«Фларэнцыя, Рым, Афіны, Іерусалім не маюць такой колькасці легенд і паданняў»: как учитель истории изменил представление о деревне Лебедево

15.01.2019 - 12:37

Ученики Лебедевской школы вместе с педагогами уже многие годы изучают историю своей деревни и её известных жителей. Рассказываем в программе «Центральный регион», как здесь своими силами создали историко-краеведческий музей и организовали кружок. Юные экскурсоводы одерживают победы на многих областных и республиканских конкурсах благодаря своим исследовательским работам.

У причала музейного корабля – учитель истории и обществоведения Антон Антонович Апанасевич. В педагогику пришёл после службы, кстати, тоже на корабле Балтийского флота. Так что дисциплине и верности своему делу у этого человека стоит поучиться. Сам родом из Вилейщины, а вот Лебедево – тогда небольшая деревня, привлекла учителя своей большой историей, которая отражена в краеведческом музее «Спадчына».

Антон Апанасевич, учитель истории и обществоведения ГУО «Лебедевская средняя школа»:
Гісторыя Лебедзева вельмі даўняя і багатая. Яна пачынаецца з Лебедзеўскага гарадзішча, якое адносіцца да жалезнага веку. Гэта археалагічная культура штрыхаванай керамікі – 7-6 ст.да н.э. – 4-5 ст.н.э. Першыя пісьмовыя ўзгадванні пра Лебедзева адносяцца да 1387 года.


Калі браць легенды і паданні, то толькі легенды і паданні, звязаныя с назвай нашага Лебедзева, – іх каля дзесяці. Вось што цікава, нават, такія сапраўдныя гарады, як Фларэнцыя, Рым, Афіны, Іерусалім не маюць такой колькасці легенд і паданняў, менавіта звязаных з іх назвай.  

Музей состоит из трёх разделов: исторический, этнографический и литературно-художественный. Здесь можно подробнее познакомиться с историей деревни Лебедево, узнать о её известных жителях, изучить бытовую культуру белорусов, вспомнить о Великой отечественной войне и её героях.

Антон Апанасевич:
Экспанаты знойдзены на тэрыторыі Лебедзеўшчыны і далей у напрамку Смаргоні. Справа ў тым, што ў час вайны непадалеку праходзіў Заходні фронт. Сярод экспанатаў мы бачым асабістыя рэчы, халодную зброю. Пры гэтым мы бачым, што захаваліся некаторыя ў нядрэнным стане. Парадку 40 экспанатаў.

Это случайные раскопки или целенаправленные?

Антон Апанасевич:
Мы мэтанакіравана пыталіся ў людзей, у каго што захавалася – хто збіраў. Гэта дзякуючы намаганням грамадзкасці, дзецям, настаўнікам і выпускнікам нашай школы нам удалося.

Воспоминания о своих выпускниках Антон Апанасевич хранит в фотоальбомах. Оставить после себя память в виде снимков стало доброй традицией для школьников. Первый альбом относится к 1948 году. Лебедевскую школу заканчивали и знаковые фигуры. В списке – талантливые художники, писатели и генералы.

Антон Апанасевич:
Нашу школу закончылі такія вядомыя асобы, як Кастусь Цыбульскі – гэта паэт-песеннік, Генадзь Каханоўскі – беларускі гісторык, Раман Семашкевіч – гэта мастак, Рыгор Семашкевіч – паэт, пісьменнік, вучоны. У нашай школе вучыўся Яўген Шыраеў – выкладчык Маскоўскага дзяржаўнага ўніверсітэта ім. Ламаносава, аўтар штрыхкода, якім карыстаюцца ва ўсім свеце.

У свой час у Лебедзеве працаваў Барыс Кіт – вядомы вучоны, які таксама пакінуў прыкметны след у гісторыі нашага Лебедзева. Сярод выпускнікоў школы ёсць генералы, героі сацыялістычнай працы.

