Художник из Калуги рисует обложки к известным литературным произведениям. Показываем необычные работы

17.11.2020 - 13:42

Какие необычные картины рисует художник из Калуги, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Алексей Васильев, художник (г. Калуга):
Эта картина по книге Джека Керуака во времена битников «В дороге». Вкратце о том, как ребята путешествовали из одной части Америки в другую на машине. Поэтому здесь машина, человек, который голосует. А это ему из люка машут: «Поехали с нами».

Наше турне по творчеству современного российского художника Алексея Васильева начинается в доме №10 на улице Революционной. Три недели плодотворной работы в своей мастерской в Калуге – и философские работы мастера можем оценить и мы.

Майя Овадинская, старший научный сотрудник Городской художественной галереи произведений Л. Д. Щемелева:
В городской художественной галерее произведений Леонида Дмитриевича Щемелева открылась очень современная выставка «Мое гетто. Эволюция» Алексея Васильева. Все работы на нашей экспозиции, а их более 10, созданы художником специально под наш проект. Созданные Алексеем произведения имеют глубокую связь с литературными произведениями: Чехова, Хемингуэя, Шарля Перро. Он интерпретирует их по-своему, создавая соединение образов и смыслов и переводя это на свой язык.

Автор уверен: все начинается с идеи. В его случае это книги, которые натолкнули на весьма интересные размышления и образы.

Майя Овадинская:
Мы сотрудничаем с таллинской художественной галереей и ее куратором Эрне. Оттуда мы и узнали о творчестве Алексея Васильева, потому что они сотрудничают. Решили, что в Минске он ни разу не выставлялся, поэтому это было бы очень интересным экспериментом, чтобы люди увидели живой, экспрессивный язык и смогли насладиться им.

Алексей Васильев:
Идея была, что все картины здесь – обложки к книгам, которые уже написаны и являются произведением искусства мирового класса. И смысл был, чтобы взять картину и с помощью нее оформить это произведение «Три сестры» и издать. Но с такими обложками никто не делает.

Между тем свое творчество известный калужский художник по-доброму называет «каля-маля».

Алексей Васильев:
У меня, видите, каля-маля всякие. Не всегда и поймешь, что нарисовано. Мне нравится сам процесс, краски мешать всякие. Поэтому, чтобы было понятнее, я делаю названия к работам. В данном случае они небольшие, но часто бывают как кусок текста. Вот эта картина – по мотивам Чехова «Три сестры». Три женщины, столбики, напоминающие березки, и они между собой взаимодействуют. Здесь вверху у меня написано по-английски вверх ногами: «Иисус, позвони нам».

Свои работы Алексей относит к экспрессионизму, хотя честно признается, что он не знаток академической живописи.

Алексей Васильев:
Так рисовали лет 70 назад точно. Это не современное искусство. Я иногда с музыкой сравниваю. Это как блюз играешь, он же не новый. Просто иногда его кто-то играет вкусно, а кто-то посуше.

Гетто Алексея Васильева, к слову, никак не связано с трагическими событиями Второй мировой. Его гетто – это мастерская, из пределов которой выходят в мир новые герои. А еще – афроамериканская культура, которая породила стиль граффити.

Алексей Васильев:
Это, скорее, какой-то замкнутый кусок, где живут какие-то люди. Но из-за того, что мои персонажи андеграундные либо они аутсайдеры в жизни, либо что-то необычное они делают, т. е. не отражение социальной действительности, которая происходит в жизни, а вымышленные – то, что я придумываю. Поэтому я так ее и называю.

Исаак Бабель «Одесские рассказы», «Лолита» Владимира Набокова, «Страсть и отвращение в Лас-Вегасе» Хантера Томпсона – каждая история переосмыслена в художественной мастерской и весьма символична. Но послушав ремарки автора, иной раз даешься диву, сколько смыслов зашифровано в каждом полотне.

Алексей Васильев:
Эта по произведениям Эдуарда Лимонова стоит, путешествует. Вот это человек как будто сидит в замкнутом пространстве, у него книга, и он уже заснул. Там у него чай с лимоном, потому что Лимонов. DED – это была такая кличка. Типа он в шинели переехал в Париж, ему привезли советскую шинель с погонами, «Советская Армия» написано. Он ходил и гордился, что на фоне этих буржуа такой советский парень. Тут написано: «Харьков forever», потому что он из Харькова.

Но если Эдуарда Вениаминовича можно читать по-своему, то как иначе можно воспринимать, к примеру, наследие Шарля Перро? Но и это у нашего героя получилось.

Алексей Васильев:
Я нарисовал такого волка. Это детская сказка, как мы все знаем. А Шарль Перро, как мне кажется, все-таки для взрослых это делал тогда. Это же не был детский писатель. Волк – это образ мужчины, который хотел любви с молодой девушкой. И пришлось как-то через бабушку достучаться до ее сердца.

