Игорь Марзалюк: «Судьба страны и народа выше и важнее, чем интересы отдельных людей или социальных групп»

03.12.2020 - 18:09

Новости Беларуси. О системе ценностей Беларуси и ее граждан, исторической памяти и суверенитете.

Рассказывает историк Игорь Марзалюк в программе Новости «24 часа» на СТВ.

«Белорусский образ жизни ‒ это система традиционных гуманистических ценностей белорусского народа»

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Беларуси:
Белорусский образ жизни ‒ это система традиционных гуманистических ценностей белорусского народа, вобравшая в себя христианские традиции и традиции иных авраамических религий (ислам, иудаизм), для которой характерно уважительное отношение ко всем представителям белорусского общества, невзирая на конфессиональную, политическую, национальную и расовую принадлежность.

Важнейшей скрепой белорусского общества является семья, под которой понимается союз мужчины и женщины. Основные черты, присущие белорусскому образу жизни, ‒ это патриотизм, уважительное отношение к своему историко-культурному наследию и социальная солидарность, проявляемая в различных формах коллективной взаимопомощи.

«Самое страшное, что может быть – гражданская война». Игорь Марзалюк о фашизме, патриотизме и политике

Концептуальные основы белорусского общества составляют такие понятия, как единство нации, историческая память и преемственность поколений. С этими понятиями тесно связаны ценности белорусского общества, на которых базируется белорусский образ жизни. Они составляют глубинную консолидирующую основу общества, а также мировоззренческой, информационной и исторической политики государства.

Система ценностей белорусского народа основана на духовно-культурных традициях предков.

Белорусская модель общественного развития представляет собой систему, которая включает в себя следующие, неразрывно связанные друг с другом элементы.

Концепцию социально-ориентированной рыночной экономики, основным назначением которой является выработка оптимальных путей разрешения противоречий между закономерностями рынка и свободной конкуренции и ориентацией белорусского государства на обеспечение человека как высшей ценности достойных материальных условий существования.

«Суверенитет белорусов буквально выстрадан, завоеван ценой жизней миллионов людей»

Концепцию белорусской государственности или пути выработки белорусской идеи, которые отражают противоречия долгой и трудной дороги белорусского народа к созданию собственного государства. Суверенитет белорусов буквально выстрадан, завоеван ценой жизней миллионов людей. В преодолении тяжких испытаний наиболее ярко проявились мужество и патриотизм белорусов, готовность отдать жизнь, но не встать на колени, не покориться. Прочной основой белорусской государственности стали богатейшее историко-культурное наследие и духовно-нравственные традиции.

Мы понимаем суверенитет как нашу способность определять правила жизни на своей земле, как наше право вступать в союзы и заключать договоры, чтобы они способствовали развитию и процветанию белорусского общества.

Концепцию формирования и функционирования правовой и политической сфер белорусского общества, целью которой является разрешение противоречий власти и общества в процессе развития белорусского унитарного, правового, демократического, светского государства. Суть концептуальных основ развития правовой и политической сфер жизни белорусского общества в наши дни выражают идеи эффективного государства и государства для народа.

В целом, имеются четыре базовых принципа системы ценностей белорусского государства, духовных скрепов белорусской модели общественного развития и белорусского образа жизни: единство нации, справедливость, солидарность, нравственность.

«Судьба страны и народа выше и важнее, чем интересы отдельных людей или социальных групп»

Принцип единства нации основывается на безусловном признании, что судьба страны и народа выше и важнее, чем интересы отдельных людей или социальных групп; что сиюминутные противоречия и обиды могут быть отставлены в сторону для отражения любой внешней угрозы, на понимании, что при всех различиях нас объединяет, всех без исключения, наш долг беречь и улучшать жизнь в нашей стране, на готовности уступить в личном ради общественного. Единство белорусской нации основывается также на запрете привлечения внешних сил для решения внутренних конфликтов и противоречий.

«В истории белорусского народа социальная справедливость формировалась как требование жить по правде»

Духовная сфера современного белорусского общества основывается на принципе справедливости. В истории белорусского народа социальная справедливость формировалась как требование жить по правде, совести, в соответствии с не вызывающими общественного отторжения принципами распределения общественного богатства. Каждый человек имеет право на достаток и богатство, достигаемое своим трудом и талантом. Частная собственность граждан должна охраняться и обществом, и государством. Но долг каждого успешного человека – вносить свой вклад в развитие общества путем уплаты налогов.

