«Кто победит дракона, тот получит все бонусы в виде королевской дочери, половины царства»: история краковской батлейки

10.01.2018 - 20:14

Обычай специального воспроизведения рождения Сына Божьего ввел святой Фанциск Ассизский. В XIII веке он первым подготовил традиционные ясли и установил в пещере рядом с животными.

Рядом с младенцем обязательно размещается все святое семейство и волхвы.

Со временем, рядом с яслями появились фигурки и светских персонажей.


Переносные вертепы, так называемые вифлеемки, изначально были очень простыми конструкциями с соломенными крышами. Позже они стали все изысканнее и сложнее. Польские мастера готовили их к конкурсу на самый красивый краковский вертеп.

Елена Бухал, научный сотрудник отдела музейных коммуникаций Национального исторического музея Республики Беларусь:
Во время Первой мировой войны был небольшой упадок. Запрещены были, вообще, в 30-ых годах батлейки. И после Второй мировой войны, в 1946 году в Кракове снова возобновились конкурсы.

Первые батлейки были очень скромными.

Их делали из картона. Они были плоскостными. Но, со временем, эта традиция набирала обороты, все хотели поучаствовать, украсить батлейку, и мы получили вот такие объёмные, настоящие произведения искусства.
Исторический музей города Кракова возобновил конкурс и лучшие экспонаты представлены сейчас в Национальном историческом музее в Минске.

Елена Бухал:
В каждой краковской батлейке, кроме традиционного рождественского набора, есть персонажи, связанные с Краковом. Например, цмок, который жил под замком и похищал раз в год самую красивую девушку.
Наконец, королю Краку это надоело и он объявил конкурс рыцарей: кто победит дракона, тот получит все бонусы в виде королевской дочери, половины царства и всего прочего.

И простой человек, сапожник, догадался, как можно перехитрить дракона.

Дракон, кроме принцесс, любил есть ещё и овец. Поэтому он взял овцу, нашпиговал её серой и подложил дракону. Дракон её съел.

Некоторые батлейки достигают трёх метров в высоту. Они приспособлены для кукольной постановки.
Елена Бухал:
Батлейка демонстрирует все три части этого великого праздника: его сакральную часть, обрядовую и нашу повседневную жизнь. И дарит нам необыкновенную причастность к волшебному и поистине великому событию, которое повторяется каждый год.  

Люди в материале: Елена Бухал
Loading...


При наличии всех материалов может понадобиться несколько недель. Как создаются декоративные снопы



Как создают декоративные снопы, узнали в программе «Центральный регион» на СТВ.

Сноп – это неотъемлемый атрибут «Дожинок». Раньше считалось, что в последних колосьях скрывается дух поля. Чтобы он и на следующий год хранил, приумножал урожай, ему посвящали последний сноп. Связку золотых колосьев издавна было принято красиво наряжать и нести в дом. Сейчас снопы с «Дожинок» хранятся в хозяйствах до следующей жатвы, как напоминание о необходимости возделывать землю со всем старанием и упорством. Впрочем, от простых снопов давно отказались, сейчас их стараются украшать, используя различные народные символы.

9-метровая мельница и необычный сквер для отдыха. Как преобразился агрогородок Синявка к «Дожинкам»

Елена Лебедько, директор Секеричского сельского дома культуры:
Чем богаче этот сноп, тем богаче урожай. Все культуры: овес, пшеница, ячмень – то, что у нас на полях убирается, – все в этом снопе собрано. Но, а верх – это самая кропотливая работа. Аист, символическая наша птица Беларуси, сделан из соломы и сами крылья сделаны из льняной ткани. Почему кропотливая? Отбеливается солома, утюгом выутюживается, где-то прострачивается, плетется.

Символический здесь и цвет лент: голубая лента – небо, золотистая – это золото пшеницы, золото колосьев, зеленая – это трава, земля, солнце и белорусский орнамент. Живые цветы нужны обязательно. Мы спрашиваем у старожилов, как они раньше это делали, и стараемся восстановить это все. Были у нас и повозки, и жнеи ехали с песнями.

В хозяйствах признаются: раньше сноп был настоящим символом урожая, к нему относились бережно и почтительно. Сейчас, с уходом от классического вида, из этого символа урожая мастера делают настоящие маленькие шедевры. Стилизуют, добавляют элементам дополнительный смысл и дают волю фантазии. Создать такой сноп – работа небыстрая. При наличии всех материалов может понадобиться несколько недель. Но о красоте для духа поля в хозяйствах начинают задумываться заранее. Заготавливают колосья, чистят их и красят, чтобы «позолотить» полученное богатство на долгую зиму. Важно также собрать дополнительные элементы: цветы, ленты и украшения. Творчество непростое, но интересное.

Елена Лебедько:
Это чистится каждый колосок от лишней соломы, потом собирается в отдельный пучок. Затем эти пучки собираются в небольшие снопики, а потом эти снопики собираются в такой большой сноп. Первоначальный этап – это заготовка снопами, это не после комбайна, это в поле серпами жали, как когда-то, потому что надо сложить аккуратненько, потом привезли сюда. Это все на каркасе, чтобы устойчиво было, мы же понимали, что он будет ездить в Синявку, из Синявки. Мне пришлось этот железный каркас разобрать, обрезать и опять заново собирать. Может быть, в процессе сборки и разборки пришлось что-то изменить.