ФПБ: «Главной целью является стабилизация ценовой ситуации на потребительском рынке»

13.10.2020 - 20:31

Новости Беларуси. Вот уже третий год Федерация профсоюзов Беларуси мониторит розничные цены в магазинах. Основная часть обращений приходит как раз от неравнодушных белорусов, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

У нас в гостях – начальник главного управления социального партнерства и трудовых отношений аппарата Совета Федерации профсоюзов Беларуси Дмитрий Шевчук.

Евгений Поболовец, СТВ:
Федерация профсоюзов уже не первый год проводит мониторинг цен в магазинах. Какова эффективность этой работы и для чего нужно этим заниматься?

Важно, чтобы цены не имели тенденции к росту, а если такая ситуация складывается, то такой рост должен быть обоснован

Дмитрий Шевчук, начальник главного управления социального партнерства и трудовых отношений аппарата Совета Федерации профсоюзов Беларуси:
Для нас главной целью данной работы является в первую очередь стабилизация ценовой ситуации на потребительском рынке. Важно, чтобы цены не имели тенденции к росту, а если такая ситуация складывается, то такой рост должен быть обоснован.

Можно привести в пример весну 2020 года, когда был достаточно высокий всплеск роста цен. Эту ситуацию мы детально отслеживали и, как результат нашей совместной работы с государственными органами, было принято Постановление № 30 МАРТ, которое ограничивало рост цен на те или иные категории товаров, в первую очередь социально значимые. Это позволило стабилизировать ситуацию на рынке, и такая тенденция сохраняется и до настоящего времени.

Евгений Поболовец:
Социально значимая группа товаров – по ним какая тенденция прослеживается?

«Есть цепочка от производителя до переработчика, до торговой сети – у каждого субъекта хозяйствования есть свои интересы»

Дмитрий Шевчук:
Если говорить о текущем моменте, то ситуация на рынке достаточно стабильная, тенденций к росту нет. Если говорить по отдельным товарам – это, к примеру, картофель, – то тут надо смотреть все в динамике. Если говорить про гречневую крупу, то она за последний год несколько прибавила в цене, растительное масло. Есть несколько примеров, на которые стоит обратить внимание и изучить ситуацию более детально, при необходимости принимать какие-то меры по государственному регулированию.

Но в целом, если смотреть на эту проблему, ее нельзя анализировать именно в рамках «цена товара на прилавке». Здесь есть цепочка от производителя до переработчика, до торговой сети – у каждого субъекта хозяйствования есть свои интересы, и их необходимо в любом случае соблюсти, потому что если сделать какие-либо поспешные решения, это может привести к негативным результатам в той или иной сфере.

Евгений Поболовец:
Давайте представим ситуацию: вы приходите в торговую сеть, в магазин и говорите: «Мы хотим проверить, насколько объективна цена на ту или иную группу товаров». Как реагируют на это продавцы и торговые сети?

Если мы видим, что есть рост, необходимо раскладывать всю цепочку – что стало причиной роста цен?

Дмитрий Шевчук:
Во-первых, мы в магазины приходим для того, чтобы узнать окончательную цену на товар. Мы это делаем в постоянном режиме. Мы приходим в магазин и, если говорить про наш ежемесячный мониторинг, это 72 цены, которые складываются в потребительскую корзину. Что нам это позволяет сделать? Во-первых, позволяет анализировать ситуацию по каждому из этих товаров в перспективе. С 2017 года у нас есть вся база цен как потребителей, то есть мы приходим в магазин и видим на прилавках, сколько стоит, эти цены. Плюс мы дополнительно анализируем сам ассортимент, то есть наличие этого товара на прилавке: не просто где-то на складе, а потом это оптом куда-то ушло. Нет действительно мы приходим – есть в наличии этот товар, мы это фиксируем. Если его нет на данный момент, на момент посещения магазина, то этот товар в нашем мониторинге не учитывается. Из этого и складывается наш анализ. Если мы видим, что есть рост, то есть в финальной точке есть рост на прилавке, дальше необходимо раскладывать всю цепочку – что стало причиной роста цен? Это может быть и производитель, и оптовая надбавка, и та же торговая сеть.

Евгений Поболовец:
Допустим, вы увидели, что цена на гречку за последний месяц выросла на несколько пунктов. Какие ваши дальнейшие действия? Куда вы после этого обращаетесь?

Дмитрий Шевчук:
Если говорить про тот механизм, который у нас эффективно действует, это экспертный Совет по вопросам цен и тарифов. У нас в постоянном режиме, как правило, ежемесячно, собираются в составе четырех членов: это ФПБ как инициатор, МАРТ как регулятор непосредственно ценовой ситуации, Нацбанк, который обладает всей полнотой воздействия на макроэкономическую ситуацию, и Белстат, который, собственно говоря, и фиксирует цены на рынке в постоянном режиме.