«Поддержка общества не отменяет личную ответственность человека за собственное благополучие»

Социальная справедливость неразрывно связана с принципом солидарности. Солидарность как принцип белорусской модели общественного развития задает ориентацию на формирование и сохранение общности и единства интересов человека, общества, государства и обеспечение единой ответственности представителей разных социальных групп и слоев за судьбу, настоящее и будущее страны. Вместе с тем поддержка общества не отменяет личную ответственность человека за собственное благополучие и благополучие своих близких.

«Важнейшей скрепой белорусского общества является семья»

Фундаментом реализации в жизни белорусского общества и государства принципов единства нации, социальной справедливости и солидарности является нравственность. Нравственность всегда задавала ориентации белорусского государственного строительства и управления. Важнейшей скрепой белорусского общества является семья. В традиции белорусского народа культивирование бережного отношения к ценностям семьи и к природе всегда занимали важнейшее место.

Основными чертами, присущими белорусскому образу жизни, являются патриотизм, уважительное отношение к своему историко-культурному наследию и социальная солидарность, проявляемая в различных формах коллективной взаимопомощи, трудолюбие, забота о собственном отечестве, высокая работоспособность, хозяйственность, миролюбие, веротерпимость и стремление к компромиссам. Белорусам традиционно присущи чувство локтя, добросовестность, рассудительность при принятии важных решений, ответственность за судьбу отчизны.

В генетическом коде белорусского народа также присутствуют взаимное уважение, гуманизм, добросердечность, сострадание. Наши люди всегда отличались жаждой новых знаний, стремлением к культурным и научным достижениям, тягой к прекрасному. Многие уроженцы белорусских земель (просветители и подвижники, поэты и писатели, композиторы и художники, ученые и артисты, политики и путешественники) снискали мировую славу, проявив себя в самых разных сферах жизнедеятельности на Родине и далеко за ее пределами.

Особенностью белорусского общества является относительная цельность и устойчивость ценностного фундамента, базовыми характеристиками которого являются:

1) уважительное отношение ко всем представителям белорусского общества, невзирая на конфессиональную, политическую, национальную и расовую принадлежность;

2) преобладание идентификации себя с государством и единой политической нацией над этнической, религиозной и иными видами коллективной идентичности («мы ‒ граждане Республики Беларусь»);

3) высокая значимость в общественном сознании советского периода и периода независимости в сравнении с иными, более ранними этапами развития исторических форм государственности на наших землях (восточнославянские княжества, ВКЛ, Речь Посполитая, Российская империя);

4) в целом равновесное и позитивное восприятие двух групп ценностей, зачастую противопоставляемых друг другу: западноевропейских (индивидуализм, права и свободы человека) и традиционных восточнославянских (коллективизм, соборность, семья и др.);

5) отсутствие противопоставлений Запада и Востока другим странам, народам и культурам.

«Нас объединяют ценности, которые выше групповых интересов либо личных пристрастий или амбиций»

Нас объединяют ценности, которые выше групповых интересов либо личных пристрастий или амбиций. Это любовь к Родине, сохранение суверенитета белорусского государства, права и достоинство человека, гражданская солидарность и личная ответственность. За нами многовековая история Отечества, мужество и героизм наших предков, их победы, свершения и созидательный труд.

Люди в материале: Игорь Марзалюк
Loading...


«В этой большой картине Навальный – всего лишь часть». Михеев о «стратегии по сдерживанию России»



В Москву вернулся «берлинский пациент», неспортивное поведение у европейских функционеров и по отношению к Минску. Мнением о событиях в России и мире в рубрике «Политика без галстуков и купюр» поделился российский политолог Сергей Михеев.

Они прямо пишут, это уже не секрет никакой сдерживание России. Сдерживание развития, любых внешних инициатив

Евгений Пустовой, СТВ:
Есть ли взаимосвязь у этих событий?

