«Прожжённый пират. И, всё-таки, любовь его убила». Художники Шаппо – о новой выставке и почему растят бороды

13.11.2018 - 12:24

Десятки знаменитых белорусов уже рассказали о своих близких сердцу местах. А через два дня в столице открывается очередная выставка, авторы которой признаются в своей любви прекрасному уголку Беларуси – Витебщине!

Гости программы «Утро. Студия хорошего настроения» на СТВ – художник, член Союза художников Беларуси – Владимир Шаппо, художник, дизайнер – Антон Шаппо и скульптор, график, художник-постановщик – Александр Шаппо.

Экспозиция «Струсто, Даубле, Ричи, Савонар» посвящена Году малой родины и названа в честь озёр Браславщины, где родились художники. Основатель творческой династии Владимир Шаппо покажет свои живописные произведения из серии «Художники. Пророки», созданные в 2000-2018 годах. 

Владимир Шаппо, художник, член союза художников Беларуси:
Та глубинка, о которой говорите, а там есть и Браслав, Полоцк… Это сеть и цепь озёр, которые объединяют всё Поозерье. Это самые красивые озера нашей Беларуси. И это, по сути – наша родина, Полотчина, Придвинье.

Мы представляли себе, что будут представлены панорамы, фотографии. Но это, я так понимаю, устаревший способ передачи красот?

Владимир Шаппо:
Нет, дело в том, что живём-то мы в XXI веке.

Мне кажется, Вы уже в XXII веке!

Владимир Шаппо:
Но ещё в 1920-м году Маяковский сказал: центр мировой культуры переместился в Витебск. Ну и там работали художники первой величины, мировой. Но вы же помните, что они обычно писали квадраты или летали над городом.

Они со стороны любили малую родину.

Владимир Шаппо:
Мы не такие. Я до сих пор основное время провожу там. Потому что все мои предки с Придвинья, с Полотчины. Там не только база художников. Это же центр!

А как Вы объясняете себе, почему это место такое плодородное на таланты?

Владимир Шаппо:
Вы же сами знаете, что это наша глубинка. Так вот Минск – это окраина Полоцкой земли, это глубинка. А там – столица, в том числе – и культурная. Первый – Торвальд – был такой святой. До сих пор ищут его могилу, скоро найдут. Первый поэт, первый драматург – оттуда, вы знаете. Самый лучший зодчий, который создал, по сути, всю архитектуру Руси. Школа живописи белорусская там – в той же Евфросиньевской церкви. Можете смеяться и в XXII веке говорить: самый лучший истребитель сделан из тех же болот – Сухой оттуда!

Антон, расскажите про работу, с которой Вы сегодня к нам пришли.

Антон Шаппо, художник, дизайнер:
Это серия работ. Называется «Флеш». В данном случае работа  это представлен фокус карты. Это трагическая любовь с лёгкой грустью. Это красивый, прожжённый пират, который всё прошел и ничего не боялся. И, всё-таки, любовь его убила.

Это тоже краски, мольберт? Кажется, что это распечатано.

Антон Шаппо:
Это всё так же краски, кисти, карандаши.

Владимир, расскажите про свою работу. Она, всё-таки, более традиционна.

Владимир Шаппо:
На выставке, скорее всего, будут представлены другие работы. Но эта работа, да, традиционная. Это моя деревня, где я постоянно живу, живя в Минске. То есть всё лето я там. Тоже есть условности: мужчина, который топит баню, пытается принести воды. А на переднем плане – бобр. Он выходит постоянно там, в деревне. Потому что именно там дикие места. Это я под Полоцком, это близко от того места, где родился мой дед, мой прадед и мой отец.

Александр, а вы, значит «гадкий утёнок» в семье художников? Вы стали скульптором.

Александр Шаппо, скульптор, график, художник-постановщик:
Да, но не гадкий. Я лепил просто, и всё. Папа сам увидел. Насколько я себя помню, лет с 4 я лепил. И будут представлены работы на выставке, в том числе, в бронзе и дереве. И графические листы будут представлены. Данная работа выполнена в бронзе. Это образ музыканта, человека, которому в жизни особо-то и ничего не надо: только музыка, да и шляпа.

Сымон-Музыка такой?

Александр Шаппо:
Скорее – Шаппо!

Был ли у Вас шанс не стать художником? Или Вам сразу с 4 лет хотелось творить? Антон, как это происходило в семье, отец сильно давил?

Антон Шаппо:
Нет, вообще, не давил. Он всегда против.

Он против того, чтобы Вы шли по его стопам?

Антон Шаппо:
Абсолютно. И всегда говорил, что с этого поезда можно спрыгнуть только калекой. И поэтому лучше тебе этого не делать, иди – пали костры, занимайся чем-нибудь простым.

То есть отец был неубедительным. У вас ещё есть третий брат. Где он сейчас?

