Малый бизнес и торговля по правилам в Беларуси: нюансы дорожной карты для предпринимателей

21.02.2016 - 20:16

Новости Беларуси. На неделе много риторики звучало и в отношении малого бизнеса. Конечно, не могли обойти эту тему стороной. Тем более, что стали известны подробности дискуссий в рамках той самой рабочей группы, куда вошли представители госорганов и предпринимательского сообщества.

Сертификатам быть. Обратного пути нет и быть не может. Правила общие для всех членов ЕАЭС. А значит всем придется их выполнять.

Геннадий Свидерский, первый заместитель министра промышленности Республики Беларусь:
Есть регламенты, которые мы признали как общие. И эта работа будет продолжена. Есть система признания сертификатов. То есть, получив сертификат в одной стране, вы можете использовать его, он признается в наших странах ЕАЭС, но в этом направлении тоже есть куда развиваться, что гармонизировать и унифицировать.

Татьяна Валовая, член коллегии по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии:
На национальном уровне, естественно, идет и применительная практика, и исполнение, и так далее. Поэтому, конечно, иногда возникают какие-то озабоченности и чувствительности. Но я думаю, что все это решаемо. За сферу технического регулирования Евразийской экономической комиссии отвечает очень высоко профессиональный человек, причем представитель Беларуси. Трепетно относится к тому, чтобы принимаемые наши решения всегда не наносили ущерба ни простым гражданам, ни бизнесу.

Это не только обязательства каждого члена союза. Это еще и прежде всего преимущество на внешнем контуре.

Елена Семак, кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений БГУ:
Когда формируется интеграционная группировка, которая вырабатывает единые стандарты, основная ее задача состоит в том, чтобы ее бизнес был конкурентоспособен на мировой арене. То есть не наша одна страна выходит, а мы выходим вместе. Естественно, если у нас все стандартизировано и существует общее выполнение условий всех договоренностей, то значит мы надежные, с нами будут разговаривать совсем по-другому.

Беларусь процесс запустила. Не бездумно и категорично, но последовательно. Предпринимателей вначале предупредили, потом еще раз предупредили и, наконец, дали отсрочку. Многие уже работают с сертификатами – это гарант качества и безопасности товара. Цивилизованный документооборот. Хотя, конечно, процесс перестройки и самого бизнеса, и, главное, сознания предпринимателей идет не так легко, как хотелось бы. Тем не менее идет. А это главное.

Александр Гуринович, индивидуальный предприниматель:
Благое начинание, чтобы, конечно, сертификаты были у всех. Нужно, чтобы была сертификация. Все будет хорошо, главное, чтобы государство понимало, относилось к нам с пониманием.

Елена Шалыгина, индивидуальный предприниматель:
Очень много есть постоянных покупателей, которые приходят и хотят найти хороший товар, хорошую обувь. Мы им всегда бесконечно рады.

Самые большие сложности возникли как раз у тех, кто торгует на рынках товарами легкой промышленности. Белорусский легпром предлагает проявить взаимовыгодную гибкость. С предпринимателями обсуждают ассортимент, готовы разработать совместные коллекции для реализации через торговые точки на внутреннем рынке.

Николай Рогожник, заместитель председателя концерна «Беллегпром»:
Если говорить о работе по итогам 2015 года, в адрес индивидуальных предпринимателей отгружено продукции на 20%. То есть темп роста объемов продаж вырос на 120% к уровню 2014 года.

Вопрос перехода на новые правила торговли волнительный для многих. В такого рода бизнесе в стране заняты как минимум 10 тысяч человек. А плюс нанятые ИП сотрудники. Это рабочие места и удобства покупателей.

Отменить общие правила для ЕАЭС не в наших силах, но сделать их применение максимально удобными и практичными пытается рабочая группа при Министерстве экономики. Из 23 членов 20 – представители бизнес-сообщества. Есть и первые совместные решения.

Уже в работе постановление четырех госорганов, которое упростит подтверждение сертификатов. Теперь вместо подлинника или бумажной копии достаточно будет указать его в сопроводительном документе или показать электронный вариант на компьютере, телефоне. В стадии обсуждения вопрос штрафов.

Ирина Костевич, заместитель министра экономики Республики Беларусь:
Есть позиция госорганов. Мы понимаем, что для индивидуальных предпринимателей надо снижать размеры штрафных санкций. Мы как госорганы должны понимать, что у нас есть юридические лица, на которых работают по четыре человека и тоже занимаются торговлей. Поэтому поскольку цель – равные условия, здесь очень внимательно надо подойти к этому вопросу. Однозначно решение никто принимать не будет.

Уже на следующем заседании рабочей группы, а оно состоится 24 февраля, как ожидается, обсудят возможную амнистию для товаров, ввезенных в страну до 1 января 2016 года. Интересует малый бизнес и вопрос малых партий, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Виктор Маргелов, председатель союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства», член рабочей группы по вопросам деятельности индивидуальных предпринимателей:
Когда партии очень маленькие (условно говоря, вот двое маечек, вот трое маечек и двое штанов), это микропартии, и чтобы им выписывать весь пакет документов, он может быть сравним со стоимость этой партии.

У каждой из сторон свой интерес. У государства, которое выступает гарантом социальной и юридической справедливости, экономической стабильности и международной репутации. У потребителей. Они, вполне понятно, хотят дешевле и качественнее купить. У предпринимателей. Их цель – как можно больше заработать при меньших затратах.

