Как живёт последний сельский дудочник Беларуси

19.03.2019 - 16:40

Рассказываем в программе «Центральный регион» об уникальном мастере по изготовлению дудочек.

Фёдор Владимирович Муравейко живёт в деревне Тычины. Он – последний сельский дудочник Беларуси. Сам родом из Житковичского района, после чернобыльской аварии переехал в Солигорск. С тех пор «приручил» сосны в местном лесу. В руках дедушки они превращаются в дудки. Нехитрому ремеслу его когда-то научил сосед, после чего мастер продолжил сохранять многовековые традиции полесских пастухов.

Фёдор Муравейко, дудочник:
Надо найти сосну хорошенькую, выбрать, чтобы там был у неё стержень. И это надо не позже мая, потому что лес ещё замерзший. Ищешь хорошую соснинку, примерно уже 5-летнюю. Срубишь. И надо искать клещу. Это два дерева сросшиеся, чтобы можно было заложить эту соснинку туда. Закручиваешь, отрезаешь стерженек и начинаешь дудочку делать. Соскабливаешь. Вот это душничок, 6 дырочек – кнопочек таких. Шестая – глухая, а пять открытых.

Каждую весну дедушка делится своим опытом с молодым поколением. Мастер-классы в лесу уже стали традицией. Ученики народного отделения местной школы искусств с удовольствием посещают такие занятия.

Оксана Федюк, заведующая отделением народного творчества Солигорской детской школы искусств:
Регулярно мы пользуемся случаем, что наш мастер, слава Богу, полон сил, творческих сил. Мы хотим, чтобы дети видели это своими глазами и поучаствовали. Мы имеем уникальную возможность прикоснуться к мастерству уникального человека. Поэтому организовываются мастер-классы, чтобы мастерство народной деятельности, народный промысел музыкального инструмента, конечно же, сохранился и у подрастающего поколения.

Больше изготовления дудок, мастер любит только одно – их дарить. После каждого урока готовый экземпляр достаётся кому-нибудь из юных музыкантов. В их числе однажды оказалась и Милослава.

Милослава Майорова, учащаяся отделения народного творчества Солигорской детской школы искусств:
Когда я в первый раз пришла, мы выкручивали дудочку в лесу. И мне стало интересно. Он сказал, что подарит мне дудочку одну. Подарил, и мне уже достаточно привычно на ней играть. Если моя мама берет, ей непривычно на этом инструмента, а мне уже нормально.

Несмотря на то, что дедушке уже почти 80 лет, энергии у него хоть отбавляй. Возраст никак не отражается на качестве игры – в ноты мастер попадает чётко. Ещё бы – инструмент слушает своего мастера безукоризненно.

Такие концерты – не редкость в доме Фёдора Владимировича. Кроме музыкальной части, хозяин удивляет гостей отменным чувством юмора. И куда без сладкого стола во главе с домашним мёдом – прямиком с личной пасеки хозяина. Без дела мастер сидеть не может, совсем скоро погода позволит выйти в лес, и он продолжит творить.

Единственное, о чём дедушка очень жалеет: несмотря на многочисленные экскурсии и мастер-классы, желающих продолжить дело совсем негусто – место преемника до сих пор вакантно.

Люди в материале: Фёдор Муравейко
Новости по теме
 

Возрождение бренда. Пианино «Беларусь» передали в дар музыкальному колледжу в Гродно. И вот как их оценили учащиеся и преподаватели

Новости Беларуси. Инструментальный дебют состоялся в Гродно. Студенты музыкального колледжа получили в подарок пианино белорусского производства, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Их создали на фабрике в Минске, которая сохраняет традиции, заложенные в Борисове. Там ранее работало, пожалуй, самое известное предприятие по выпуску музыкальных инструментов. По поручению Президента производство возродили, и сегодня таланты по всей стране получают вот такие подарки.

Как звучит возрожденный бренд, оценила корреспондент Яна Шипко.

Этот ветеран музыкального фронта родом из 1960-х не спешит хранить молчание. Еще бы, в свое время фортепиано «Беларусь» звучали на весь Союз. А борисовская фабрика выпускала до 10 тысяч инструментов в год. Сегодня уже ретро-фоно пришлось потесниться. Учебный день начался под аккомпанемент десяти новеньких преемников легендарной марки.

