси, рассказываем в программе  «Центральный регион».

Минщину в прошлом году посетили более 45 тысяч только иностранных туристов. К слову, чаще всего к нам приезжали жители России и Китая. Белорусы тоже используют туристический потенциал области охотно.

Отличительная черта агроусадеб – уют, экологичность и, конечно, возможность узнать что-то новое. С этим Валерий Викторович согласен на все сто. В его доме для туристов собрано множество уникальных предметов деревенского быта.

Восстанавливая дом родителей 9 лет назад, хозяин не мог и подумать, что он распахнёт двери для множества туристов с разных уголков мира. За время своего существования усадьба «У Бондара на Загрэблі» приняла гостей из России, Канады, Арабских Эмиратов и других стан ближнего и дальнего зарубежья. Некоторые выбирают такой вид отдыха целенаправленно, для других – это своеобразный эксперимент. В любом случае, про предметы исконно белорусского быта Валерий рассказывает всем интересующимся охотно. Тем более что некоторыми из экспонатов пользовались его родители и знакомые. 

Валерий Бондарь, хозяин агроусадьбы:
Есть предметы, назначение которых я совсем не знаю. Я спрашивал у старожилов нашей деревни, что это такое – и никто мне не дал ответа. А вот «снегурки» – коньки, на которых я в детстве катался. Сейчас таких, наверное, и не представляют.

Впрочем гостей удивляют не только необычные вещи из крестьянского прошлого, но и самые простые, привычные хозяину.

Валерий Бондарь:
Когда были люди из Арабских Эмиратов – они наши мигранты, живут там лет 30, но их дети выросли там, и они понятия не имели, что тут происходит, какая тут жизнь.

Девочка лет 10-12 впервые в жизни увидела дождь. Они вышла, руки раскинула и минут 10 стояла – она не понимала, как может с неба литься вода. И второе, что ее поразило: я угостил их березовым соком – она долго не могла понять, как из дерева можно выжать сок. 

В прошлом году приезжали ко мне люди из Германии. Я провел небольшую экскурсию, рассказал о предметах, для чего они нужны были. И один предмет женщину заинтересовал – сняла это на видео. Говорит, покажу своим друзьям, чтобы угадали, что это такое. А это были такие ходунки, которые были для того, чтобы детей учить ходить. Приехала семья молодая. Муж не успел дверь раскрыть, а мама с сыном выскочили и босиком побежали по траве. Они визжали и пищали. А жара была тогда градусов 35-37.

Представьте: приехать из Минска, где асфальт плавится, и побежать по травке. Я думаю, это стоит того. Весною тут такие соловьи поют, такие трели! Озеро тут – буквально 700 метров – рыбалка. Помню, приехала ко мне дочка со своими подругами. Я сидел на кухне и завтракал. И вот эти девочки городские – их очень удивило, что имея беседку на улице и при такой погоде, я сижу и завтракаю в доме. Для меня это не диво – пойти на улицу и позавтракать. А для них это было такое удивительное событие – сидеть на улице, когда кругом птицы.

Агроусадебный бизнес – это, прежде всего, человеческое общение. Хозяин признаётся, что люди приезжают разные и составить портрет типичного гостя едва ли получится. С радостью на природу выбираются и молодежь, и семьи с детьми. Главные черты агроусадебной атмосферы – полное успокоение и расслабленность. Обстановка располагает не только к отдыху, но и к размышлениям. А чтобы добавить в этот коктейль впечатлений пользу, хозяин держит небольшой огород, где можно угоститься свежими овощами. Не обошлось и без места для любителей пожарить шашлыки. Этой традиции придерживаются почти все отдыхающие. К слову, чаще всего гости готовят сами. Это и удобнее, и экономичнее. Хотя порой Валерий обменивается с посетителями необычными рецептами.

