Экспорт белорусских нефтепродуктов и калийные удобрений: где порт выгоднее - в Прибалтике или в России?

24.02.2013 - 21:08

Новости Беларуси. Усть-Луга — это морской торговый порт в юго-восточной части Финского залива. Сейчас он активно расширяется и застраивается. Особенность порта заключается в том, что терминалы, которыми пользуются грузоперевозчики, находятся в их полной собственности и таким образом, работают, конечно, на выгодных для компаний условиях, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Самый большой порт на Балтике выйдет на полную мощность в 2018 году. Здесь будут переваливать 180 миллионов тонн различных грузов в год. Это больше, чем совокупный грузооборот портов Таллина, Клайпеды, Риги и Вентспилса. Где уже давно «прописались» белорусские нефтепродукты и калийные удобрения. И теперь наши крупные экспортеры оказались в состоянии выбора причала.

Юрий Мурашко, руководитель управления по работе со СМИ, региональной и социальной политике ОАО «Компания Усть-Луга»:
Возможность, наиболее выгодная для белорусских инвесторов — это приобрести свой терминал и свои грузы переваливать. Это будет выгодно. И вторая возможность — пользоваться услугами готовых терминалов, я уверен, здесь тоже проблем не будет.

Место для возведения порта — лучше не придумаешь. Не зря его постройку задумали еще в советское время. Терминалы глубоководные и могут принимать суда океанского типа. Скоро рядом заработает в полную силу самый крупный железнодорожный узел в Европе. Который сможет обрабатывать до 100 миллионов тонн грузов в год. Все строилось «с нуля», поэтому здесь клиенты пользуются самыми передовыми технологиями. Это дешевле для экспортеров, а в конечном счете — и для потребителей.

Владимир Семенов, руководитель аналитического отдела дирекции по стратегии и развитию ОАО «Компания Усть-Луга»:
Импорт легковых автомобилей в порту Усть-Луга — дешевле на 300-400 евро, по сравнению с перевалкой  в портах Финляндии. Исходя из этого, автодиллер может немножко заработать, а российский покупатель может купить новый автомобиль немножко дешевле.

В порту работает несколько стивидорных компаний — организаций, которые занимаются перевалкой грузов. Основа бизнеса Андрея Титова — техника и автомобили. Причем, объемы перевозок такие, что статистику ведут совсем не в штуках. За прошлый год через терминал его компании прошло почти два миллиона тонн «железных коней». По словам директора, на месте этих иномарок могут стоять белорусские МАЗы и БелАзы. Окно в мир есть. Готовое: осталось научиться им пользоваться.

Вообще цель создания порта заключалась в том, чтобы сделать выгодную площадку для работы с грузами северо-западного региона России. Но в итоге на берегу Финского залива появился серьезный конкурент «прибалтов». Которые уже теряют клиентов. Если посмотреть на карту — это реальный вариант переориентации и белорусского экспорта.

Андрей Титов, и.о. Генерального директора ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга»:
У нас есть уже часть клиентов, которые в принципе ушли из прибалтийских портов в порт Усть-Луга. И они видят, что, в принципе, это возможно(перемещение грузопотоков). Мы по своим мощностям, естественно, готовы принимать белорусские грузы.

Фраза «естественно, готовы» - говорит не только о том, что препятствий белорусы не встретят. В добавок ко всему некоторые терминалы порта недозагружены.

Владимир Семенов, руководитель аналитического отдела дирекции по стратегии и развитию ОАО «Компания Усть-Луга»:
Терминал перевалки технической серы явно недогружен и поскольку технология перевалки идентична, то он может прямо сейчас принять к обработке порядка четырех миллионов тонн в год.

Речь о терминале, который может переваливать калийные удобрения. И теперь на поверхность всплывает вопрос, кому это больше надо? Ведь везти товар до Усть-Луги на несколько сот километров дальше, чем до Клайпеды. Поэтому заманить белорусов можно только дешевой доставкой. Камнем преткновения стали железнодорожные тарифы.

Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области:
Стивидорные услуги у нас в порту предлагаются чуть дешевле, чем в прибалтийских портах. И я думаю, что основная проблема сейчас в российской железной дороге. Я знаю, что такие переговоры ведутся. Но пока окончательное решение не принято.