И вот гламурный серый в казаках и модных очках уже воспринимается иначе – эдаким опытным Казановой, способным завладеть сердцем любой Красной Шапочки. Рассекретил автор и пару технических нюансов.

Корреспондент:
Я заметила, у вас все в очках.

Алексей Васильев:
Не все, это когда глаза не получаются.

Корреспондент:
Это они такие умные?

Алексей Васильев:
Нет, иногда мне хочется нарисовать очки. Иногда бывает, что у меня не получилось что-то, и это как художественный прием, чтобы все лицо не переделывать заново.

Корреспондент:
А это пулевое ранение в шею получил?

Алексей Васильев:
Я тоже так думал, что так подумают. Нет, просто я иногда рисую шприцем, закачиваю в него краску, она течет, не надо отрывать линию, она пошла и идет плавно-плавно, потому что если с кисти, краска заканчивается, и надо её брать снова. И ты вот рисуешь, а тут у тебя краска кончилась и движения нет, просто у меня дырка залипла.

Гостя из соседней страны отличают юмор и искренность. Но при всей кажущейся простоте его работы пользуются спросом от России до Америки: Эстония, Китай, Швеция, Швейцария, Норвегия. В чем секрет успеха?

Алексей Васильев:
В Калуге сейчас проходил фестиваль современного искусства, и было одно из мероприятий, которое называется «Арт-баттл». Мой товарищ из Москвы, художник Максим Орлицкий придумал. Это когда два художника становятся и рисуют что-то одно, потом зрители и жюри ходят и оценивают, кто победил. Мы с Ваней баттлили. У нас были корзиночки, куда зрители кидали свои голоса. У меня на 1 голос больше оказалось. Это было как игра, как просто веселое мероприятие. Это не то, что он проиграл и все – бедный.

Корреспондент:
Мне кажется, что вы и творчество воспринимаете как такую игру, это не что-то серьезное, а что-то такое для легкости?

Алексей Васильев:
Я так хотел бы относиться. Но при этом не то, что отношусь несерьезно, просто язык сам такой – легкий. Мне хочется, чтобы все было легко, незамученно.

Но главным открытием стало то, что наш герой пришел в художники из математиков и физиков. Еще 15 лет назад он преподавал точные науки, пока не взялся за кисть. Впрочем, научная картина мира не помешала создавать творческие шедевры.

Алексей Васильев:
Я все время рисовал в альбомах. У меня тетя – художница, член Союза художников. Она видит, что у меня способности есть, говорит: «Иди поучись в художественную школу». Я ходил на вечерние курсы для взрослых, это классическое российское образование. И там учили, что три часа в день нужно рисовать – это приучает к такой дисциплине, это как-то в привычку вошло. Дальше мне нравилось это.

Корреспондент:
Сколько лет было, когда вы начали рисовать?

Алексей Васильев:
20, может 19.

Корреспондент:
А до этого только на уроках ИЗО рисовали?

Алексей Васильев:
Да. Отец военный, поэтому мы переезжали очень много, и не было постоянных кружков или школ. Я с одной стороны радуюсь, что у меня нет этого образования, это позволяет себя чувствовать свободным, когда от незнания ты не боишься сделать что-то, чего не знаешь. Как дурачкам везет – как-то так.

В Минске Алексей Васильев впервые, но надеется увидеть белорусскую столицу еще не раз, ведь здесь уютно, как дома.

Алексей Васильев:
Вчера у меня был час свободного времени, я прошелся кругом, дошел до стадиона «Динамо». Мне понравились эти холмы, все время хочется подняться наверх и посмотреть, что за ними. У меня нет ощущения, что я в другой стране, как будто это другой город. У меня нет ощущения, что я за границей.

Вот такой этот удивительный человек – открытый, честный и невероятно творческий. «Я ничего не несу в мир – просто живу», – улыбается он. В его мечтах – побывать на концерте The Rolling Stones и посмотреть тур де Франс. А в планах – сводить сына-хоккеиста на матч «Динамо-Минск». И мы более чем уверены: все сбудется.

Loading...


Здесь собраны самые неожиданные экспонаты с изображением кота. Показываем необычную коллекцию в Минске



Котовасия – целое кошачье царство. В этом удивительном месте собраны самые разные виды декоративного искусства с изображением котов. А началась история галереи около двадцати лет назад. Что интересного можно увидеть на этой уникальной выставке в Минске, показали в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Василий Супрунюк, основатель галереи:
Все началось с одной маленькой фигурки, которую подарили мои друзья, они приехали из Киева и купили это на Андреевском спуске – замечательное место, где демонстрируются и продаются произведения искусства мастеров Украины.