Валерий Бондарь, хозяин агроусадьбы:
Американцам, которые приехали из Калифорнии, я готовил уху. Они называли его рыбным супом. А потом они угостили меня своими шашлыками. У них были ананасы, апельсины – вот на этом мясо настаивалось. Когда я попробовал, я из вежливости сказал, что да, все хорошо, вкусно. Но мне, честно говоря, не очень понравилось, потому что мы же привыкли к острому. И точно также они попробовали из вежливости мою уху, но видно было, что пару ложек – и все. Было видно, что им не понравилось, потому что они никогда до этого не ели таких блюд.

Можно заранее обговорить и культурную программу. Об интересных местах родного Узденского района хозяин знает многое. Признаётся, что всему виной любовь к истории. Он давно увлёкся нумизматикой, да и, в целом, питает слабость к антиквариату. Потому в интерьере можно заметить много интересного. От старого радиоприемника до привычной пару десятилетий назад спичечницы.

В целом же агроусадьба выполнена из натуральных материалов. Тут преобладает дерево. Валерий уверен, что в таком месте гости отдыхают и телом, и душой. Он и сам не прочь проводить на усадьбе все свободное время. Несмотря на то, что собственный дом — это постоянная работа.

Валерий Бондарь:
Да, работа постоянная. Сложно, если делаешь это разово. А если делается это все на автомате и, тем более, что это все приносит и удовольствие, а тем более если то приносит и деньги! Понимаете – ты ходишь на работу, и тебе за это платят, и ты еще живешь – и тебе за это еще платят. Мое любимое занятие, не поверите: стричь газон летом и чистить зимой дорожки от снега. Когда ровненький, зеленый газончик, аккуратно подстриженный: выходишь – такая красота, душа заходится. Я достраиваю вторую беседку для поведения мероприятий человек на 20-25.

Любовь к белорусским традициям старается прививать и гостям. С иностранными туристами охотно ходит за грибами или ягодами, вместе с соседом катает их на лошадях, делится рецептами закаток. Белорусскоязычных гостей в усадьбе ожидает приятный бонус. Оплата за проживание может быть меньше, если разговаривать на «матчынай мове». Такая сюрприз уже успел подарить хозяину ряд курьезных случаев.

Валерий Бондарь:
Есть такие, кто думает, если они поздороваются и скажут пару фраз по-белорусски, тогда и будет все хорошо. Но для этого же надо приехать и полностью пробыть тур и поговорить по-белорусски. Люблю свою родину, и это естественно. А учитывая то положение у нас с белорусским языком, я пошел на этот шаг, чтобы хоть как-то помочь возрождению родного языка.

Впрочем, гости ценят в усадьбе не только белорусский колорит, но и гармоничность всех размещенных здесь элементов.

Старания Валерия Викторовича не остаются незамеченными. В 2012 году он стал победителем в номинации «Стиль и гармония» конкурса «Лучшая агроусадьба Минской области».

Желающим принимать в своём доме туристов необходимо раз в год платить фиксированный налог и сдавать отчёт о проделанной работе. В остальное время хозяин может полностью посвятить себя гостям. Простота такого механизма ведёт и к увеличению предложений со стороны владельцев участков. Отсюда и спрос, ведь это вещи, как известно, взаимосвязанные. Сейчас туристическая инфраструктура Минской области включает в себя более восьмисот агроусадеб. Да и доход от туристической сферы за прошлый год составил более 80 миллионов рублей. Это далеко не предел и с каждым годом конкуренция растёт.



Валерий Бондарь:
Когда я начинал, 9 лет назад было несколько десятков агроусадеб. Сейчас больше 25 только в Узденском районе. А по всей стране – так про это и говорить нечего. Приходится бороться за каждого клиента. Я здесь вырос, это родительный дом, с некоторыми перерывами провел тут всю свою жизнь. Я люблю это дело, люблю дерево, я его чувствую. У меня фамилия такая – Бондарь. Мой отец был плотником, мой дед был Бондарем по фамилии и по профессии был бондарем.

 

Loading...


