Изменения в контроле за бизнесом: что ждет предпринимателей Беларуси и упростит ли им это жизнь

19.02.2017 - 20:04

Новости Беларуси. Хорошая новость дня белорусского бизнеса. Проверок теперь будет меньше, от порой абсурдных требований откажутся, принципы введения бизнеса упростят. На неделе Президент поручил контролирующим органам сократить количество плановых проверок. По инициативе главы государства создана рабочая группа, которая должна навести порядок в этой сфере и устранить излишние и надуманные требования к предприятиям. В ее составе известные бизнесмены и экономические эксперты.

Минск деловой глазами бизнес-сообщества.

Андрей Карпунин, председатель клуба финансовых директоров:
Бизнесу мешают 1700, как насчитали эксперты, организаций и органов государственной власти, которые имеют контрольные и надзорные функции.

Мировой топ. Наилучших показателей в сфере ведения бизнеса достигли. Что дальше?

Владимир Колтович, министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь:
Все, что за кольцевой дорогой, давайте по максимуму кругу вопросов приравняем к условиям ведения бизнеса как в агроэкотуризме.

Бизнес-прицел. Какие условия ведения бизнеса можно и нужно менять? Минусы, задачи и приоритеты.

Виктор Мороз, директор совместного предприятия, владелец салонов красоты:
Приходит санстанция, проверяет. Все нормально, все в порядке. Потом приходит через несколько месяцев опять. И штрафует моих работников за то, что в коридоре лампочка сгоревшая. А всего их в салоне 100 штук или более.

И ведь таких внеплановых проверок не счесть, – делится владелец салонов красоты. С экскурсией специально для съемочной группы. В бизнесе Виктор Мороз уж точно не первый день. Шутит: в 2018 году юбилей – 30 лет. Говорит, что менять – есть. И начать здесь надо с нормативной базы.

Виктор Мороз, директор совместного предприятия, владелец салонов красоты:
Часто принимают Указы, и со временем они обрастают таким количеством бумаг, всевозможными методическими указаниями, рекомендациями.

Чтобы открыть франчайзинговый салон красоты с нуля, потребуется около года. Очевидно, процедуру открытия и ведения бизнеса в Беларуси надо упрощать. Только административных процедур примерно 900.

А еще около 450 проверок ежедневно. Нужных, мелких, но иногда и бестолковых.

Это, без преувеличения, нашумевшие кадры. Апрель 2014 года. Тогда при посещении Слуцкого комбината были выявлены факты грубого нарушения условий хранения мясной продукции. Все дошло до возбуждения уголовных дел. Такой случай наглядно подтверждает: количество проверок не означает качество работы.

На неделе договорились: условия ведения бизнеса будут упрощать. Над этим вопросом экспертная группа работала далеко не один день. Представители правительства, Администрации, руководители ведомств, а еще директора предприятий – опытные хозяйственники и управленцы.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Нам хватит увлекаться тотальным контролем, давно пора пересмотреть подходы к самой его сути. Основной акцент – на конечный результат, а не на проверку ради нее самой. Работает предприятие, платит налоги, нет жалоб – не надо дергать людей, дайте им возможность заниматься делом. И сами занимайтесь своим делом. Перед открытием предприятия (или действующее предприятие): определили, если надо – проверили, установили, уточнили, рассказали. На основании уже новых нормативов, которые будут введены. И не надо туда ходить больше с всякими ревизиями и проверками. Дальше, по закону, ответственность на руководителя.

И, кстати, упреки со стороны представителей бизнеса сегодня звучат все чаще. В таких условиях говорить о стимулировании молодых и начинающих не приходится.

Андрей Карпунин, председатель клуба финансовых директоров:
Вместо сокращения количества видов лицензируемых, на которые необходима лицензия, было введено в два раза больше видов деятельности, на которые нужна сертификация, и в восемь раз больше видов деятельности, которые подлежат обязательному включению в реестры.

А вот у владельцев кафе вопросы свои. Сергей Миргородский – один из крупнейших рестораторов Витебска. Дело всей жизни подсказала сама жизнь. В свое время даже в студотряды ездил с маминым комбайном и мешком специй. Готовил на всех ребят.

