Как застрявший в Суэцком канале контейнеровоз влияет на глобальный рынок? Мнение эксперта

28.03.2021 - 19:30

Пробка на миллиарды: чем обернется блокировка Суэцкого канала – главный вопрос недели. Важнейший морской торговый путь полностью перекрыт уже пятый день подряд, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Вот так, например, выглядит пробка из грузовых кораблей в Красном море примерно в 65 километрах от южного входа в Суэцкий канал.

Гигантское судно заблокировало Суэцкий канал. Стоят и контейнеры с нефтью

Его перегородил севший на мель гигантский контейнеровоз. Заблокированы почти 200 танкеров и сухогрузов. В огромной пробке, которую видно даже из космоса, застряли более 6 миллионов баррелей нефти. Ежедневные потери из-за перекрытого канала – более 9,5 миллиарда долларов. После того как судно стащат с грунта, нормальное движение придется восстанавливать как минимум несколько недель.

Итак, последствия «суэцкого тромба» для экономики: что стоит за пробкой века и кому выгодна закупорка узкого места мировой торговли? Рассуждает эксперт Института Европы Российской академии наук Николай Межевич.

Характер и Панамского и Суэцкого канала таков, что его блокада действительно означает панику на мировом рынке

Николай Межевич, руководитель центра белорусских исследований Института Европы Российской академии наук:
Характер и Панамского и Суэцкого каналов таков, что его блокада – на самом деле абсолютно случайная, с моей точки зрения – действительно означает панику на мировом рынке. И эта паника во многом носит ситуативный характер, поскольку люди задаются вопросом. Сейчас мирное время, все спокойно. Израиль не воюет против арабов, арабы не воюют против Израиля. Соединенные Штаты, ну, скажем, по крайней мере не находятся в активной фазе организации конфликта. Никого здесь нет, никто против кого-либо не играет. Тем не менее сам по себе просто так контейнеровоз взял и застрял, перегородил, и мировая экономика начала меняться.

Мировая экономика вроде бы бескрайняя, а на самом деле зависит от двух-пяти ключевых точек

Николай Межевич:
Сразу возникает вопрос: а если бы это было неслучайно? А если просто какие-то веселые люди из одного, двух-трех противотанковых гранатометов ударили по кораблю, который проходит через канал? То что будет в этом случае? И получается, что мировая экономика, она вроде бы бескрайняя, а на самом деле зависит от двух, трех, четырех, пяти ключевых точек. Датские проливы, Гибралтар, еще несколько подобных можно назвать. Безусловно, и нам в России, и нашим белорусским друзьям, и нашим друзьям в Казахстане это все не безразлично. Связано это еще с одним фактором. Этот фактор, в общем, нашим зрителям не нов – фактор Китая. У Китая сегодня основные грузы идут морским путем, через Суэц или даже вокруг Африки. Безусловно, это получается не быстрее, но это получается дешевле, потому что такой контейнеровоз перевозит сразу содержание нескольких железнодорожных эшелонов. Но по железной дороге груз из Китая идет через дружественный Казахстан, через дружественную Китаю Россию, через дружественную Республики Беларусь и доходит до Польши.

Путь через казахов, русских и белорусов дороже, но надежнее

Николай Межевич:
Но тут я, чтобы не перескакивать с темы на тему, сделаю такую загадочную улыбку. Назвать Польшу дружественной Китаю несколько сложно. Но наши польские соседи деньги считать умеют и в этом смысле прекрасно понимают, что транзит в Польшу возможен только через Беларусь. В Китае тоже есть эксперты, которые выступают за развитие сухопутных маршрутов и говорят, что путь через казахов, русских и белорусов дороже, но надежнее. Потому что, простите, ни американцы, ни кто-то еще перекрыть его не могут. А любой китайский груз, который проходит Малаккским проливом, Суэцким каналом, Красным морем, оказывается в зоне действия флотов Соединенных Штатов Америки и их союзников. Сегодня они пропустят китайский груз. А сделают завтра? Может, просто не пропустят, а может, просто утопят. При непредсказуемости Соединенных Штатов при Байдене, безусловно, возможен любой сценарий. Зачем это Пекину? Зачем это Москве? Зачем это Минску?

Люди в материале: Николай Межевич
Loading...


Андрей Русакович о создании зоны свободной торговли Индии с ЕАЭС: «Это облегчение доступа товаров на рынки друг друга»



Новости Беларуси. Визит премьер-министра Индии в Беларусь может стать триггером дальнейшего сотрудничества. Об этом заявил глава государства, принимая во Дворце Независимости Чрезвычайного и Полномочного Посла Индии в Беларуси по случаю завершения ее дипломатической миссии в нашей стране, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Индия – один из крупнейших и перспективных партнеров Беларуси в Южной Азии. Это государство – огромный и постоянно растущий рынок. В 2020 году наш взаимный товарооборот перешагнул отметку в полмиллиарда долларов. Уровень взаимодействия высокий, но перспективы гораздо серьезнее.

Александр Лукашенко – послу Индии: думаю, пришло то время, когда нам надо сделать несколько шагов к тесному сотрудничеству

Традиционно, основа нашего экспорта – калийные удобрения. Буквально на днях наша калийная компания подписала очередной контракт на поставку своего товара, причем цена на удобрения возросла до 280 долларов за тонну.

Есть контракт и у БелАЗа. В Индию предприятие поставит 96 карьерных самосвалов. Направление перспективное еще и потому, что в городе Нагпур с 2016 года работает наш сервисный центр. Новые возможности откроются с созданием зоны свободной торговли Индии с ЕАЭС. Вопрос уже прорабатывается.

Посол Индии в Беларуси: в настоящее время две страны продолжают развивать взаимодействие по всем направлениям

Андрей Русакович, заведующий кафедрой факультета международных отношений БГУ:
Безусловно, зона свободной торговли – это первоначальный уровень экономической интеграции, можно так рассматривать, между государствами. Это снижение таможенных пошлин, это облегчение доступа товаров на рынки друг друга, механизм разрешения различного рода торговых споров, что очень важно для индийского бизнеса, и многое другое. То есть это первичный этап экономической интеграции, который также даст новый импульс нашему сотрудничеству.