«Кто победит дракона, тот получит все бонусы в виде королевской дочери, половины царства»: история краковской батлейки

10.01.2018 - 20:14

Обычай специального воспроизведения рождения Сына Божьего ввел святой Фанциск Ассизский. В XIII веке он первым подготовил традиционные ясли и установил в пещере рядом с животными.

Рядом с младенцем обязательно размещается все святое семейство и волхвы.

Со временем, рядом с яслями появились фигурки и светских персонажей.


Переносные вертепы, так называемые вифлеемки, изначально были очень простыми конструкциями с соломенными крышами. Позже они стали все изысканнее и сложнее. Польские мастера готовили их к конкурсу на самый красивый краковский вертеп.

Елена Бухал, научный сотрудник отдела музейных коммуникаций Национального исторического музея Республики Беларусь:
Во время Первой мировой войны был небольшой упадок. Запрещены были, вообще, в 30-ых годах батлейки. И после Второй мировой войны, в 1946 году в Кракове снова возобновились конкурсы.

Первые батлейки были очень скромными.

Их делали из картона. Они были плоскостными. Но, со временем, эта традиция набирала обороты, все хотели поучаствовать, украсить батлейку, и мы получили вот такие объёмные, настоящие произведения искусства.
Исторический музей города Кракова возобновил конкурс и лучшие экспонаты представлены сейчас в Национальном историческом музее в Минске.

Елена Бухал:
В каждой краковской батлейке, кроме традиционного рождественского набора, есть персонажи, связанные с Краковом. Например, цмок, который жил под замком и похищал раз в год самую красивую девушку.
Наконец, королю Краку это надоело и он объявил конкурс рыцарей: кто победит дракона, тот получит все бонусы в виде королевской дочери, половины царства и всего прочего.

И простой человек, сапожник, догадался, как можно перехитрить дракона.

Дракон, кроме принцесс, любил есть ещё и овец. Поэтому он взял овцу, нашпиговал её серой и подложил дракону. Дракон её съел.

Некоторые батлейки достигают трёх метров в высоту. Они приспособлены для кукольной постановки.
Елена Бухал:
Батлейка демонстрирует все три части этого великого праздника: его сакральную часть, обрядовую и нашу повседневную жизнь. И дарит нам необыкновенную причастность к волшебному и поистине великому событию, которое повторяется каждый год.  

Люди в материале: Елена Бухал
Loading...


Замок, герб и ручник. Утверждён логотип Лиды как культурной столицы Беларуси



Новости Беларуси. Визитная карточка древнего города. Утверждён логотип Лиды как культурной столицы Беларуси, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. 

На нём отражены знаковые объекты и символы практически семивековой истории города. Центральное место занимает знаменитый средневековый замок – один из самых больших на территории нашей страны.

Слева от него расположен герб Лиды, а в нижней части – лента, олицетворяющая ручник с элементами белоузорчатого ткачества, которое входит в список нематериального культурного наследия Беларуси. 

Наталья Левшунова, начальник отдела культуры Лидского райисполкома:
Логотип будет использоваться на всех афишах наших мероприятий, плюс на всей печатной продукции. Это календари, блокноты, ручки. Это вся сувенирная продукция, которую мы планируем в течение года заказывать. Плюс ещё наши ремесленники также планируют этот логотип использовать в изделиях своей ремесленнической продукции. 



Напомним, акция «Культурная столица» в Беларуси проходит вот уже 10 год, чтобы повысить ценность национального наследия страны. Лида приняла эстафету от Пинска.

В конце февраля в городе пройдёт церемония открытия акции. На 2020 год в Лиде запланировано больше 3-х тысяч культурных мероприятий.