Каждый сантиметр расписан библейскими сюжетами и ликами святых. Показываем уникальный Спасо-Преображенский храм в Полоцке

23.07.2020 - 12:48

Земля кривичей. В самый древний город Беларуси, Полоцк, приезжает много туристов. И дело не столько в историчности, живописности, сколько в святости. Прикосновение к чудотворным мощам Святой Евфросинии Полоцкой сулит исцеление души и тела.

Монахиня Рахиль, насельница Спасо-Евфросиниевского монастыря:
Если святая захочет помочь, поверьте, она может сделать все. И вот до сих пор ее тело сохранилось нетленным. У нее сохранились не только косточки, но и мягкие ткани и кожа. У святой сохранились даже глаза, она как будто бы спит. Ученые, медицина, наука всего мира и никто ничего не сказал, как такое может быть с человеком.

Русскую княжну на эти земли привел сам Ангел Господень, который являлся к ней не единожды. Еще в юности богатая и умная Предислава выбрала неземную жизнь.

Монахиня Рахиль:
Святая берет с собой всего лишь 3 хлеба, собственноручно переписанные книги, одну из сестер и приходит сюда. Здесь она становится игуменьей, тогда ей было примерно всего лишь 24 года. Еще одна святыня нашего монастыря – это вериги Святой Евфросинии, она носила их на своем теле, чтобы все плотское, страстное, греховное уходило, вес их около 8 кг. Они также обладают чудодейственной силой Божьей.  

Так, в XII веке благодаря предприимчивой игуменье появился Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Его жемчужина, да и всей Европы, Спасо-Преображенский храм, где каждый сантиметр расписан библейскими сюжетами и ликами святых в византийском стиле. Такого эксклюзива, кроме Новгорода и Пскова, вы больше нигде не найдете.

Анастасия Макеева, корреспондент:
Храм был построен удивительным образом. Зодчий Иоанн услышал молитвы Евфросинии Полоцкой и буквально за 7 месяцев возвел святыню, не хватало всего лишь плинфы и, благодаря молитвам Преподобной, они появились буквально за ночь. К слову, до сих пор они хранятся здесь над кокошниками храма.

Благодаря труду наших и московских реставраторов, удалось раскрыть 90% уникальных фресок, а это 20 лет кропотливой работы. На древнее искусство смотришь, затаив дыхание, и одухотворяешься. Сочная палитра сохранилась сквозь столетия. Дело в том, что мастера тогда писали натуральными красками по сырой штукатурке.

Монахиня Феврония, насельница Спасо-Евфросиниевского монастыря:
Сразу перед нами фреска Божьей Матери примерно 4 метра высотой, она называется оранта, в переводе она означает «молящаяся». На этих подкупольных столбах мы видим преподобных отцов в полный рост, их 8.

Все сюжеты в динамике и расписаны в мельчайших деталях. Есть здесь послание и от самой покровительницы Евфросинии Полоцкой.

Монахиня Феврония:
Сначала она изобразила свою покровительницу – преподобную Евфросинью Александрийскую и там далее покровительницу ее семьи – мученицу Софию.

Пока перед реставраторами стоит задача – законсервировать высокое искусство. Кипит работа и у стен храма. Археологические раскопки перевернули историю. Оказывается, раньше церковь была намного больше, а службы у расписного фасада велись даже на улице.

Евгений Билей, художник-реставратор:
В XII веке здесь размещались двери, они вели с центрального трансепта в такое помещение, мы считаем, что это были галереи. Они имели живопись. Это какие-то геометрические линии. Сажа, скорее всего, скажет нам про то, что этот кирпич использовался вторично, или его брали из камина, или после пожаров.

На этом месте археологам удалось откопать фирменную печать Евфросинии Полоцкой, плинфу с изображением музыканта и еще 30 тысяч фрагментов от ламинированной росписи в интерьерах. Таких находок в Беларуси еще не было. Возможно, в их честь в Спасо-Евфросиниевском монастыре появится музей.

Алексей Коц, старший преподаватель кафедры истории туризма Полоцкого госуниверситета:
Эти все прилегающие конструкции были разрушены где-то во второй половине XVII и в самом начале XVIII века. Мы сейчас с вами стоим внутри, в храме в XII веке. Это будет все штукатуриться, где-то останутся какие-то отдельные окна-зондажи, которые будут показывать древнюю штукатурку и древнюю кладку.

Возможно, после реставрации туристам повезет лицезреть первоначальную святыню в 3D-модели.

