«Его бабушка на свой страх и риск поехала к императрице». Как Владимир Оловников стал композитором?

20.11.2020 - 20:35

В документальном проекте «Тайны Беларуси» рассказали, как Владимир Оловников стал композитором.

Эльвира Куценко, заведующая теоретическим отделением детской школы искусств № 1 г. Бобруйска им. Е. Тикоцкого:
Один из первых выпускников, за которым тоже следил в Минске, – это наш знаменитый Владимир Оловников. Композитор, который в 30-е годы был от нашей школы послан на первый белорусский республиканский конкурс. Это было очень важно. Оловников там занял призовое место, и, естественно, ему предопределили музыкальную жизнь.

Екатерина Микулик, заместитель директора по воспитательной работе детской школы искусств № 2 г. Бобруйска им. В. Оловникова:
Володя Оловников начинает изучать в классе теоретические дисциплины, в частности музыкальную литературу. Учитель не только интересно рассказывал, увлекал своих учеников интересными сведениями из биографий, о произведениях композиторов, но и сам очень много музицировал.

Владимир Оловников был коренным бобруйчанином. За участие в восстании Костюшко предков композитора лишили дворянства и сослали в неприметный белорусский городок.

Чтобы восстановить свои права, бабушка композитора выбила аудиенцию у самой императрицы. Это событие спустя годы стало для семьи роковым.

Игорь Оловников, сын композитора Владимира Оловникова, народный артист Беларуси, пианист:
Она на свой страх и риск поехала к императрице, упала перед ней на колени прямо, по-моему, в Александровском саду на прогулке. Поскольку срок давности давно истек, то эту семью восстановили в части привилегий, особенно что касается высшего образования. Получилось наоборот: потом 1937 год, сталинские репрессии, погибали люди, бесследно исчезали. Такая судьба и постигла мать моего папы.

Именно в Бобруйске судьбы двух композиторов пересеклись в первый и далеко не в последний раз. Владимир Оловников словно на крыльях летел на занятия к маэстро, а учитель души не чаял в подающем надежды мальчике.

Екатерина Микулик:
Здесь уже он определился с выбором своей профессии. Во время учебы в музыкальной школе он проявил себя ярко, талантливо. Он даже аккомпанировал в классе педагога-скрипача, будучи ребенком. И выступал на концертах и на радио.

Тем временем талант Евгения Тикоцкого расцвел пышным цветом. Он на-гора выдавал свои первые крупные произведения – симфонии, оперетты и песни с революционным мотивом. Таланту композитора стало тесно. Его заметили на самых верхах, и как гром среди ясного неба – приглашение в столицу! В 1934-м он устроился композитором на Белорусское радио. Писал музыку к передачам, создавал вокальные и хоровые произведения.

Ирина Горбушина, кандидат искусствоведения, заведующая отделом музыкального искусства и этномузыкологии НАН Беларуси:
Тикоцкий плодотворно сотрудничает с Купаловским театром, он является автором музыки к 25 спектаклям этого театра, а также пишет музыку к спектаклям для других театров. В общей сложности – около 50 спектаклей.

Вслед за учителем перебирался в столицу и Владимир Оловников. После окончания музыкальной школы он поступил в Минский музыкальный техникум, а затем и в Белорусскую государственную консерваторию.

Екатерина Микулик:
Учителем был продолжатель традиций Римского-Корсакова. Конечно же, эти классические традиции он впитал от занятий с Золотаревым. Но в то же самое время Владимир Оловников и глубоко национальный композитор. Он достаточно изучал белорусскую музыку, белорусскую культуру, мелос и включал белорусские национальные мелодические интонации в свое творчество.

Татьяна Демидович, старший научный сотрудник музея истории театральной и музыкальной культуры:
Во время учебы в консерватории Владимир Оловников написал свои первые произведения в камерном жанре. Это, например, романсы на тексты Валерия Брюсова, три части струнного квартета, фортепианные пьесы. В 1940 году в Минске состоялся открытый концерт из произведений камерной музыки Оловникова, и в том же году он был принят в Союз композиторов Беларуси.

Белорусская государственная консерватория распахнула двери в 1932 году. Именно с нее началось формирование национальной композиторской школы. Ковать таланты доверили знаменитому профессору Василию Золотареву.

Татьяна Мдивани, доктор искусствоведения, профессор НАН Беларуси:
Приехал в 1934 году. Ученик Римского-Корсакова, владеющий всей школой композиции, написавший учебник. Совершенно маститый, зрелый педагог, который обучил целую когорту наших композиторов. Поэтому это не расцвет, а начало, потребность в создании своего творческого базиса.

Loading...


«Любимая сцена в Большом». Эта девушка успевает заниматься музыкой, моделингом и организовывать мероприятия



Кто-то в детстве мечтает стать космонавтом, кто-то учителем, кто-то водителем. Воплотить цель самых ранних лет жизни нашей героине удалось: она стала певицей. В свои 23 девушка уже успела получить музыкальное образование, начала преподавать и научилась уверенно брать ноту «си» второй октавы, и это не передел, рассказали в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Татьяна Иванова, студентка Белорусской государственной академии музыки, педагог-организатор:
Я с самого детства подсознательно знала, что свою жизнь свяжу с музыкой. Почему так? Наверное, судьба. Началось все с обычной общеобразовательной школы у меня в Рогачеве, в моем родном городе. В школе с музыкальным уклоном, где я и познакомилась с классической музыкой, и влюбилась в нее на всю жизнь.

Свои студенческие годы Татьяна проводила не только за музицированием, энергии хватало и на тексты. Сценарии для новогодних праздников, внутренних концертов академии, конкурсов красоты. Девушке все было интересно.

Яна Якута, пианистка, заместитель председателя студенческого совета Белорусской государственной академии музыки:
Познакомилась с Таней, потому что она была организатором всего. И мне стало сразу интересно. И в дальнейшем я узнала, что она очень классный организатор. Потому что такие проекты, которые проходили у нас в академии, проходили на высоком уровне. И до этого мало кто такое организовывал.

Свободное время девушка с голосом сопрано проводит в музеях и театрах. Любимая сцена, конечно же, в Большом. В планах у Татьяны выйти на нее как можно скорее.

Татьяна Иванова:
Выступления, конечно же, есть. Без практики нам, вокалистам, никуда. Но в связи с такой ситуацией, которая сложилась в последнее время, количество концертов сократилось, но из последнего я могу вспомнить рождественский показ, концерт, на котором мне посчастливилось выступать.

Еще одна сильная сторона Тани – моделинг. Показы, съемки, примерки и походка от бедра разбавляют и без того насыщенную жизнь певицы. Девушка признается, именно обучение профессии манекенщицы дало необходимую уверенность в себе.

Татьяна Иванова:
Я пошла в сферу моделинга, чтобы раскрепоститься как-то, это для меня очень полезно стало как для артиста. Самый яркий проект, который запомнится мне на всю жизнь, – это Европейские игры. Там я была представительницей медальной церемонии, а также на церемонии открытия я выводила спортсменов из Молдовы.

Отдельная страсть девушки – благотворительность. Уже стали традиционными концерты с ее участием в реабилитационных центрах и детских домах, где ребят знакомят с мировыми шедеврами. Именно в творчестве и добрых делах Татьяна и видит воплощение своего кредо.