Как живёт последний сельский дудочник Беларуси

19.03.2019 - 16:40

Рассказываем в программе «Центральный регион» об уникальном мастере по изготовлению дудочек.

Фёдор Владимирович Муравейко живёт в деревне Тычины. Он – последний сельский дудочник Беларуси. Сам родом из Житковичского района, после чернобыльской аварии переехал в Солигорск. С тех пор «приручил» сосны в местном лесу. В руках дедушки они превращаются в дудки. Нехитрому ремеслу его когда-то научил сосед, после чего мастер продолжил сохранять многовековые традиции полесских пастухов.

Фёдор Муравейко, дудочник:
Надо найти сосну хорошенькую, выбрать, чтобы там был у неё стержень. И это надо не позже мая, потому что лес ещё замерзший. Ищешь хорошую соснинку, примерно уже 5-летнюю. Срубишь. И надо искать клещу. Это два дерева сросшиеся, чтобы можно было заложить эту соснинку туда. Закручиваешь, отрезаешь стерженек и начинаешь дудочку делать. Соскабливаешь. Вот это душничок, 6 дырочек – кнопочек таких. Шестая – глухая, а пять открытых.

Каждую весну дедушка делится своим опытом с молодым поколением. Мастер-классы в лесу уже стали традицией. Ученики народного отделения местной школы искусств с удовольствием посещают такие занятия.

Оксана Федюк, заведующая отделением народного творчества Солигорской детской школы искусств:
Регулярно мы пользуемся случаем, что наш мастер, слава Богу, полон сил, творческих сил. Мы хотим, чтобы дети видели это своими глазами и поучаствовали. Мы имеем уникальную возможность прикоснуться к мастерству уникального человека. Поэтому организовываются мастер-классы, чтобы мастерство народной деятельности, народный промысел музыкального инструмента, конечно же, сохранился и у подрастающего поколения.

Больше изготовления дудок, мастер любит только одно – их дарить. После каждого урока готовый экземпляр достаётся кому-нибудь из юных музыкантов. В их числе однажды оказалась и Милослава.

Милослава Майорова, учащаяся отделения народного творчества Солигорской детской школы искусств:
Когда я в первый раз пришла, мы выкручивали дудочку в лесу. И мне стало интересно. Он сказал, что подарит мне дудочку одну. Подарил, и мне уже достаточно привычно на ней играть. Если моя мама берет, ей непривычно на этом инструмента, а мне уже нормально.

Несмотря на то, что дедушке уже почти 80 лет, энергии у него хоть отбавляй. Возраст никак не отражается на качестве игры – в ноты мастер попадает чётко. Ещё бы – инструмент слушает своего мастера безукоризненно.

Такие концерты – не редкость в доме Фёдора Владимировича. Кроме музыкальной части, хозяин удивляет гостей отменным чувством юмора. И куда без сладкого стола во главе с домашним мёдом – прямиком с личной пасеки хозяина. Без дела мастер сидеть не может, совсем скоро погода позволит выйти в лес, и он продолжит творить.

Единственное, о чём дедушка очень жалеет: несмотря на многочисленные экскурсии и мастер-классы, желающих продолжить дело совсем негусто – место преемника до сих пор вакантно.

Люди в материале: Фёдор Муравейко
Loading...


В Пинске наладили первое в Беларуси производство балалаек и домр. Показываем, как делают музыкальные инструменты



Новости Беларуси. До недавнего времени производства балалаек и домр в Беларуси не было, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Остались лишь несколько мастеров-самоучек, и свои шедевры они создавали дома – всегда качественно, но не всегда быстро. Перейти с кустарного производства на полупромышленное поможет новая мастерская.

За тонким процессом изготовления инструментов наблюдал корреспондент Петр Бутрим.

Корпус, сделана заготовка грифа, сделана дека с пружинками, инкрустация.

Осталось не так уж и много: доработать гриф, покрыть корпус несколькими слоями лака да натянуть струны. Эта домра издаст свои первые звуки совсем скоро. На изготовление инструмента ушло не больше месяца. С переездом в новую просторную мастерскую сложный процесс ускорился в несколько раз. Теперь все необходимое для сборки под рукой.

Руслан Макаревич, мастер:
Надо нам сделать, допустим, этот край, чтобы удобно было обрабатывать – делаем его так. Потом можно повернуть на другую сторону и обработать этот край. Поворачиваем сюда. Корпус закреплен – очень удобно работать.

Руслан Макаревич впервые отремонтировал музыкальный инструмент 27 лет назад. Тогда вторую жизнь получила балалайка жены. С тех пор на счету «полесского Страдивари» больше сотни струнных, собранных в домашних условиях.

Учитывая закупку редкого материала, изготовление могло растянуться на год. Тем временем белорусские музыканты балалайки и домры за неимением своего производства все чаще закупали за границей.

Руслан Макаревич: 
Во-первых, когда они закупаются через коммерческие организации, их цена становится гораздо больше. Но качество от этого лучше не становится. Второй аспект: белорусский народ – это талантливый народ. У нас найдутся мастера, которые смогут сделать и скрипки, и гитары, и балалайки, и домры.

Таким образом, за качество звука приходилось платить большие деньги или играть на том, что собрано 30-40 лет назад.

А ведь свои талантливые мастера, готовые оттачивать технологию, в Беларуси были всегда. Надо было всего-то обеспечить их условиями и материалом.

Петр Бутрим, корреспондент: 
Чтобы изготовить хорошего качества домру, необходимы несколько пород деревьев, зачастую из разных концов света. Например, в этом случае использовались бразильский и индийский палисандр, канадский кедр, клен и африканское черное дерево. И все они подобраны по звуку.

Подбор дерева, безусловно, важный этап. Остальное создается в этих стенах. Помещение под мастерскую выделила местная власть. Сейчас здесь работают два опытных мастера. Есть нужные заготовки и, самое главное, заказы на балалайки, домры, лютни и гитары. Дело сдвинулось с мертвой точки.

Николай Ярмольчук, мастер: 
То время, за которое мы делали один корпус – получается, за это же время мы делаем три корпуса.

50-60 инструментов собрать и еще 100 отремонтировать за год – вот амбициозный план этой творческой артели. При таком темпе проблему нехватки инструментов в музыкальных школах страны реально решить всего за несколько лет.

Послушайте звук. Слышите? Это хороший звук.