Интерес к истории Антон Антонович прививает своим ученикам на уроках, приводя не только строгие факты и даты, а рассказывая реальные истории. Кроме этого ребята учатся выступать перед публикой. Все экскурсии по музею проводят именно они.

Анастасия Шумилова, учащаяся ГУО «Лебедевская средняя школа»:
Это намного интереснее: ты видишь эти экспонаты, эти книги, фотографии, и тебе интересно узнать историю какого-либо предмета. А когда ты открываешь книгу, там зачастую все так написано по-философски – очень сложно. Уроки проходят очень интересно: он все рассказывает все подробно, интересно, задает какие-то вопросы. Иногда все проходит очень весело.

Историк также усердно занимается с детьми исследовательской деятельностью. Дважды школа участвовала в Московском конкурсе научных работ и оба раза возвращалась с победой. За профессионализм Антона Апанасевича ценит руководство и уважают коллеги. 

Александр Борейко, директор ГУО «Лебедевская средняя школа»:
Как человек, он поможет во всех начинаниях. Первым делом, когда мы с ним познакомились, он затащил меня в музей, все рассказал, показал. То есть я бы мог сейчас тоже экскурсию проводить без Антона Антоновича. Книгу свою подарил, которую написал – «Лебедевская сага». Два года мы с ним тесно работаем, принимаем делегации, различные гости у нас бывают. Антон Антонович всегда поможет.

Валентина Жвирко, учитель химии ГУО «Лебедевская средняя школа»:
Для нас, педагогов, и для учащихся он открыл Лебедево по-новому. Потому что из книги «Лебедевская сага» мы очень много узнали о своей малой родине. Эту информацию мы черпаем на внеклассных мероприятиях и на классных часах, которые очень удачны.

Конечно, необходимо отметить, что Антон Антонович всегда придет на помощь, он помогает нам проводить какие-то мероприятия. Мы очень рады, что у нас есть такой коллега.

Книга «Лебедзеўская сага» вышла в свет летом 2016 года. Материал историк собирал на протяжении 30 лет. Помощь в её издании оказал индивидуальный предприниматель из Минска, корни которого начинаются с Лебедева. Побывав однажды в музее и услышав уникальные истории о своей малой родине, мужчина решил: «Лебедево достойно того, чтобы о нем говорили».

Где уже побывала книга «Лебедзеўская сага»?

Антон Апанасевич:
Я знаю, что она уже побывала в Турции, Израиле, Казахстане. Потому что тем, кто к нам приезжают, я дарю книгу.

Антон Антонович получает благодарности за возрождение истории о Лебедево из различных стран. Сейчас он готовится к выпуску ещё одной книги. На этот раз о своей родине – Вилейщине. И это, пожалуй, только начало.

Люди в материале: Антон Апанасевич


Развить мелкую моторику и улучшить почерк. Зачем учить детей играть на ложках



О секретах, которые хранит белорусская ложка, один из них – громкий и мелодичный, рассказываем в программе «Центральный регион».

Применение деревянной ложке этот коллектив нашёл довольно быстро. С кухни столовый прибор перекочевал в репетиционный зал.

Как музыкальный инструмент, ложки впервые стали использовать скоморохи. Деревянный стук был ритмичным аккомпанементом к частушкам. Сегодня ложки для игры в арсенале должен иметь любой ансамбль народных песен. Однако извлекать тёплый и мелодичный звук не так просто.

Василий Попруга, участник музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
Надо три пальца взять на нижнюю ложку. Второй палец между двумя ложками и сверху вот так. Чтобы было небольшое расстояние, чтобы был стук. Мы уже занимаемся полтора года на ложках. Я решил играть на ложках, потому что это древний белорусский инструмент игры. И надо научиться, это же родное. Сразу было очень много мозолей и неудобно. Но потом со временем всё стало получаться. Надо чувствовать ритм. Потому что если между музыкой, тогда ничего не получается.

