«Мастеров в Беларуси, которые делают скрипки, около пяти»: их хотят объединить и найти им учеников

26.09.2018 - 11:49

Какие музыкальные инструменты могут создаваться в Беларуси, мы спросили у гостей программы «Утро. Студия хорошего настроения».

Фортепьяно «Беларусь». Гитара и цимбалы «Борисовдрев»: сегодня музыкальные инструменты «made in Belarus» сохраняются лишь как артефакты воспоминания о советском прошлом.

Но с этим категорически не согласны гости программы. Они считают, что белорусы могут создавать прекрасные музыкальные инструменты.

Уникальную скрипку создал белорусский мастер: послушайте, как звучит

Александр Сурба, мастер музыкальных инструментов, декан факультета традиционной белорусской культуры и современного искусства БГУКИ, кандидат искусствоведения:
Справедливости ради стоит отметить, что мастеров в Беларуси, которые делают скрипки, около пяти.

Часть из них делают инструменты экстра-класса, высочайшего уровня, достаточно дорогие.

Но поставлена задача организовать их в некое единое производство, хотя бы базу, на которой они бы делали инструменты. И их инструменты пополняли бы запасы музыкальных школ, других музыкальных заведений. Поэтому – это важно – их объединить и, возможно, найти учеников, заинтересованных людей, которые могли бы учиться, перенимать опыт. Возможно, кто-то из них стал бы самостоятельным мастером впоследствии.

Какую роль может сыграть в этом вопросе государство?

Александр Сурба:
Самое главное для мастера – это не заниматься самыми болезненными для него вопросами, это сбытом. Фактически, это маркетинг. Поэтому, если будет такая программа по распределению инструментов, которые делают мастера, по учебным заведениям, чтобы избавить их от мучительной волокиты, то мастера будут с большим удовольствием работать. И я постараюсь всячески поспособствовать этому процессу. По поводу детских скрипок: я разговаривал с родителями детей, которые отдают детей в музыкальные школы, они стараются, всё-таки, приобрести хороший инструмент.

Какую скрипку выбрать для учёбы в музыкальной школе?

Люди в материале: Александр Сурба, Анна Миркас
Loading...


В Пинске наладили первое в Беларуси производство балалаек и домр. Показываем, как делают музыкальные инструменты



Новости Беларуси. До недавнего времени производства балалаек и домр в Беларуси не было, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Остались лишь несколько мастеров-самоучек, и свои шедевры они создавали дома – всегда качественно, но не всегда быстро. Перейти с кустарного производства на полупромышленное поможет новая мастерская.

За тонким процессом изготовления инструментов наблюдал корреспондент Петр Бутрим.

Корпус, сделана заготовка грифа, сделана дека с пружинками, инкрустация.

Осталось не так уж и много: доработать гриф, покрыть корпус несколькими слоями лака да натянуть струны. Эта домра издаст свои первые звуки совсем скоро. На изготовление инструмента ушло не больше месяца. С переездом в новую просторную мастерскую сложный процесс ускорился в несколько раз. Теперь все необходимое для сборки под рукой.

Руслан Макаревич, мастер:
Надо нам сделать, допустим, этот край, чтобы удобно было обрабатывать – делаем его так. Потом можно повернуть на другую сторону и обработать этот край. Поворачиваем сюда. Корпус закреплен – очень удобно работать.

Руслан Макаревич впервые отремонтировал музыкальный инструмент 27 лет назад. Тогда вторую жизнь получила балалайка жены. С тех пор на счету «полесского Страдивари» больше сотни струнных, собранных в домашних условиях.

Учитывая закупку редкого материала, изготовление могло растянуться на год. Тем временем белорусские музыканты балалайки и домры за неимением своего производства все чаще закупали за границей.

Руслан Макаревич: 
Во-первых, когда они закупаются через коммерческие организации, их цена становится гораздо больше. Но качество от этого лучше не становится. Второй аспект: белорусский народ – это талантливый народ. У нас найдутся мастера, которые смогут сделать и скрипки, и гитары, и балалайки, и домры.

Таким образом, за качество звука приходилось платить большие деньги или играть на том, что собрано 30-40 лет назад.

А ведь свои талантливые мастера, готовые оттачивать технологию, в Беларуси были всегда. Надо было всего-то обеспечить их условиями и материалом.

Петр Бутрим, корреспондент: 
Чтобы изготовить хорошего качества домру, необходимы несколько пород деревьев, зачастую из разных концов света. Например, в этом случае использовались бразильский и индийский палисандр, канадский кедр, клен и африканское черное дерево. И все они подобраны по звуку.

Подбор дерева, безусловно, важный этап. Остальное создается в этих стенах. Помещение под мастерскую выделила местная власть. Сейчас здесь работают два опытных мастера. Есть нужные заготовки и, самое главное, заказы на балалайки, домры, лютни и гитары. Дело сдвинулось с мертвой точки.

Николай Ярмольчук, мастер: 
То время, за которое мы делали один корпус – получается, за это же время мы делаем три корпуса.

50-60 инструментов собрать и еще 100 отремонтировать за год – вот амбициозный план этой творческой артели. При таком темпе проблему нехватки инструментов в музыкальных школах страны реально решить всего за несколько лет.

Послушайте звук. Слышите? Это хороший звук.