Вопрос оказался самого высокого уровня. Главный акционер Российских Железных Дорог — государство, которое может установить для белорусских грузов «спецтариф». Что интересно, РЖД, как акционерное общество, может это сделать без оглядки на рекомендации Всемирной Торговой Организации. В то время как таможенные договоренности между Россией и Беларусью в силе и упрощают многие процедуры. В общем, есть реальная возможность работать на взаимовыгодных условиях.

Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области:
Чем больше грузов будет проходить через портовые сооружения Усть-Луги, тем больше налогов будет поступать в бюджетную  казну - это первое. И второе -  мы не должны забывать о стратегической составляющей. Учитывая наши добрососедские партнерские отношения, единую таможенную зону - это выгодно и со стратегической точки зрения. В данном случае это гарантированный коридор для отправки белорусских товаров.

Инвестором а значит и владельцем терминала, может стать любая белорусская компания. Свободных участков много, так что возможностей в прямом смысле — море. Насколько они выгодны — другой вопрос. На который ответят детальные расчеты окупаемости. В общем, многое зависит от возможностей белорусских производителей. Казахи, например, уже инвестировали в крупный терминал по перевалке зерна. Есть и другой вариант: воспользоваться услугами готовых терминалов. В общем, определяющее слово — возможность.

Алексей Кондрашов, генеральный директор логистического комплекса:
Я не очень люблю какие-то зарубежные турне. Мне очень нравится Беларусь с точки зрения природы, климата, людей, отношения.

Директор логистического комплекса, который находится под Петербургом, в Беларуси — частый гость. Ездит отдыхать. А вот сами белорусы до него пока не доехали, хотя могли бы выгодно работать. Современная площадка для сортировки товаров построена по финской технологии. Рядом три магистрали: Таллинское, Киевское и Волхонское шоссе, по которым товары идут и в порты, а потом — за рубеж. Комплекс расположен в индустриальном парке,  где для компаний действуют льготы по налогообложению, в частности, это касается налога на прибыль. Транспортный — вообще на нулевой отметке.

Алексей Кондрашов, генеральный директор логистического комплекса:
В основном мы клиентов находили через брокерские компании. Но в любом случае мы открыты. У нас присутствуют как зарубежные компании, так и российские. Поэтому абсолютно любое заинтересованное лицо может к нам обратиться и мы рассмотрим возможность сотрудничества.

Тем временем из-за строительства Усть-Луги из Прибалтики прибыль постепенно уплывает. По последним подсчетам, российский порт переманил на свою сторону треть клиентов. А когда разговор зашел и о белорусском транзите — за экономикой тут же усмотрели политику. Стабильная альтернатива экспорта стала для нашей страны своеобразным козырем, а для портов-конкурентов — серьезным раздражителем.

Сергей Лебедев, политолог:
Через какое-то время прибалты придут к вам на поклон. И опять будут набиваться в друзья, и даже предлагать более выгодные условия, чем Россия. Другое дело, что у них пока еще амбиции шире амуниции. Но голод не тетка — он заставит их вступать в нормальные отношения.

Как ни парадоксально, задуманный проект — в интересах сразу трех стран. России, Беларуси и Союзного Государства. Помимо экономических и логистических выгод такой транзит несет выгоду стратегическую. Потому как наглядно демонстрирует механизм действия в том числе союзных экономик.



Олег Кожемяко: «Продукция белорусских сельхозпроизводителей всегда отличается высоким качеством, и ей доверяют приморцы»



Новости Беларуси. Обсуждения и оценки прошедшего Форума регионов Беларуси и России будут продолжаться, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Если говорить о том, как его итоги выглядят в цифрах, то это более 80 соглашений и контракты на сумму порядка полумиллиарда долларов. Здесь первая скрипка у регионов. Об этом на пленарном заседании говорил и глава белорусского государства.

Александр Лукашенко – руководителям регионов: «Не было бы вас, сегодня о союзе между Беларусью и Россией и разговоров бы не было»

Это как раз тот случай, когда в отношениях экономика первична. Так, Минск и Могилев оформили проекты с Оренбургской, Курской и Самарской областями, Гомель – с Самарой. Новые проекты намечены и в Приморском крае – наша страна готова сыграть свою роль в развитии этого региона.

