Московские музейщики её ненавидели, а художники – души не чаяли. Как Аладова добывала уникальные экспонаты

28.08.2020 - 15:14

Как Елена Аладова добывала уникальные экспонаты, рассказали в документальном проекте «Тайны Беларуси».

Капризные коллекционеры для музейщиков привычное дело. Чтобы заполучить заветную картину, Аладовой приходилось идти на разные ухищрения. Но кто не рискует, тот не пьет шампанское.

«Одна из тех, кто не мог ни жить, ни есть, ничего, пока не добудет эту вещь». Какие известные картины появились в Минске благодаря Елене Аладовой

Константин Федоришкин, сотрудник Национального художественного музея Беларуси (1970-1990 г.):
Я был в командировке. Она говорит: «Там коллекционер, вы только не говорите, что вы без машины – не отдаст этюд Левитана». Он спрашивает: «Где машина?». Я говорю: «Да вот там, за железной дорогой стоит, я не могу подъехать». Он вышел, посмотрел. Я присел, чтобы он не увидел. Как электричка приехала, я быстренько, там этюд был небольшой, подмышку и побежал.

Слава бежала впереди Аладовой. К концу 60-х имя директора минского музея гремело на весь Союз. Ее уважали, ее боялись, про нее слогали легенды. Однажды в реставрационной мастерской Русского музея Елена Аладова увидела портрет императрицы Екатерины кисти Рокотова, и у директора закралась авантюрная идея.

Из воспоминаний Елены Аладовой:
Думаю, не уступят ли они нам? Заведующий научной частью музея разрешил забрать портрет и приказал подписать. А я как сердцем чуяла – медлить нельзя! Срочно упаковала – и на поезд. Тем временем приказ был отменен. Ну, а с дороги полотно возвращать не стали.

Этот случай подкрепил и без того грозную репутацию музейной звезды. Имя Аладовой наводило ужас – она опасный конкурент, который положит все на алтарь искусства.

У неё был нюх на шедевры, и он никогда не подводил. Как Аладова определяла уникальность работ

Константин Федоришкин:
Боялись московские музейщики, что приедет Аладова и все заберет.

Борис Крепак, заслуженный деятель искусств Беларуси:
В Министерстве культуры ее не только уважали, но даже завидовали, что она все может утащить в Беларусь с наших частных коллекций, которые, по идее, должны быть в Третьяковской галерее, в Русском музее. А она тащит все в Минск. Поэтому Минск потом в конце концов стал третьим музеем после Третьяковской галереи и Русского музея.

Случались у Аладовой и проколы. Московские музеи порой буквально из-под носа уводили нужные полотна. Так белорусская столица лишилась знаменитой «Партизанской Мадонны» Савицкого. В 1967-м ее показали на выставке союзного значения, а по ее окончанию признали шедевром и отправил в залы Третьяковки.

«Я в уголке увидел мусор и опознал свою работу». Как Леонид Щемелёв стал знаменитым благодаря Елене Аладовой

Надежда Высоцкая, искусствовед, сотрудник Национального художественного музея Беларуси (1964-2006 г.):
Как она переживала, что Савицкого «Партизанская Мадонна» ушла в Москву! Она не спала, не ела, приходила и сидит: «Миша, ну как так?!». Он с юмором: «Какую раму пришлете – в такую я вам и сделаю Мадонну». И она эту огромную раму к нему в мастерскую, и появилась «Минская Мадонна».

Кто владеет информацией, тот владеет миром. Эту прописную истину Елена Аладова усвоила с детства. В погоне за шедеврами она развернула настоящую агентурную сеть. На нее работали лучшие искусствоведы и коллекционеры всего Союза.

«Мы спали на банкетках и суп варили во дворе». Как готовились к выставкам при Елене Аладовой в Национальном художественном музее

Константин Федоришкин:
У нее большой круг был агентов, которые поставляли ей сведения. У нее там все было повязано, все сведения стекались к ней.

Иначе было нельзя. На кону стояло все – честь, имидж, репутация страны. Чтобы задобрить осведомителей, Аладова приезжала на встречи не с дамской сумкой, а брала авоськи с деликатесами.

Вальмен Аладов, сын Елены Аладовой:
Это была фирменная вещь – знаменитые кумпяки, брусничное варенье с грушами. Она возила это своим подопечным.

Фирменные блюда были не прочь отведать чиновники всех рангов. Рассказываем о кулинарном таланте Елены Аладовой

Иван Миско, скульптор, народный художник Беларуси:
Она с базара привозила телячью ножку, заворачивали пленкой, и я с этой ножкой ездил в Москву. Надо было как-то задабривать.

В 50-х Аладовы снова поменяют прописку. Шикарные апартаменты на Купалы, 17 помнят многое и многих. Именно здесь глава семейства писал знаменитые на весь Союз произведения.