Молодой коллектив совершенно органично влился в творческую жизнь района. В руках юных музыкантов каждая пара деревянных ложек получает новую жизнь.

С черпачком в виде сердца и те, которыми ели бурлаки. Уникальный музей деревянных ложек есть в Березино

Михаил Попруга, руководитель музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
У нас занимаются 7 детей разного возраста. Самый младший ходит в первый класс. А так 3-6-ые классы здесь. Узнали, что я играю на ложках, поэтому мне предложили, поскольку я играю аккомпаниатором клуба. И мне предложили с детками заниматься. Это не накладно, я радуюсь, и мне это приятно. Получается даже для меня стимул, что у меня получается, и я даже с детьми работаю. Есть рабочий кабинет, где мы проводим репетиции. Такая идея создалась, потому что в центре тут у нас самая большая ложка в Республике Беларусь, может быть, на всем постсоветском пространстве. Решили сделать школьный ансамбль детский – «Ложкарики».

Анастасия Довидович, участница музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
Я, вообще, раньше не знала, просто ко мне пришёл папа и сказал, что позвали заниматься на ложках. И просто записались. Первые мозоли появлялись – сильно держали и били сильно.

Анастасия Мазаник, участница музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
Сначала не получалось – у нас ложки падали с рук. Но потом всё получилось.

Детский коллектив ложкарей можно назвать редкостью. Игре практически не обучают в музыкальных школах. А здесь для громких занятий, как говорится, все условия. К тому же, обучать маленьких детей игре на ложках советуют медики. Это развивает чувство ритма и мелкую моторику, позволяет снизить чрезмерную активность и даже улучшить почерк.

Василий Попруга:
Этим занимались наши предки, и это наше родное, белорусское. Допустим, когда я был маленьким, мастер Осипов вырезал ложки, и я понял уже, что это наше – белорусское – деревянные ложки. И потом, когда начался набор на игру на ложках, я сразу же согласился. Потому что это интересно и очень познавательно. И вот сейчас мне кажется, что самая лёгкая композиция – это «Купалінка» і «Мітусь», а самая тяжелая – это «Черноглазая коза». Первое движение, которое я выучил, было из композиции «Купалінка».

В репертуаре ансамбля уже около 10 песен. Однако упорно работают здесь не столько над количеством композиций, как над качеством игры. Специфика народной музыки – групповое звучание. Поэтому разучить каждый фрагмент должны без спешки все вместе. 

Михаил Попруга:
Репертуар мы стараемся – белорусские народные танцы«Мітусь», «Купалінку». У нас собрались и быстрые танцы. Мы уже получили диплом. Когда у нас в Березино проходил праздник ложки, уже на третьей репетиции мы абзац играли. Приходят родители на мероприятия – радуются, снимают.

Ольга Довидович:
Ходили первоначально сюда на рисование – рядом с домом. И предложили нам заниматься ложками – согласились. Слышала, что играют на ложках. Но за очень короткий период времени учитель научил их многому. Они умеют много композиций играть. И хорошо играют! Были и синяки, и мозоли, было всё. Но всё прошло. Если ребёнок желает, зачем запрещать заниматься тем, что ему нравится.

В планах «Березинских ложкариков» – покорить большую сцену. Равнение ансамбль взял на известные несвижский и аношковский коллективы.

Василий Попруга:
Мне очень понравились несвижские ложкари, потому что у них очень много элементов, и они все очень сложные. И ещё есть подтанцовка всякая. Очень много всяких композиций, декораций, и всё это, конечно, очень красиво.

А пока день за днём, шаг за шагом белорусская ложка вновь становится привычной и любимой. Дополняет интерьер, помогает с макияжем, сохраняет экологию. И главное – объединяет взрослых и детей, белорусов и зарубежных соседей. Ведь резная ложка — язык всемирный, на нем говорит история, его не нужно переводить.

Самую большую в мире деревянную ложку сделали в Березино – 23 метра!