Сохранение наших историко-культурных ценностей – одна из главных задач государства. Только за последние 4 года 633 исторических объектов обрели новую жизнь. Среди них Коссовский дворец, монастырь в Толочине. На очереди Гольшаны и Крево. Но, а Полоцк через 5 лет ожидает 900-летний юбилей, поэтому так важно завершить реставрацию на высоком уровне.

Loading...


Хатняя фабрыка ткацтва і фальклорныя танцы. Этнаэкскурсію ў мінулае праводзяць ў Абухава



Даўно марылі зазірнуць у акенца да продкаў і пабываць у сельскай хатцы, як у «Паўлінцы»?! Адпраўляйцеся ў аграгарадок Абухава. У каларытным музеі гасцей сустракаюць пірагамі і гарбатай.

Ірына Стральчэня, загадчык гаспадаркі абухаўскага Цэнтра культуры, кіраўнік музея «Сялянская хата»:
Гатавалі ежу ў пячы. Якая была ежа. Каб яе зараз паспрабаваць, так гэта ж немагчыма. Такую не зробяць цяпер нідзе: ні ў рэстаране, ні ў кафе. Перад вялікім святам (Сёмуха, Каляды, Вялікдзень) матуля паставіць туды, у печ, каўбаску або кумпячок. Якія пахі ідуць. А мы малыя сядзім на пячы і кніжкі чытаем. 

Тут можна даведацца, як працавала хатняя фабрыка ткацтва – кросны. Зазірнуць у куфар з пасагам і люстэркам, якое памятае лепшыя сукенкі тагачасных модніц. Сагравае кожны экспанат.

Ірына Стральчэня:  
Клалі вугалёчкі.  

Анастасiя Макеева, карэспандэнт:
Які гэта год?

Ірына Стральчэня:
Можа 910, 915 вось так. Гэта передала нам Іра Пятроўна з Абухава, на беларускай мове гэта гучала як «прас».

У маслабойцы з цёплага малака збівалі залацістае масліца. Плялі саламяных павукоў, якія засцерагалі дом. Ткалі ракой ручнікі. Яны суправаджалі нашых прабабуль і прадзядуль ад нараджэння да самай смерці. Імі сустракалі маладых і ўпрыгожвалі чырвоны кут. Кожны захоўвае цяпло рук гаспадынек.

Ірына Стральчэня:
Калі нараджаецца дзіця, тая жанчына, якая будзе яго хрысціць, яна павінна прыйсці ў першы дзень з ручніком. А калі яна ведае, што ўжо будзе хрысціць тое дзіця, яна павінна перадаць ручнічок на роды. Калі жанчыны або дзяўчыны мелі цяжкі лёс, можа дзяўчына замуж доўга не выходзіла, яны сядалі, вышывалі ўзорамі, закладвалі ўсе свае думкі туды, каб усё было добра, каб паправілася іх доля.

Анастасiя Макеева:
Вандроўкі ў мінулае ў Сялянскай хатцы ствараюцца на кожным кроку. Так гэты калодзеж называўся «журавей», дзе кожны мог набраць студзёнай вады.  

На падворку можна зазірнуць нават да бортнікаў. Усе экспанаты родам з Гродзеншчыны. Гэтыя ходнiкi прывезлі з вёскі Старыя Паддубы Шчучынскага раёна. Па іх бегала не адно пакаленне. Але самы сівы рарытэт – кніга тварэнняў Іаана Златавуста ад 1895 года.   

Ірына Стральчэня:  
А вось гэты ложачак быў зроблены для мяне, як нарадзілася я, і яму 58 год. І калі 2 гады назад мая дачка прыязджала, то мы бралі да хаты яго і калыхалі дзіцятка ў ім.  

Пасля этнаэкскурсiі можна ладзiць вячоркi. Народны фальклорны гурт «Жывіца» навучыць танчыць сваё з асалодай. Кадрылi-падыспанi яны збiраюць у экспедыцыях па малой радзіме, каб захаваць для новага пакалення. У народным хіт-парадзе ўжо за 60 танцаў.  

Дзяніс Балабуеў, загадчык Квасоўскага цэнтра культуры і развіцця народнай творчасці:
Танец – гэта неад'емная частка культуры, якую таксама трэба захаваць, менавіта танец бытавы. Тыя танцы, якія танчылі на вячорках, у якім прызнаваліся ў каханні, нават ездзілі ў Маскву выступаць, думалі, чым жа там здзівіць гледача. І без аб'явы, без нічога затанчылі польку. Адразу сказалі: беларусы прыехалі. Польку-шабасоўку, польку дробную, польку-кракавяк, польку-качан таксама танчым. Полек 8 мы ведаем.