От укрепления торговых связей до создания совместных производств. В чём потенциал сотрудничества Беларуси и Приморья?

Накануне санкт-петербургского форума в Минске побывал глава Приморья Олег Кожемяко. О впечатляющих совместных перспективах губернатор рассказал в интервью для нашего телеканала.

«Цена, качество, сервисное обслуживание в МТЗ всегда были на высоком уровне»

Юлия Бешанова, СТВ:
Вы только что провели тест-драйв одного из экземпляров. Поделитесь впечатлениями.

Олег Кожемяко, губернатор Приморского края России:
Очень интересная энергонасыщенная техника. Современная, отвечающая всем требованиям. Трехобзорная кабина, экран установлен – ты видишь (позиционируешь машину в поле), что происходит сзади, с боков, поэтому это очень удобно для механизатора. Безусловно, такой трактор может 9-метровый пропашной комплекс за собой вести, что существенным образом повышает его эффективность.

Я здесь приобретал в свое время первые (наверное, 350-е) трактора, которые пошли с моторами Deutz. Могу сказать, что они зарекомендовали себя неплохо. Были кое-какие, как у первых тракторов, моменты, быстро были доработаны. Сейчас они пользуются большой популярностью. Думаю, что выход на новую линейку, на 450-сильный трактор даст возможность конкурировать с другими, с импортной техникой. Потому что цена, качество, сервисное обслуживание в МТЗ всегда были на высоком уровне. Наши сельхозпроизводители хорошо знают многие модели тракторов: 2112, и, безусловно, 82-й МТЗ, который наиболее распространен.

Доля белорусской техники в регионе одна из самых больших

Юлия Бешанова:
В вашем регионе велика доля белорусской техники?

Олег Кожемяко:
Наверное, одна из самых больших. Это и та техника простая, которая сегодня имеется: 82-е, и 1221 техника представлена, и 200-е. Я думаю, что сейчас энергонасыщенная техника с приходом новых технологий, мер поддержки, которую мы направляем, займет достойное место.

Интересна также линейка средств малой механизации, минитракторов, которые удобны и для системы жилищно-коммунального хозяйства, управляющих компаний, а так же интересна для фермеров, представителей дальневосточного гектара, кто взял.

Поэтому думаю, что мы со своей стороны создадим все механизмы поддержки для такой техники. Мы всегда работали с Республикой Беларусь – это позволяло сельхозпроизводителю выбирать технику, понимая, что государство поддерживает. Ну и завод со своей стороны, видя такой большой объем, организовывал сервисные центры, центры обучения, что всегда было удобно для региона, всегда повышало гарантийный срок обслуживания техники. И самое главное – удобно было для тех, кто ее приобретал.

«У нас 30 % населения так или иначе корнями связаны с республикой»

Юлия Бешанова:
У вас насыщенный визит, много предприятий. Во время встречи с главой государства говорили, может быть, о каких-то конкретных проектах, как строить отношения дальше?

Олег Кожемяко:
Вы знаете, я приехал уже с новой командой. Новый регион.

Юлия Бешанова:
С новыми идеями?

Олег Кожемяко:
С новыми идеями. У нас хорошая наработанная практика за предыдущие годы работы по различным направлениям, в том числе и по локализации техники на территории дальневосточных регионов. Она себя хорошо зарекомендовала в сельхозпроизводстве. На Сахалине это техника для уборки городов, это автобусная техника.

Есть хорошая практика, есть механизмы поддержки. Поэтому уверен, что все, что было создано заранее, те рабочие моменты, рабочие группы, тот опыт, который есть, мы с удовольствием применим в Приморском крае с тем, чтобы жители Приморья могли располагать возможностями Республики Беларусь, опытом, мерами поддержки в сельхозтехнологиях, в машиностроении, в поставке оборудования.

Мы определились, что мы создадим торговые дома. Продукция белорусских сельхозпроизводителей всегда отличается высоким качеством, и ей доверяют приморцы, поэтому мы и в этом направлении активно начнем создавать все условия для того, чтобы жители Приморья могли ее пробовать.

Безусловно, это удобно и для сельхозпроизводителей Беларуси, и для нас. У нас 30 % населения так или иначе корнями связаны с республикой.

Олег Кожемяко: «В Приморье больше людей, кто корнями связан с Беларусью»