Миниатюра скульптуры «Амур и Психея», которая украшает Лувр. Что ещё уникального можно увидеть в Доме Ваньковичей



Звуки фортепиано уносят нас в далекий XIX век. Тогда здесь проходили музыкальные салоны и собирались на литературные вечера сливки общества – Винцент Дунин-Марцинкевич, Станислав Монюшко, Ян Дамель и другие герои своего времени. Что уникального можно увидеть в Доме Ваньковичей, показали в программе «Минск и минчане» на СТВ.

1846-й. Городской судья Эдвард Ванькович выкупает зимнюю усадьбу для своих сыновей, которые ходили в гимназию неподалеку. Сам хозяин бывал здесь редко. Он жил в Большой Слепянке. Классический дом возвышался над Свислочью, был окружен яблонями, грушами, орехами и пленял гостей своим ароматом. В комплексе с особняком были флигели, конюшня и оранжерея с тропическими растениями. Самым известным представителем шляхетского рода стал художник Валентий Ванькович.

Инна Зуева, научный сотрудник музея «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века»:
Сам мастак Валенцій Ваньковіч быў стрыечным братам Эдварда Ваньковіча, тут ен не жыў, але ў яго была свая майстэрня, якая знаходзілася ў доме, дзе калісьці жыў Станіслаў Манюшка. Калі Валенцій Ваньковіч пачаў вучыцца ў Віленскім універсіцеце, ен пазнаеміўся з Адамам Міцкевічам, Томашам Занам. Адам Міцкевіч і стаў яго лепшым сябрам. Партрэт Адама Міцкевіча «На скале Аю-Даг» прынес славу Валенцію Ваньковічу ў 1828 годзе.

В Минске живописца уважали и приходили к нему за красивыми портретами. В Петербургской академии искусств Ванькович познакомился с гением слова – Пушкиным и тоже написал его портрет, но до наших дней сохранился лишь эскиз.

К сожалению, оригинальных шедевров кисти Ваньковича в Беларуси нет. Их разбросало по миру – Варшава, Вильнюс, Париж, Соединенные Штаты. Но здесь в музее есть достойные копии Мицкевича, тещи Валентия – Марии Шимановской, жены, детей и другие полотна, которые ни на минуту не дают усомниться в таланте мастера.

К слову, экспозиция в честь художника здесь прописалась к его 200-летию – 12 мая 2000 года. А до этого момента шла реставрация. Еще раньше, с советских 20-х до 80-х, здесь были коммунальные квартиры. Но классической жемчужине повезло остаться украшением Старого города.

Инна Зуева:
Эдвард Ваньковіч пасля доўгай хваробы памер ў 1873 годзе, гэтая сядзіба адышла да яго сына Уладзіслава, а потым да яго ўнука Жыгімонта. Пасля перавароту ў 1917 года дом быў нацыяналізаваны.

В былой городской усадьбе воскресили дух времени. Прогуливаясь, как в кино, среди сарматских портретов и антикварной мебели, переносишься в XIX век. Отражение эпохи ловим в парадной гостиной. Здесь проходили светские рауты, звучал квартет струнных. Но сразу скажем – балы в родовом особняке не проводили: пространство не позволяло. Но от этого интерьеры не потеряли своего шарма. В каждой комнате были изразцовые печи, масляные лампы, которые заменяли десяток свечей и не оставляли неприятных запахов. Одним словом, вся роскошь в лучших традициях ампира.

Инна Зуева:
Усе прадметы былі набыты ў калекцыянераў Масквы і Пецярбурга. І яны ўсе з’яўляюцца арыгінальнымі, яны ўсе адносяцца да XIX стагоддзя. Адным з такіх прадметаў з'яўляецца крэсла, якое прызначалася для жанчыны, і яно не мела спінкі – гэта значыць, што жанчына павінна была трымаць сваю спіну роўна, таксама яны былі шырокімі, каб там маглі змясціцца іх сукенкі.

В центре внимания и реплика известной скульптуры «Амур и Психея», которая сегодня украшает Лувр. Миниатюру нашли случайно во время реставрации. Видимо, последний хозяин Петр Ванькович, когда покидал дом с приходом большевиков, не терял надежды вернуться и закопал шедевр до лучших времен.