Антон Шаппо:
У нас тут за диваном!

Александр Шаппо:
Забыли его взять! Где-то он путешествует по Европе, он в творческих проектах.

Антон Шаппо:
Перелётный, как Шагал. Всё время двигается. Нет, насилия никакого не было. Так случилось просто. В лет 15, когда мальчик выбирает, куда ему идти и чем заниматься. И я подумал, что либо каскадёром, либо художником. Всё-таки, на художника – больше.

Ещё есть мнение, что отец не заставляет растить вас бороду. Вот я не поверю этому!

Антон Шаппо:
Нет, меня жена заставила.

Александр Шаппо:
У меня сама выросла.

А третий брат?

Александр Шаппо:
У него не растёт! Он – индеец!

Владимир Шаппо:
Он страдает. Он жутко страдает по этому поводу.

Вы сами будете на открытии выставки? С вами можно будет пообщаться?

Александр Шаппо:
Конечно, будем! Приходите! Мы работаем с публикой и всегда готовы к контакту и, понятно, к вопросам разным.

Loading...


Сердце из красного стекла весом 11 кг и кукла из войлока и перьев. Необычные работы современных эстонских художников



В арт-гостиной «Высокое место» открылась очень необычная экспозиция. Какие работы представлены на выставке, показали в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Анна Ясюк, заведующая арт-гостиной «Высокое место»:
Этот проект – это действительно новое эстонское искусство. На выставке представлены 11 современных молодых эстонских художников, их творческий путь начался уже в XXI веке. Они не стеснены какими-то рамками. Здесь, на выставке, можно проследить, как они творят, как они мыслят, – свободно.

У этой выставки – своя предыстория. Дружба между Музеем истории города Минска и Таллинской художественной галереей завязалась недавно, но уже дает свои плоды.

Анна Ясюк:
С куратором этой выставки, Рене Кирспу, мы познакомились год назад на одной из выставок в Минске. И мы сразу предположили на будущий год, что Рене привезет несколько проектов в Минск. И несмотря на все вирусы, я очень рада, что состоялась эта выставка, что работы приехали, молодые художники не приехали. Но мы с ними познакомились в сети, общались в интернете.

Один из представителей – Ало Валге. Ему не нужен телескоп: свои галактики художник создает с помощью фантазии и масляных красок.

Анна Ясюк:
Это его автопортрет. Очень интересно сам художник поведал про то, что его интересует тема космоса. И за космосом будущее, это что-то для него такое неизведанное, что-то интересное и интригующее.

Именно этому мастеру удалось найти прямой путь к звездам.

Анна Ясюк:
Работа «Юпитер драйв», то есть путь к Юпитеру. Здесь неслучайно и знаки изображены. Налет какой-то американской темы.

А вот Александра Павленкова заглядывает внутрь себя. Невероятное сердце из красного стекла весом 11 кг объединило сразу три культуры: российский мастер получила образование в Прибалтике, а сделала свой шедевр в Соединенных Штатах.

Анна Ясюк:
Художница родом из Санкт-Петербурга, далее она училась в Эстонии, сейчас работает и путешествует по разным странам. Рене – куратор этой выставки – вез это в ручной клади очень бережно и аккуратно, обращаясь как с собственным сердцем.

Какой стране на самом деле принадлежит сердце автора, сказать сложно, но то, что душа лежит к самому хрупкому из искусств – факт. Самое время – примерить костюм.

Анна Ясюк:
Это работы Анники Кидрон, называются «Верните мне сказку». Это ручная вышивка, очень трудоемкий процесс. Сама Анника училась в Эстонской академии художеств, изучала 3D-арт, дизайн, в том числе училась в Гонконге.

Эти полотна рассказывают не столько об авторе, как о характере его героев. 

Анна Ясюк:
Представлены вот такие интересные арт-объекты – это кукла из войлока и птичьих перьев. Именно за счет таких работ можно проследить, насколько люди творческие, насколько широкий полет их мыслей, фантазии. Это действительно будоражит белорусскую публику и призывает к обсуждению.

Высоко оценили международный арт-проект и искусствоведы.

Наталья Шарангович, искусствовед, первый заместитель председателя Белорусского союза художников:
Мы можем увидеть, насколько интересны эстонские художники, берут такие совершенно традиционные вещи и это все трансформируют в современное искусство. Если мы очень внимательно присмотримся к работам, которые представлены в галерее, то мы увидим, что действительно есть техники, которые нам знакомы. Это бабушкины техники, это ткани, пэчворк и это то, что мы все делаем, но перед нами произведение современного искусства, потому что эстонские молодые художники не боятся экспериментировать. Они на традиционном материале строят совершенно необычные и даже для нас какие-то не очень знакомые, очень смелые эксперименты.

Продлится выставка на Герцена до 14 декабря.