Сегодня Сергей сталкивается с профессиональными проблемами всех рестораторов. Казалось бы, с помещением проблем никаких. Здание строилось полвека назад. Тут и потолки в два раза выше существующих норм, и места на кухне хватает. Тем не менее возникают свои «но».

Сергей Миргородский, владелец ресторана:
Что бы хотелось пожелать? В первую очередь, чтобы внеплановые проверки, такое слово вообще, исключили. Или делайте больше плановых, если вам кажется недостаточным, или проводите внеплановую проверку, когда есть исключительные обстоятельства.

Но это лишь один пример. Только чтобы открыть кафе, пройти нужно около 12 административных процедур. Одного желания явно не хватит.

Александр Лукашенко:
В отношении некоторых норм вообще не ясна логика. Взять, к примеру, требования к высоте помещений объектов питания. От пола до потолка она должна быть не менее 3 метров.
Еще один яркий пример. Оказывается, яйца, мясо, молоко нельзя хранить в одном холодильнике. Не надо ничего усложнять. Может быть, кто-то не знает, но чтобы приготовить простые драники, кто-то мне из чиновников рассказывал, наше национальное белорусское блюдо, ресторанам нужно иметь как минимум несколько помещений. Поэтому они сегодня вынуждены готовить драники и некоторые другие блюда из замороженных полуфабрикатов иностранного производства.

Первые шаги уже сделаны. В 2016 году Министерство антимонопольного регулирования и торговли вместе с МЧС и Минздравом провели обширную работу по упрощению условий ведения бизнеса. Даже разработали «правила дорожного движения» по открытию ресторана. И это только начало.

Александр Мороз, управляющий сетью пиццерий и ресторанов народной кухни:
В санитарных нормах и правилах ранее было требование по выделению различных цехов для производства определенных видов полуфабрикатов. На сегодня это требование упрощено и в ресторанах можно выделять отдельные производственные зоны.

Кстати, с проблемами сталкивается не только мелкий бизнес. Руководители крупных предприятий вторят: указательную политику надзорных органов надо убрать. Уж слишком много абсурдных вещей. Сказывается как минимум на себестоимости.

Николай Мартынов, генеральный директор кожевенно-обувного холдинга:
Заведующая столовой, допустим, должна в день 24 журнала заполнить. Ненормально, что раз в месяцу или неделю приходит санстанция, проверяет слив воды в кране. Ни одно предприятие не занимается чистотой этой воды. Это водоканал дает.

Тем временем нужно не забывать и то, что многое зависит и от самих бизнесменов. Справится тот, кто хочет. Нужен здесь и талант грамотно вести свое дело.

Александр Лукашенко:
Мы стали не просто проповедовать, но и развивать новую экономику. Цель ее, что я абсолютно поддерживаю и признаю и на что хотел бы всегда делать упор, – эта экономика должна в деловом плане раскрепостить человека. Если он хочет и может работать, заработать себе, своей семье, родным, близким, и это будет приносить пользу государству, в котором он живет, ради бога. Риторический вопрос: а многие ли из тех, кто туда кинулся для самореализации, для того, чтобы раскатывать на «Мерседесах», иметь кучу денег и решать судьбы людей, многие ли способны это делать? Все-таки заниматься бизнесом – это сложная наука управления, и не только управления.

Работа экспертной группы продолжится. Конкретные предложения от нее ждут до конца первого квартала, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Loading...


Даже откроют свой торговый дом. Смотрите, как бывший директор колледжа обучает односельчан бизнесу



Музей под открытым небом. Не иначе! А ведь казалось бы еще пару лет назад – рядовая деревня Комарово. Сегодня – сельский оазис для воплощения креативных идей в реальную жизнь.  

Вот и местные жители, а их 650, теперь не спешат покидать родные края. Благодаря комаровскому бизнес-инкубатору у сельчан есть возможность стать бизнесменом: запустить свой проект и начать зарабатывать. Для старта требуется идея и желание.  

Эдуард Войтехович, директор бизнес-инкубатора «Комарово»:  
Наша идея – заняться все-таки созданием материально-технической базы, чтобы максимальное количество предприятий разместить у нас на месте. Для того, чтобы использовать их как бизнес-модели. На месте мы можем многое скорректировать, подсказывать, привлекать ресурсы. А когда мы имеем конкретный пример, как это делать, люди, которые приезжают с других регионов, видят свое будущее, и с ними уже гораздо легче работать.  

