«Многим не нравится, но это наша жизнь. Так и есть». Показываем фотографии женщин из белорусских деревень

07.10.2019 - 12:12

В столице открылась выставка с национальным колоритом «Белорусские красавицы». Автор искренних и душевных фотографий запечатлел портреты женщин из глубинки абсолютно разных возрастов и типажей.

Юлия Самусенко, корреспондент:
На выставке представлены 50 работ фотохудожника и фотожурналиста Альфреда Микуса. Экспозиция посвящена роли женщины в традиционной белорусской культуре.

Чтобы поймать эти счастливые улыбки людей, далеких от городской суеты, фотограф исколесил немало деревень, проехал не одну сотню километров. И все не напрасно! За каждым снимком стоит своя история.

Альфред Микус, фотограф, фотожурналист:
Я ей просто говорю: «Посидите, отдохните и не обращайте на меня внимания». Вот и получился такой душевный кадр с такими валенками. Многим не нравится, но это наша жизнь. Так и есть.

Его работы поражают своей непосредственностью и душевностью. Снимки практически без ретуши, признается мужчина. Естественность – вот залог успешных кадров. Соприкосновение женщины с древними белорусскими традициями и обрядами, то, что пленяет Альфреда Микуса. Именно эти ритуалы в исполнении разных представительниц прекрасного пола автор запечатлел на фото и показал на выставке.

Лариса Раковская, шеф-редактор женского журнала:
В каждом периоде смены поры года есть свои обряды. Например, осень – это урожай и участники этих обрядов, как правило, – это женщины. Это связь женщины, природы и истории древности, какой-то мистики и красоты. Это все в себе воплощает женщина.

Екатерина Сабадаш, младший научный сотрудник экспозиционного отдела Национального исторического музея Республики Беларусь:
Для того, чтобы разбавить экспозицию, чтобы представить более натуралистический вид, мы решили добавить в экспозицию традиционную белорусскую одежду, которую мы можем видеть на фотографиях из фондов Национального исторического музея. Эта одежда воплощает не только материально-традиционную культуру белорусов, но и обладает определенной символикой.

На протяжении нескольких лет Альфред Микус усердно исследовал неизведанные деревушки Беларуси и непременно находил своих героев. За это время в багаже фотографа накопилось изрядное количество уникальных снимков.

Альфред Микус:
Снимали, в основном, народные обряды, которые не постановочные и не театральные. Здесь изображены реальные люди, которые живут в этих деревнях и реально проводят данные обряды.

Я нахожу красоту в женщинах любого возраста. У них есть внутренняя красота, есть душа, доброта и открытость.

Автор демонстрирует на реальных примерах, что наши национальные ритуалы все еще живы, по-прежнему притягивают и завораживают.

Loading...


Он снимал Ленина, Есенина и Ахматову. Как сын кассира из Минска стал кремлёвским фотографом



Анастасия Макеева, корреспондент:
Его не увлекали ни пейзажи, ни репортажи, но неизъяснимыми чарами манили лица людей. О фотографе, который нам оставил больше, чем портреты.

В его галерее элита Серебряного века и советской эпохи. Осколки драм, печали и радости. Код личности Моисею Наппельбауму удавалось расшифровать в каждом. Своих учителей он нашел в Эрмитаже. Использовал один источник света, делал акцент на глазах и руках. Отвергал искусственные позы и слащавые аксессуары.

Екатерина Алексеева, научный сотрудник Национального исторического музея Республики Беларусь:
Портрет Есенина. Он пришел в фотостудию к Наппельбауму в плохом настроении, не захотел снимать шубу и фотограф решил, что вот это и надо запечатлеть.

Максим Голубчиков, фотограф:
Удалось передать характер людей, которых он снимал. На Буденного смотришь и эти усы хочется разглядывать.

Гений родился в Минске в 1896 году. Район Уборки. Бедная многодетная семья. Отец – кассир коробочного сбора. До 14 лет Моисей Наппельбаум научился лишь писать и читать. Затем была практика у известного фотографа Викентия Баретти, но неожиданно молодой и талантливый отправляется в путешествие по Российской империи и Америке.

После чего открывает в Минске на главной Захарьевской улице сначала одно ателье, затем второе и третье! С дорогими фирменными бланками и арендой 1.000 рублей в год.

Александр Величко, историк:
В угловом здании на перекрестке Захарьевской и Петропавловской улиц был дом известного минского кондитера Франца Венгржецкого. На третьем этаже было его ателье. Здесь он проработал с 1908 до самого отъезда в Петербург в 1912 году.

На него уже работал стиль. Он снимал для ведущего журнала «Солнце России». Но как еврей из черты оседлости без образования смог прорваться в столицу империи?! У историка Александра Величко на этот счет своя версия.

Александр Величко:
Скорее всего, он был по молодости вовлечен в революционную деятельность. Эта же организация помогла ему устроиться и в Петербурге. Шикарное ателье на Невском проспекте, чем не лучше явочная квартира, как ателье.

Анастасия Макеева:
Вот тот самый легендарный фотоаппарат, на который в 1918 году Моисей Соломонович уловил пытливый ум вождя пролетариата.

Моисей Соломонович писал, что жутко волновался в тот пасмурный январский день. Но в глазах Ленина он увидел луч света. Портрет стал первым и самым узнаваемым. А Наппельбаум стал своим в Кремле.

В объектив к нему попали руководители нового государства, академики и актеры. К слову, с литературной богемой познакомили дочери-поэтессы.

По понедельникам в фотостудии читали стихи Ахматова, Блок, Гумилев и другие. В глубине портретов можно прочувствовать каждого героя эпохи.

Игорь Духан, теоретик искусства, архитектор, дизайнер:
На фоне такого очень активного развития фотографии, на фоне монтажа, коллажной стратегии фотографии вдруг возникает такой совершенно классический художник, в фотографиях которого очень много от классического и романтического живописного портрета.

Максим Голубчиков:
Второго такого фотографа в Союзе принципе нет, который всех самых главных людей снял, как их будут теперь всегда воспринимать потомки.