Но это не единственная именная реликвия. В рабочем кабинете на виду книга «Опыты» Монтеня. На первой странице хозяин оставил автограф по-французски – «из библиотеки Эдварда Ваньковича».

Инна Зуева:
У нашай экспазіцыі есць яшчэ адзін вельмі цікавы прадмет гэта курыльная трубка, зробленая з дрэва вішні альбо чарэшні, і называецца яна чубук. Калекцыю трубак курыльных апісваў у сваім творы Гогаль «Мёртвыя душы».

Портретная галерея была маст-хэвом шляхетской жизни. Но, что интересно, по сарматскому почерку можно было определить род. Художники мастерски изображали черты лица. Так, Радзивиллов и их родственников выдавал нос, как у утки. Вашему вниманию – Иероним Хаткевич и Констанция Франтишка Сапега. Еще одной особенностью сарматского жанра было то, что их писали только после смерти знати.

Инна Зуева:
Яскравым пацвярджэннем гэтага з'яўляюцца парныя партрэты Сільвестра Янішеўскага і яго маці Брыгіты Янішеўскай. Справа ў тым, што партрэт Брыгіты Янішеўскай быў напісаны па загаду сына з дня яе смерці. Гэта значыць, што яе партрэт пісалі па знешнаму падабенству маці і сына.

А мы продолжаем путешествие за ароматным завтраком. Можно представить, как в столовой собиралась огромная семья Эдварда Ваньковича. 17 детей как-никак! Стол получил свое символичное название «сороконожка»: он раскладывался, и за ним могло поместиться 20 человек.

В скромном уголке и мини-кухня. Как известно, в барском доме не готовили, чтобы не было лишних запахов. Слуги «колдовали» во флигеле, а здесь просто подогревали блюда и готовили чай, кофе, какао. К этим золотым по тем временам напиткам допускались только хозяева. Больно дорого.

Инна Зуева:
У нашай сядзібе знаходзіцца ўнікальная калекцыя люстраў XIX стагоддзя. Адна з іх зроблена ў стылі неакласіцызму, зроблена яна з бронзы з пазалотай. Наверсе вы можаце ўбачыць маленькую царкву, калі вы станеце пад люстрай, то вы ўбачыце столь гатыцкага храма.

Посреди такой живописи точно можно потеряться в свой выходной. Атмосферу поддерживает выставка «Эпоха романтиков», посвященная современникам Валентия Ваньковича. Так что здесь есть на что посмотреть и перезагрузиться от рабочих будней.

Ну и как полагается, у здания-старожила есть свои тайны. Поговаривают, что именно здесь собирались масоны Минска во главе с Яном Ходькой. Тогда пол был из белого мрамора, стены – черными, а в нишах располагались псевдоокна, чтобы прохожие не заподозрили о «тайных вечерях».

Еще одна прелюбопытная история относится к 1905 году. Тогда «Минский курьер» взорвала новость о жестоком убийстве в доме Ваньковичей.

Инна Зуева:
Тут у гэтым доме праз рабаўнікоў была забіта Валерыя Ваньковіч – прадстаўніца роду Ваньковічаў. Яна тут жыла разам са сваей служанкай. Самой Валерыі было 92 гады. І вось спачатку рабаўнікі забілі яе служанку, а пасля забілі сякерай Валерыю Ваньковіч. Ёсць меркаванне, што гэта зрабілі ў кутку гэтай залы. І калісьці тут стаяў такі вялікі гадзіннік напольны, аднойчы, калі супрацоўнікі музея прыйшлі на працу ў музей, гэты гадзіннік ляжаў на палу. І вось з таго моманту ў гэтым кутку нічога не ставяць.

А еще в этой комнате всегда холодно, и, кто знает, может, здесь по ночам хозяйничает призрак. Но это уже совсем другая история. А вы приходите за вдохновением.