Нинель Аладова, невестка Елены Аладовой:
За этим же столом работал и сочинял свою музыку Николай Ильич, накрывшись так с головой пиджаком, вокруг бегали дети и взрослые мешали. Он совершенно не возражал, не имея даже никогда своего рабочего кабинета.

Loading...


Композиция по мультфильму «Простоквашино» и светящаяся аллея. Показываем необычные соломенные скульптуры



Какие необычные соломенные скульптуры появились в Клецком районе, показали в программе «Центральный регион» на СТВ.

Конечно, не одними снопами богаты. Чтобы украсить праздник «Дожинок», в хозяйствах готовят необычные соломенные скульптуры. Каждая из них с оригинальной идеей и изюминкой. И если раньше композиции строили в основном из тюков, ставя их друг на друга и дополняя декоративными элементами, то сейчас творчество идет далеко вперед.

9-метровая мельница и необычный сквер для отдыха. Как преобразился агрогородок Синявка к «Дожинкам»

Активно используются и металлические каркасы, и дополнения из дерева, и даже пленка, в которую заворачивают солому для лучшей сохранности, становится оригинальным творческим решением.

В Клецком районе скульптуры стали настоящим украшением дороги к празднику, зарядив гостей на хорошее настроение еще «с порога».

Конечно, скульптуры делаются не просто так. На самом празднике проводится конкурс на лучшую соломенную композицию. В этом году победителем стала инсталляция с аистами. Хлеборобы в один голос признались, что белокрылые птицы не оставляли их на протяжении всей жатвы: поле всегда было под присмотром птиц. Поэтому такая скульптура как никогда актуальна.

Впрочем, были и другие интересные композиции. Например, по мультфильму «Простоквашино». Внимание уделили мельчайшим деталям: даже велосипед почтальону Печкину достали, чтобы злым не был и праздник не испортил.

А в сельхозпредприятии «Красная звезда» и вовсе сделали необычную «Звездную аллею». И символично, и красиво. Тем более, что над созданием скульптуры трудились всем коллективом.

Инна Зенчик, заместитель директора организации по идеологической работе сельхозпредприятия «Племенной завод Красная звезда»:
Композицию такого масштаба можно создать не с одной версии. Здесь соединено пять версий специалистов, которые воплотились в одну идею, о которой мы рассказали своему руководителю, он одобрил и сказал, что у нас обязательно все получится. Все специалисты, которые внесли лепту своих версий, непосредственно принимали участие в организации вот этой замечательной аллеи. Почему мы ее так назвали? Потому что такую аллею можно создать только в жаркую пору года, когда вот именно идет уборочная пора. Все наше предприятие – это одна цепочка, которая складывается из нескольких звеньев, у нас очень много звеньев. У нас главный директор, главные специалисты: животноводы, повара, все-все – для них создана эта аллея, потому что в жаркую пору года непосредственно каждый принимал участие. Механизаторы, хлеборобы были на полях, агрономы тоже – руководили механизаторами, водителями. Были также задействованы повара, которые готовили для комбайнеров, водителей. Специалисты были заняты каждый своим делом. Поэтому мы считаем, что наш КСУП «Племенной завод Красная звезда» достоин этой «Звездной аллеи», которая складывается из наших звеньев. Мы именно для всех работников нашей организации создали такую «Звездную аллею».

Каждый занимался именно тем, что он предложил. Например, у нас не получилась бы без прораба, который создавал вот эти каркасы, которые мы обкручивали соломой вручную. Ничего бы не получилось без всех остальных. Девочки, которые были ответственны за создание вот этой фотозоны, это наша молодежь – отдел кадров и инженер по технике безопасности. Главный экономист тоже внесла свою лепту и решила внести такое предложение, что наша аллея должна обязательно освещаться ночью. Мы это воплотили, и она у нас ночью светится. Каждый у нас свою версию внес – и у нас все получилось.

Подходя к такому вопросу, чем мы будем обматывать вот эти ворота, столбы, которые светятся, там внутри накопители света, сзади они накапливают и ночью они светятся. А солома – это самая элитная культура нашей пшеницы, которую вырастили непосредственно наши селекционеры и агрономы.

Конечно, такую композицию невозможно было оставить без внимания. Вот и гостям она очень приглянулась. Технические «плюшки» сделали скульптуру необычной. И даже на этапе ее создания были первые желающие сделать необычное фото.

Инна Зенчик:
Когда мы создавали эту композицию, было очень интересно, машины останавливались. Когда мы ее возводили, нас фотографировали и отправляли в СМИ. Очень было приятно, что людям уже она нравилась, даже была не закончена наша идея, но потом все было очень даже замечательно. Здесь находилось очень много людей, фотографировались как поздним вечером, так и утром. Когда проезжали по этой дороге, никогда не было свободного места, всегда кто-то здесь находился и все были довольны нашим трудом.

К слову, эти «Дожинки» для «Красной звезды» и вовсе стали своеобразным мастер-классом. Именно в этом хозяйстве праздник пройдет в следующем году. Преемственность поколений здесь история семейная.