Одна фигурка, вторая, третья. Места на полке становилось все меньше, а коллекция разрасталась и уже еле умещалась в квартире. К слову, сегодня в арт-галерее насчитывается более семи тысяч экспонатов из 106 стран.

Василий Супрунюк:
В основном, наверное, это Северная Америка – Канада, Южная Америка – Гватемала, Уругвай, Аргентина, много европейских, есть даже африканские. Есть африканские государства, которые тоже почитают кота как предмет искусства: Камерун и Мозамбик, монеты и марки в основном у них. Много из Юго-Восточной Азии. В Таиланде и на Шри-Ланке очень любят котов. Я люблю животных, искусство, я вообще люблю жизнь, людей, я всех люблю. Мне просто интересно это все.

Галерея работает на благотворительной основе. Она открыта при учреждении «Старый кот», которое занимается спасением травмированных животных и пристраивает пушистых любимцев в добрые руки. За 2020 год немало хвостатых обрело свой дом. И даже здесь поселилась парочка красавцев, дарящая внимание и ласку посетителям. С усатыми постояльцами можно не только поиграть, но и услышать о них пару увлекательных историй.

Василий Супрунюк:
Этот котик живет в галерее вместе со своими друзьями, у него довольно необычная судьба. Его зовут необычным для Беларуси именем Пако – это по-испански уменьшительно-ласкательно от имени Франциск, Святой Франциск, который был заступником животных. 

Маленького котенка нашли в одном из минских дворов и отвезли в приют.

Василий Супрунюк:
Когда посещала это приют мадам Брижит Олуа – это представитель фонда Брижит Бордо по защите животных, все котики сидели спокойно, а этот котик, будучи еще маленьким котенком, просто рвался на свободу: «Возьмите меня». Она не выдержала, конечно, его взяла, но француженка у нас в Беларуси, куда его деть? Позвонили к нам: «Возьмете?». С тех пор он живет у нас и радует посетителей галереи.

Есть еще двое обитателей арт-пространства. Одного назвали древним библейским именем Яков, а другого Негро – оттого, что черный. Множество талантливых людей приняли участие в сотворении шедевров для этой необычной коллекции.

Василий Супрунюк:
Среди произведений искусства, которые представлены в нашей галерее, есть замечательные работы мексиканского художника-импрессиониста, который работает в области декоративно-прикладного и ювелирного искусства Серхио Бустаманте. Перед вами вот эта замечательная скульптура называется «Кошка-прорицательница». Эта работа была сделана буквально в пяти экземплярах и разошлась по миру, в том числе повезло и нам. Вы видите, что это кошка с двумя лицами, что-то она предсказывает, трудно сказать, что.

Этот экспонат везли морями-океанами: он проделал длинный путь, прежде чем попасть сюда. Среди работ выдающегося мексиканского художника много других, но все они созданы словно за пределами реальности: мистичные и загадочные.

Василий Супрунюк:
Среди большого числа видов утилитарного применения предметов с котами, в нашей коллекции есть такая замечательная вещь, как маски, в основном венецианские. Но далеко не все из них сделаны в Венеции. Эти маски сделаны в Беларуси.

Кстати, интересный конкурс проводится и в самой галерее, поучаствовать в нем может любой желающий.

Василий Супрунюк:
Нам не очень сильно верится, что у нас на самом деле достойная коллекция. Но поскольку я эту тему хорошо знаю и в большинстве мест, где подобные выставки или галереи существуют, я сам побывал и лично видел, могу сказать, что мы впереди. На самом деле наш объект очень-очень значительный, я могу смело сказать, что если кто-то придет и скажет, что где-то есть в мире коллекция более разнообразная, то этот человек получит большую награду – пять тысяч рублей. Я это говорю абсолютно спокойно, потому что знаю, что он этой коллекции не найдет.

Чтобы рассмотреть все экспонаты, понадобится не один час. Они выполнены в самых разных техниках: чеканка, валяние, резка, макраме, пэчворк и даже фигурки из бивня мамонта.

Василий Супрунюк:
Минск – замечательный город, в нем много хороших, классных объектов. Я приглашаю всех с друзьями и гостями сюда к нам, потому что место на самом деле уникальное. Наша задача была показать многообразие видов декоративно-прикладного искусства. Я не знаю такого вида декоративно-прикладного искусства, которого у нас не представлено.

Так и есть: здесь можно увидеть все что угодно. Каждый найдет экспонат по душе. А для нашего героя дороги и близки сердцу раритетные ходики, которые уже давно украшают стены галереи вместе с другими произведениями искусства.

Побывав здесь, вы получите не только впечатления и эстетическое удовольствие, но еще и поможете бездомным животным – вот такое приятное доброе дело.