Евгений Поболовец:
С начала года и к этому моменту сколько было выявлено таких вот фактов необоснованного роста цен?

Дмитрий Шевчук:
Я бы не говорил именно о фактах. Работа носит постоянный характер, и мы говорим именно про тенденции, которые складываются на рынке и на которые необходимо реагировать.

Евгений Поболовец:
Хорошо, на какую группу товаров вы увидели тенденцию к росту?

Дмитрий Шевчук:
В настоящий момент это гречневая крупа, в течение года есть рост. Это дополнительно растительное масло, плюс, если говорить про те товары, которые имеют тенденцию к росту, две основные категории: это сезонные товары, здесь мы можем в пример привести помидоры, огурцы и так далее. В пример можно привести даже картофель – тут нужно смотреть в комплексе, потому что картофель – товар сезонный – цена снизилась. Если проводить сравнение с декабрем, цена увеличилась. Если говорить в сравнении ровно год к году, то есть к текущему момент в прошлом году, цена не изменилась.

Евгений Поболовец:
Судя по тому, что вы говорите, у нас ситуация абсолютно находится в рамках нормальной, скажем так, и цены на определенные виды товаров не повышаются. Я заблуждаюсь?

Ситуация в настоящий момент является стабильной и прогнозируемой

Дмитрий Шевчук:
Тенденции к повышению мы не наблюдаем. Ситуация в настоящий момент является стабильной и, по большому счету, прогнозируемой. Если будут какие-то негативные моменты, понятно, с учетом нашего мониторинга, мы это тоже зафиксируем и оперативно проинформируем государственные органы. Можно будет необходимое решение принять, но мы не видим необходимости в этом.

Евгений Поболовец:
Как быстро вы на это реагируете? Допустим, поступает сигнал с мест, из Жодино например. Вам звонит человек и говорит: «Я пришел в магазин, увидел, что на хлеб, муку выросла цена». Как быстро вы можете на это отреагировать, проинформировать соответствующие органы, которые примут соответствующее решение?

Дмитрий Шевчук:
В первую очередь мы адресуем данную информацию нашему районному объединению в том же городе Жодино, потому что необходимо разобраться, что являлось причиной роста цен.

Евгений Поболовец:
То есть объективно или не объективно?

У нас открыта горячая линия, можно обращаться, ждем звонков с информацией с мест

Дмитрий Шевчук:
Конечно. Если же мы видим тенденцию республиканского характера и необходимо оперативное изменение либо оперативное вмешательство государственного органа, мы можем или направить информацию регулятору, тому же, к примеру, МАРТ или даже в правительство, либо инициировать срочное заседание экспертного Совета, где мы можем с привлечением тех же деятелей государственных органов – компетенция Совета позволяет это сделать – выявить необходимые тенденции. И у нас открыта горячая линия, можно обращаться, ждем звонков с информацией с мест.

Евгений Поболовец:
Есть специальная программа для мониторинга цен. Как она показала себя в работе, насколько она помогает вам проводить вот эти исследования?

Дмитрий Шевчук:
Я бы сказал, что незаменимый продукт. По большому счету, если ты проводишь анализ цен по 137 регионам, то сделать в ручном режиме в таблице Exel это практически невозможно. Поэтому алгоритм очень простой: специалист на районе вносит в программу данные (72 категории продукции, если это ежемесячный мониторинг, или порядка 20 позиций, если это еженедельный). Данные аккумулируются на районном уровне, на областном и республиканском. Соответственно, можно делать анализ и какие-то выводы.

Loading...


Рунец: сенаторы во всех регионах ежемесячно выходят на мониторинг цен, охвачено 117 торговых объектов



Новости Беларуси. В Беларуси продолжают контролировать стоимость товаров первой необходимости. Мониторинг цен ведется во всех регионах страны, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.  

По традиции, активно в эту работу включаются сенаторы. Вместе с ними в рейды выходят представители МАРТ. За 10 месяцев уже выписано больше 200 предписаний об устранении нарушений.  

Подорожание на продовольствие наблюдается и на мировых рынках. Например, по данным ООН, рост цен на масло растительное достигает 70 %, на сахар – 38 %, мясо – 20 %.  

Татьяна Рунец, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси:  
Контроль за ценами – это одна из основных задач, которую ставит Президент перед всей вертикалью власти. В Совете Республики мониторинг цен проводится на постоянной основе. Ежемесячно сенаторы во всех регионах, где они проживают, выходят на мониторинг цен. Охвачено 117 торговых объектов, 28 торговых сетей. При мониторинге цен смотрится наличие товара, во-первых, для того, чтобы не было в общем-то ажиотажа и дефицита. Конечно, контролируются цены, которые предлагают торговые сети, в том числе и производители. При выявлении каких-то фактов завышения цен вся информация направляется в МАРТ для принятия мер реагирования.