Как заякорить односельчан на малой родине? Свою собственную «эврику» Эдуард Войтехович, который и сам живет в Комарово почти 35 лет, вывел опытным путем.

Педагог-бизнесмен долго работал директором в местном колледже, но в 2015 году учреждение закрыли. Тогда предприимчивый Эдуард решил – время действовать и запустил бизнес-инкубатор. В планах –расширение образовательных горизонтов и бывший колледж, который, возможно, скоро снова поменяет вывеску на «открыто».   

Эдуард Войтехович:  
Любой регион, любая местность – основу составляют люди. Особенно молодые, профессиональные. Некоторые говорят: не хватает ресурсов, финансов, но это все вторично. Будем иметь людей заинтересованных, соответственно, будут развиваться территории и будем иметь площадку, куда вкладывать деньги.  

Из бизнес альма-матер выпустилось уже 65 человек. Пройдя обучение у преподавателей из разных стран, почти все смогли запустить свои проекты. Так что успешным бизнесменом можно быть и на селе. К слову, к концу лета в Комарово появится своеобразный торговый дом, где все ученики инкубатора смогут реализовывать свою продукцию.   

Эдуард Войтехович:  
Это здание чем уникально? Оно казалось бы ничем, но здесь находятся очень хорошие витражи, которые мы сделали примерно в 1989-90 годах. Это уникальная технология изготовления витража в бетоне, потому что каждый кусок стекла имеет толщину не менее 5 см.  

И хруст белорусской булки! Самая знаменитая комаровская достопримечательность местная пекарня. Она была открыта в здании, где в начале XIX века жили работники графа Старжинского. К слову, новые производства в бизнес-инкубаторе стараются открывать именно в отреставрированных зданиях.  

Таким образом спасают исторические достопримечательности от разрушения. Но каким бы старинным здание не казалось внешне, внутри только современное оборудование. 

Вероника Сайко, корреспондент:
Тот самый хлеб из комаровской пекарни можно купить в местном магазине. Но за свежей чиабаттой и ватрушками стоит приезжать пораньше – продукцию быстро раскупают. Не только местные жители, но и туристы, а еще дачники со всей округи.  

К слову, магазин в Комарово тоже проект бизнес-инкубатора. Здесь же и кафе. Так что теперь гастрономические изыски могут отведать не только местные, но и туристы. Кстати, вскоре на недельку до второго можно будет уехать в Комарово. Здесь появится хостел. Вот-вот он распахнет свои двери для постояльцев.  

Эдуард Войтехович:  
Это здание, этот сарай, который функционально был приспособлен к этому дому. Здесь жили работники графа, а здесь держали частично свое хозяйство, скотину. Здание пока в таком не очень хорошем состоянии, но будем мы его восстанавливать, реставрировать. Потом мы будем тут размещать прачечную.   

Вероника Сайко:  
От панского поместья до кузницы бизнес-идей. У деревни Комарово интересное прошлое и наверняка большое будущее. Все благодаря тому, что здесь разместился бизнес-инкубатор. Он не только помогает начинающим предпринимателям запустить свои проекты, но и занимается благоустройством населенного пункта.   

Местный парк тоже проект Эдуарда Войтеховича. Только уже некоммерческий.

Команда бизнес-инкубатора расчистила здесь дорожки, установила скамейки, фонари, беседки и даже деревянные скульптуры. В планах  восстановить королевский колодец Наполеона Хоминского. Он был выкопан по приказу самого Стефана Батория в XVI веке, когда князь собирался в поход на Полоцк. В общем, скоро на карте Комарово появится еще один туробъект.

Эдуард Войтехович:  
Это старинный парк, он занесен в каталоги Беларуси, он считается охраняемым парком.  

Вот так геолокация «сельская местность» ломает бизнес-стереотипы. А теорема успеха, выведенная здесь, это доказывает. Ведь Комарово уже бренд, ему всего два года, но идей в закромах... Хотя, пожалуй, это коммерческая тайна. А вот то, что бизнес-инкубатор, в первую очередь, проект социальный, не секрет. И главная его цель  преобразить деревню и создать еще больше рабочих мест.