Звуки музыки. В Беларуси намерены возобновить производство музыкальных инструментов

Пальцы пианиста порхают по клавишам. Под стать технике и темпу музыканта и яркий звук инструмента. Преподавателю колледжа, лауреату многочисленных международных конкурсов Алексею Петрову не терпелось опробовать новинку.

Алексей Петров, пианист, преподаватель Гродненского государственного музыкального колледжа:
Я думаю, что этот инструмент стал поиском таких технических задач, технологических решений и вобрал в себя все лучшие тенденции, которые сейчас существуют на рынке музыкальных инструментов.

По дизайну оно очень приятное. Тут есть, если вы видите, такой доводчик. Раньше была такая шутка, что хлопнуть крышкой и уйти. Сейчас это невозможно, потому что крышка благодаря доводчику закрывается всегда мягко.

Впрочем, повод раздосадовано хлопать крышкой инструмент даст едва ли. Учащиеся колледжа уже оценили звучание возрожденной легенды на новом уровне. Алиса учится на хоровом отделении. Готовится к экзаменам с таким подарком вдвойне приятно.

Алиса Перешейн, учащаяся Гродненского государственного музыкального колледжа:
Мы очень рады, что у нас появились новые инструменты, приятно заниматься, удобно, другой уровень и комфорт.

Анастасия Пономарева, учащаяся Гродненского государственного музыкального колледжа:
Для музыкантов-пианистов важно, чтобы был инструмент хороший, чтобы было хорошее звучание. И это приятно, когда ты играешь на хорошем инструменте – это эстетическое удовольствие и звуковое удовольствие.

Белорусское фоно вдвое дешевле, например, чешского Петрова, но ничуть не уступает по качеству. Цена одного пианино – больше 9 тысяч рублей. Деньги на покупку из республиканского бюджета.

Алексей Солодухин, директор Гродненского государственного музыкального колледжа:
На этот год нам также выделено 38 тысяч на приобретение. Мы еще думаем, изучаем рынок, что купить, какие инструменты. И, что очень важно, 20 тысяч 800 рублей выделено на ремонт музыкальных инструментов, потому что у нас многие инструменты имеют почтенный срок, но если их качественно отремонтировать, они еще могут послужить.

Импульсом для обновления базы музыкальных инструментов по всей стране в марте 2018 года стала встреча Президента с творческой молодежью. Именно учащийся гродненского колледжа Петр Пашкевич озвучил проблему нехватки дорогостоящих инструментов. Александр Лукашенко поручил возродить производство белорусского фортепиано, но на более высоком уровне.

Обыграть принципиальное решение удалось быстро. Новый инструмент под знакомым брендом делают в Минске. Современное производство совмещает традиции и новейшие технологии. Европейское и китайское оборудование сделано на заказ. Но доверяют ему только склейку корпуса и автоматическое обыгрывание. Всё остальное – кропотливый ручной труд. Операций более тысячи. Добиться идеальной тональности сложного механизма можно только вручную.

Кстати, мастера, работавшие еще на борисовской фабрике, передают опыт молодежи. Цель – увеличить объемы. Пока белорусский музпром переживает ренессанс, в музыкальные школы по всей стране предстоит поставить 1,5 тысячи фортепиано.



Александр Лукашенко: быть у истоков создания Европейских игр – честь для Беларуси

Игорь Марзалюк: «Я сам займаўся самба і дзюдо, таму надзвычай моцна хварэю за самбістаў»

Что пробуют и покупают в Минске гости II Европейских игр?

Татьяна Холодович о золоте на II Европейских играх: «Я официально выполнила олимпийский норматив»

«Мы в восторге от того, как всё организовано». Что говорят гости о II Европейских играх?

24 июня в Минске до 13.30 ряд улиц будет закрыт для движения

Александр Лукашенко поздравил белорусских спортсменов с завоеванием медалей II Европейских игр

Впервые бал выпускников в БГУ объединит белорусских и иностранных студентов