«Скульптуры, вылепленные из простого пластилина». Как создают главных артистов столичного театра кукол

14.01.2019 - 11:32

Эти существа на протяжении многих лет покоряют сотни зрителей, заставляя сердце биться чаще. Мы заглянули за ширму Белорусского государственного театра кукол, который недавно отметил свое 80-летие, и узнали немного больше о мистических отношениях куклы и человека.     

Например, образы будущих героев – задумка режиссера и фантазия главного художника, который рисует эскиз и передает его в руки скульптора. Там и начинается волшебство.   

Сергей Лысов, художник-бутафор:  
Скульптуры, вылепленные из простого пластилина, заливаются гипсом, это все высыхает, затем выклеивается в виде папье-маше, потом это все обрабатывается. Бывают такие персонажи, которые не требуют какой-то тщательной обработки, наоборот, должны быть грубые.  

В руках умелого мастера-бутафора глаза куклы становятся живыми, а губы способны расплываться в улыбке. После артистку ожидает поход к стилисту. В этой комнате создаются наряды от кутюр. Сегодня свой костюм получит главный герой спектакля по мотивам повести Дэвида Алмонда «Мальчик, который плавает с пираньями».   

Лариса Лапко, художник-модельер театрального костюма:   
Я его называю Элвис Пресли, он очень такой гламурный мужчина. У нас есть такой маленький секрет: как мы делаем куклу, так она и будет выглядеть на сцене, то есть если, грубо говоря, нас от куклы тошнит, то тоже вы увидите на сцене. Все-таки с куклами это был такой роман с самого начала. 

Специально для премьеры спектакля в цехах театра изготовили не только 40 уникальных кукол, но и оригинальную декорацию-трансформер. Изначально по задумке художника создается выгородка – макет будущей конструкции в масштабе 1 к 1. Основная сложность рабочего процесса – переход от фантазии к реальности, ведь желания автора не всегда совпадают с возможностями мастера.   

Дмитрий Шейко, мастер по изготовлению декораций:  
Декорация должна быть достаточно легкой, она должна быть легко разъемной, сборной. Это должны быть какие-то разъемно-съемные части.  

Работа в театре, по словам мастеров, трудоемкая, но интересная. Ведь только тот, кто любит свою профессию всем сердцем, сможет оживить куклу и создать настоящее чудо на сцене.  

Новости по теме

‡агрузка...

«С училища» и «Стражи Тадж-Махала». Экспериментальные театральные постановки покажут в Минске в мае

Этой весной любителей театра ждет настоящий культурный переворот. Зрителей попытаются покорить премьерами экспериментальных постановок «Стражи Тадж-Махала» и «Песнь песней».

Кроме этого, можно будет созерцать спектакли «Опиум», «С училища» и «Крестовый поход детей». Режиссёрский замысел и его воплощение удивят даже самого прихотливого наблюдателя. К слову, экспериментальный театр пытается использовать новаторские способы коммуникации. Этот вид искусства принял различные формы проявления, которые ранее считались радикальными. Театралы-авангардисты пытаюсь воплотить в жизнь постановки, аналогов которым нет ни в одном уголке мира.

Анжелика Крашевская, директор Центра визуальных и исполнительских искусств:
Юра Диваков, который в мае покажет «Крестовый поход детей», в своём режиссёрском амплуа традиционен, потому как у него есть свой взгляд и почерк.

Глубокий и противоречивый мир человека раскроется в спектакле «Стражи Тадж-Махала». Его режиссёр – многократный номинант и лауреат премии «Золотая маска» Александр Янушкевич. «Стражи Тадж-Махала» – это два простых парня, которые в поисках правды, с чувством страха и горечи, гонимые разногласиями, становятся невольными защитниками сооружения мировой архитектуры.

Иван Кушнерук, актёр Национального академического театра имени Янки Купалы:
Центральное событие в пьесе – это «Ночь сорока тысяч рук», когда двум парням по приказу приходится отрубить руки 20 000 человек. Как жить дальше с этим?! Не исполнить этот приказ они не могут.

Иван Кушнерук уже 8 лет в профессии, в непростой постановке «Стражи Тадж-Махала» он исполняет одну из главных ролей. В этом спектакле его герой стоит на пороге выбора: нарушить правила или предать друга, обернуться и взглянуть на блистательное творение архитектуры или всё же существовать в томительном неведении.

Иван Кушнерук:
Это такой человек, который верит в вышестоящее начальство, все законы он исполняет. Многослойный спектакль: и о дружбе, и о предательстве, о красоте, о том, как найдя эту красоту, как её вмиг, за одну ночь можно потерять.

Анжелика Крашевская:
Прочитать первоисточник, наверное, необходимо. Театр не ставит задачу: читать пьесу по ролям. Есть автор, который написал пьесу, а есть режиссёр, который имеет свой взгялд на это прочтение.

Ещё одна необычная постановка Александра Марченко «С училища» отправилась на поиски своего зрителя. Главную роль в спектакле исполняет Анна Семеняко. Девушка признаётся, что в своей противоречивой трогательной героине, в её эмоциональном характере она нашла схожие черты с собой.

Анна Семеняко, актриса Республиканского театра белорусской драматургии:
Спектакль о любви, что каждый любит, как умеет. Когда я прочитала пьесу, познакомилась с ней далеко до того, как Саша собирался её ставить, и можно сказать влюбилась, прониклась этой героиней. Она, на самом деле, очень хорошая.

Постановка «С училища» расскажет, что происходит, когда жизнь золотой молодёжи пересекается с реальностью обыкновенной девушки из ПТУ. У этой юной дикарки всё идёт не по плану. Видеотрансляция полностью переворачивает мир, душа влюблённой сталкивается с предательством. Ещё много всего трогательного и вдохновляющего можно будет увидеть в этом театральном сезоне.