Сергей Михеев, политолог:  
На самом деле, стратегия по сдерживанию России является официально признанным документом. Мы довольно много говорим: вот, смотрите, Трамп, Обама, Байден и прочее. Да, у них там есть элементы внутриполитической борьбы и кризиса, но есть и стратегическая линия, которая практически не меняется. В отношении России и ее партнеров, а также Китая, некоторых других стран американская линия совершенно однозначна. Они прямо пишут (это уже не секрет никакой) – сдерживание России. Что значит сдерживание? Это значит сдерживание развития, сдерживание любых внешних инициатив, сдерживание на всех возможных направлениях.  

В этом смысле стратегия в отношении Беларуси, мне кажется, от того, что есть в отношении России, практически не отличается. По большому счету кампания давления, санкций, попытка указывать, что надо делать, что не надо делать, началась уже много-много лет назад. И в этом смысле ничего не изменяется. Они получают новые средства воздействия, они их используют, они продолжают нагнетать напряженность, продолжают давить.  

Мы все помним, как Байдена и его сына в Украине уличили фактически в международной коррупции. Я думаю, что Байден не забыл ничего. Люди эти мстительные, он может забыть, как его зовут, но вот отомстить он не забудет. Они будут мстить и, несомненно, будут стараться создавать напряженность и в России, и в Беларуси, и вокруг украинских событий.

Все эти события встроены в большую картину. В этой большой картине Навальный это всего лишь часть

Все эти события встроены в большую картину. В этой большой картине Навальный – это всего лишь часть. И мы сейчас видим прекрасно, что он является частью плана, хорошо проработанного, профессионально обеспеченного, который должен создать ситуацию проблем внутри России. А потом давление на внешнем контуре. Должны эти вещи друг друга поддерживать.

Что касается Беларуси, та же самая ситуация. Вот не получилось у них то, что они хотели летом и осенью – хорошо, давайте зайдем с другой стороны. Давайте создадим ситуацию изоляции, давайте создадим ситуацию внутренней фрустрации, недовольства населения. Например то, что сейчас произошло с чемпионатом мира по хоккею, который у Беларуси фактически украли, – это примерно то же самое, что санкции в отношении российских спортсменов в связи с допингом или псевдодопингом. Надо поселить негативную эмоцию у людей, надо влезть в их жизнь даже в неполитической сфере, как будто это политика. Давайте людям испортим настроение и в сфере, которая к политике не имеет отношения.  

Американцы настолько уверовали в свою неуязвимость, что решили у себя в стране применить те самые цветные технологии

Евгений Пустовой:
А как вам самая закрытая инаугурация за всю историю существования оплота невероятной демократии? Неужели все – в США начинается эпоха имперской сетевой диктатуры?  

Сергей Михеев:  
То, что в Америке мы видим развитие внутриполитического кризиса – это совершенно точно. Мы видим на самом деле в том числе и саморазрушительные тенденции. В этом смысле я лично считаю, что такая историческая справедливость существует. Вопрос только в том, когда она себя проявит. Понятно, что среднему обывателю хочется увидеть все и сразу. Обыватель меряет историю вообще отрезком собственного активного существования, собственной активной жизни. Но исторические процессы иногда растягиваются надолго. И сейчас мы видим простую вещь: американцы настолько уверовали в свою неуязвимость, что они решили у себя в стране применить те самые цветные технологии, которые они обычно для разрушения ситуации применяют в других странах.  

Посмотрите, якобы законно избранный президент окружил себя 20 тысячами вооруженных солдат в полной выкладке, бронетехникой, перегородил всю столицу заборами, не допустил никого на инаугурацию. А американский народ представлен в виде флажков. Ну честное слово, это очень национальная символика в стиле, не знаю, фильмов ужасов или фильмов-антиутопий. Вот то, что они показывают в сериалах, оно уже есть. И это объявляется торжеством демократии. Мне кажется, мы уже живем в мире абсурда и того, что они называют постправдой.  

Но на всякий случай я скажу, что для нормальных людей не бывает никакой постправды, бывает или правда или ложь. А сейчас ложь, чтобы ее не называли ложью, стремится называть себя постправдой. И я думаю, что американцы слишком самоуверенны, им кажется, что все это можно будет перешагнуть и забыть. Что-то можно будет перешагнуть, что-то можно будет забыть, но какие-то вещи, несомненно, будут развиваться, независимо от того, нравится им это или нет.