Казалось бы, интересы совсем разные, с одной стороны. Но с другой – все мы живем и работаем в одном государстве. А теперь еще и в одном большом интеграционном сообществе. А значит должны и можем находить общие знаменатели для общих интересов. Ведь интересы государства – это интересы каждого человека, а интересы человека – это главная цель для государства.

Loading...


«Мы смотрим на наличие команды и готовность работать». Как стать резидентом технопарка?



Новости Беларуси. 4 ноября Минскому городскому технопарку исполнилось 10 лет. Это общество с ограниченной ответственностью было создано для реализации государственной программы инновационного развития Беларуси. С 2011 года оно получило статус субъекта инновационной инфраструктуры в качестве научно-технологического парка. О том, что уже выполнено, и планах на будущее поговорим в студии программы «Большой город» на СТВ с Владимиром Давидовичем, директором Минского городского технопарка.

Юлия Алексеюк, ведущая:
Есть идеи, есть желание стать резидентом технопарка. Как это сделать? Какие дальнейшие шаги?

Владимир Давидович, директор Минского городского технопарка:
Идеи мало. Технопарк принимает в резиденты уже состоявшиеся предприятия, то есть уже должно быть юрлицо и понимание того, что все в этом мире не бесплатно. Нужно платить даже за минимальную аренду. Есть такая пословица: лекарство должно быть платным. Мы не воспитываем какие-то иждивенческие настроения. Наоборот, это здорово, когда сформировавшееся предприятие с потенциалом роста приходит к нам зацепиться за маленький кусочек площади. Это может быть даже в подвале. Затем, это интересно наблюдать, через год-два они возьмут побольше, потом еще побольше. Они пользуются теми сервисными продуктами, которые мы им предлагаем. Это финансирование через банковский кредит тех предприятий, которые уже доросли до этого. У нас программа с «Беларусбанком», называется «Бизнес-старт инновации». На достаточно мягких условиях даже сейчас можно взять кредит под проект, оборудование или технологическое обеспечение, постепенно возвращать. Некоторые пользуются этим по два-три раза. Всего из 40 с лишним резидентов порядка 20 этой возможностью воспользовались.

Кроме этого, мы стараемся создать достаточно плотный трафик из наших зарубежных партнеров. В основном сейчас это Российская Федерация, «Сколково» просматривает проекты наших резидентов, с кем-то знакомятся поближе, чтобы дать им возможность реализовать свои проекты в регионах Российской Федерации. То же самое мы делаем с Российской торгово-промышленной палатой. У них тоже есть структуры, которые взаимодействуют с такими инфраструктурами, образованиями, как мы, Минский технопарк и в России огромная сеть технопарков. Стараемся вывести наших резидентов и сами выйти на рынки других стран СНГ, например, Казахстана. С Киргизией у нас пока состоялось знакомство, но, думаю, что какие-то проекты совместные, конкурсы тоже будет реализовывать. И, как говорят, в странах дальней дуги недавно познакомились с представителями Малайзии, ОАЭ. Хотя некоторые наши резиденты в Эмиратах и так уже продают продукцию, которую производят. Стараемся сделать мир открытым не только для наших компаний-резидентов, но и вообще всех, кто к нам приходит и с нами знакомится. Это ключевой резерв для роста любого предприятия – делать свою продукцию адаптивной и нужной по всему мировому рынку.

Юлия Алексеюк:
Когда вы выбираете резидентов, кого поддержать, на что делаете упор?

Владимир Давидович:
На готовность начинать свою деятельность или вести уже начатую на определенных площадях буквально сразу. Если они готовы начинать завтра, значит, скорее всего, это наш клиент. Если мы видим, что там начинается обкладывание множеством условий, то надо еще подождать, пока команда созреет. Мы смотрим на наличие команды и готовность работать, не ждать каких-то райских кущ, которые откуда-то придут. Это краеугольный камень любого бизнеса. То есть ты готов быстро стартануть и развиваться. И еще, конечно же, ты имеешь навыки и возможности быстро продавать.

Юлия Алексеюк:
А если навыков не хватает, есть возможность их получить в стартап-школе?

Владимир Давидович:
Что из себя представляет эта школа? Для начинающих предпринимателей, кто еще только хочет попробовать себя в бизнесе, первые шаги, что нужно сделать – это азы с точки зрения учета своих затрат, ресурсов, возможностей. Дальше, так как большинство начинающих предпринимателей находятся в стадии активного поиска ресурсов, денег, то им надо научиться себя презентовать. Себя и свой проект. В первую очередь, себя. Потому что часты случаи, когда носитель проекта вдруг находит очень хорошего партнера, который его переформатирует под совершенно другой проект. Они становятся хорошей командой, развиваются дальше. Поэтому обязательная тематика – это ораторское искусство и навыки построения презентации и ее преподнесения. И какие-то интересные практики и опыт тех предпринимателей, которые прошли начальную стадию, сами ищут проекты, чтобы профинансировать или принять в них участие. Они тоже про себя рассказывают. Такой комби-курс для самых начинающих. Но все равно мы это рассматриваем, как только есть толчок к тому, чтобы тот, кто пришел в стартап-школу, дальше начал искать сам источники и знаний, и ресурсов. Если у нас эта активация состоялась, то, скорее всего, он к нам потом вернется в тот же конкурс со своим проектом или как участник команды. Возможно, мы его отберем, чтобы потом у нас разместить. В любом случае вся активность направлена на подготовку такой «рассады», которую потом высаживаем.

Чем занимается Минский городской технопарк и как организация отметила своё 10-летие? Узнайте здесь.