Марзалюк: «Гимназия, по определению, означает более высокий уровень знаний тех, кто обучается. В любом случае, необходим отбор»

24.05.2019 - 17:04

Систему образования в Беларуси обсуждали в программе «В обстановке мира».

Игорь Луцкий, генеральный директор телеканала СТВ:
Год назад было принято решение о том, чтобы принимать в гимназии без экзаменов. Уже можно сейчас сказать, правильное было решение? Какие хорошие или негативные тенденции породило вот это решение?

Ирина Старовойтова, первый заместитель министра образования Республики Беларусь:
Я только хочу отметить, что этот указ включает в себя комплексное решение данной задачи. Не только исключение экзаменов в гимназию, но и ещё усиление по углублённому изучению учебных дисциплин. Такое право на сегодняшний день, благодаря указу, даётся не только гимназиям, но и школам. По сути, такая система обеспечивает равные условия для всех школьников для получения качественного образования.

Игорь Луцкий:
Не упал уровень тех, кто учится в гимназии, после этого решения?

Ирина Старовойтова:
Давайте мы тогда посмотрим, от чего зависит уровень подготовки в учреждении образования. Он зависит, конечно же, от преподавательского состава.

Игорь Луцкий:
Абсолютно верно.

Ирина Старовойтова:
От учительского состава, который работает в учреждении. Он не поменялся. От их компетенции, умения их работать с детьми. А что касается – насколько разные дети с разной мотивированностью, разной, возможно, ответственностью обучаются в одном классе, то, если ты профессионал, если ты обладаешь технологиями и методиками, то ты сможешь организовать работу на достойном уровне.

Игорь Марзалюк, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
Но гимназия, если это гимназия, она, по определению, означает более высокий уровень знаний тех, кто обучается. В любом случае, необходим отбор. Если это гимназия или гимназический класс, то это отбор для тех, кто мотивирован на высокий результат.

Лидия Ермошина, председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Республики Беларусь:
И дети друг друга тянут. Неудобно быть худшим.

Игорь Марзалюк:
И когда 20 человек с высоким уровнем либо 1 на 20 – это две разные ситуации. И для учителя. Потому что всё равно учитель, когда он приходит в класс, он ориентируется на средний уровень ученика.

Лидия Ермошина:
Среднее нечто.

Ирина Старовойтова:
Что касается отбора более мотивированных, менее мотивированных и так далее, то в мире есть совершенно разные подходы. Есть, действительно, система экзаменов, тестирования. Есть без такого подхода. То есть когда ребята выбирают то направление углублённого изучения, которое приемлемо для них и на котором они будут более успешными.

Нельзя сказать, что отбора нет совсем. Ведь мы с вами знаем, что при поступлении в 10 класс есть определённое требование, если мы выбираем углублённое изучение предмета. Это высокий балл – не менее 7 баллов среднего балла аттестата по данной дисциплине. И это критерий, эффективный критерий для отбора. На сегодняшний день каждое учреждение образования, школа может выбрать то направление, ту дисциплину во взаимодействии с родительским сообществом и по согласованию с учредителем, которое, на их взгляд, необходимо реализовывать в данном учреждении.

То есть вот это право предоставляется школам, а это значит, что школа имеет серьёзный посыл для того, чтобы совершенствовать себя, свои подходы, свои методики, преподавательский состав для работы с детьми.

Игорь Луцкий:
У меня двое детей, две дочери. И они закончили и гимназии, и обычную школу. То есть и поступили в гимназию, и закончили университет, и учатся в университете. И я вам хочу сказать, что у меня нет проблем с образованием – у моих детей. Если есть желание, они учатся. Да, трудно. Да, непросто. Но если есть мотивация, и если эту мотивацию прививают не только в ВУЗе, но и в семье, мне кажется, что тогда образование будет качественным и в радость.

Loading...


Выпускники аграрных классов могут поступать без вступительных испытаний. Что для этого необходимо



Владислав Рассохов, корреспондент:
Изучить устройство такого комбайна теперь можно и после школы, но при определенных условиях.

Поступление в университет – это всегда дело серьезное и волнительное. Все школьные годы молодые люди мечтают перейти этот рубеж. Но те, кто отлично старался до вступительной кампании, могут расслабиться – им помогут.  

Сергей Касперович, начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь:
В этом году перечень льгот несколько расширен. Выпускники профильных аграрных классов при должном уровне успеваемости в школах, при наличии рекомендаций и успешном прохождении собеседования могут поступать на специальности сельскохозяйственного профиля без вступительных испытаний.

Такая система льгот позволяет абитуриентам заранее задуматься о профессии своей мечты. На наиболее экономически востребованные специальности теперь могут вне конкурса пройти не только будущие аграрии, но и солдаты-срочники.  

Карина Гаркуша, ответственный секретарь приемной комиссии Белорусского государственного аграрного технического университета:
Особенностью нынешней вступительной кампании является то, что у нас на льготных условиях поступают выпускники аграрных классов. Договор должен быть оформлен на целевую подготовку и тогда человек допускается к проведению собеседования, и если успешно проходит, то он зачисляется в наш университет без вступительных испытаний.

Отметки по профильным предметам в аттестате у таких ребят должны быть не ниже 7 баллов. В прошлом учебном году в 10-11 классах аграрной направленности по всей стране обучалось 2476 человек. Кто эти молодые специалисты?  

Кирилл Безына:  
На повышенном уровне мы изучали такие предметы, как химия и биология, следовательно, нас учили, как правильно вести сельское хозяйство, всяким фишкам, как сделать поле более плодородным. Также нам показывали всякие химические процессы, как удобрять поля, чтобы опять же была высокая плодородность.

Пока кто-то играл в футбол и смотрел кино, они посещали факультативы «Введение в аграрные профессии». За это, естественно, должен быть бонус. Поэтому университет становится следующей ступенькой в их карьере.

Алексей Иванов, заместитель декана агромеханического факультета Белорусского государственного аграрного технического университета:
В агроклассы, как правило, ребята идут уже ориентированные на сельское хозяйство. Это ребята из аграрного сектора, из деревень. Ребята, которые с детства знают, что такое работать в поле. Им интересен процесс развития сельского хозяйства, новые образцы техники. У нас они могут утолить полностью вот эту потребность.

От новейших сеялок до самых распространенных комбайнов «Гомсельмаш» – ребята будут учиться не только по методичкам. С устройством аграрного комплекса или его машин они познакомятся уже в первые недели обучения. Новые знания они смогут применить в разработке дипломных инноваций, а позже в хозяйствах у себя на родине. 

Сергей Касперович:
Никому не интересно, если молодой человек или девушка попадает на специальность, где хватает баллов, но специальность, которая не подходит по особенностям мышления, по тем желаниям, которые есть у молодого человека. И, таким образом, основная цель здесь эффективная профориентация, помощь в выборе специальностей и, соответственно, это на пользу и молодым людям, и, конечно, экономике.

Совсем скоро эти ребята станут первокурсниками. Это будет их первая победа и начало новой страницы.