«Может быть, наши дети придумают, чтобы и на комбайнах работали роботы». Рассказываем о сельском хозяйстве Беларуси

22.07.2020 - 13:07

Беларусь – аграрный край. Только за последние полгода наша сельскохозяйственная продукция экспортируется в 98 стран, а значит, ценят наше качество и вкус. Сегодня мы отправимся в передовые хозяйства и узнаем формулу успеха.

15-ый уборочный сезон идет, как по накатанной. Мощная техника и родное хозяйство заряжают работников на результат.

Александр Сукало, комбайнёр:
Один раз было – больше 3 тысяч собрал. Если любишь свою работу, то и легче справляешься со всем этим.

Кто-то скажет: Несвижскому району подфартило – удачное месторасположение. Но без таких передовиков даже самая плодородная земля – ничто. Благодаря им, несвижское хозяйство сегодня в лидерах. 118 экипажей, 20 из которых династии, трудятся на благо страны. Сеют ячмень, пшеницу, овес, кукурузу, и, конечно, рапс. Для качественных сбалансированных кормов здесь есть все.

Василий Холопица, руководитель хозяйства ОАО «Несвижские островки»:
Самое главное – вовремя защитить зерно и накормить его именно азотными удобрениями. По урожайности, озимые ячменя, которые в этом году – 90 центнеров. Практически небывалый урожай.

Продукция «Фалько-Агро», что в Дзержинском районе, сегодня идет на экспорт в почти 60 стран. Молоко класса «экстра» отечественные производители сметают для детского питания. А все начинается с телят. У Людмилы Уминской 60 маленьких голов и 3-хразовое питание. В перерывах между дойками обрабатывает соски марганцовкой.

Людмила Уминская, телятница, оператор машинного доения филиал «Фалько-Агро» ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский»:
Даже, когда идешь на выходные, переживаешь за них, как за детей. В первый час жизни мы выпаиваем молозивом. Самое главное – выпоить его стоя, только не лежа. Это первое молоко от мамы. Может и слабенький теленочек родиться, и его надо выпаивать в течение 2-3 суток.

Только за прошлый год надой молока на коров в «Фалько-Агро» составил почти 10,5 тонн. Это один из лучших показателей в стране. Технология отточена до мелочей. А ферма «Вязанка» приводит в восторг все делегации. И дело не в электронном досье на каждого рогатого.

Сергей Мисковец, начальник цеха животноводства филиал «Фалько-Агро» ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский»:
У нас применяется здесь технология пусто-занято. Вот теленок у нас здесь содержится месячного возраста. Рядом – клетка, подготовленная для следующих телят. Она убрана, подстелена, продезинфицирована. За месяц здесь, в среднем, получаем 120-150 голов телят. Коллектив «Вязанки» настроен на победу!

Но славится «Вязанка» не только рекордами. Благодаря передовым немецким технологиям, ферма получила статус «эко».

Александр Камзолов, заместитель начальника МТК «Вязанка» филиал «Фалько-Агро» ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский»:
Мы находимся на БРУ-установке – это сепарация навоза, где происходит нагревание, дезинфекция и высушивание навоза. Дальше – это все сепарированный навоз, который мы называем фракция, идет на подстил лежки, стойла. Коровки отдыхают, лежат, им нравится.

XXI век переводит сельское хозяйство на цифровое обеспечение. Жизнь ферм сегодня в режиме онлайн. Каждый новый трактор идет с GPS-навигацией, чтобы контролировать работников и экономить топливо. Электронный датчик на плуге, например, позволит узнать глубину целины. Таких разработок немало. Вплоть до электронных книг полей.

Василий Сысоев, первый заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Миноблисполкома:
Мы должны работать так, чтобы специалист, придя на ферму, на экране личного смартфона мог видеть, что корова сегодня требует осеменения. Мы нацелены получать не меньше 7 тысяч литров молока в год.

Сегодня в аграрном деле 7,6 процента белорусов, а потребность в продуктах растет. Чтобы не снизить объемы производства и максимально использовать каждый гектар пашни, нужна умная техника. Роботов планируют внедрять даже на прополке. Они позволят в мгновение отсеять сорняки. А система технического зрения поможет сортировать и фасовать яблоки. 40 снимков в секунду – и сорт определен. Это реальная экономия человеческого ресурса.

Юрий Салапура, ученый секретарь РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства»:
Что касается перспективы – мы уже передали на освоение в производство транспортно-логистическую систему грузоподъемностью в 25 тонн, которая имеет возможность использовать сменные адаптеры. Нами разрабатывался адаптер для внесения органических удобрений, большая грузоподъемность, высокая производительность. Этот адаптер будет осваиваться сейчас в ОАО «Вороновская сельхозтехника».

Василий Холопица:
Тракторы мощные, сеялки комбинированные. И один человек может сделать то, что раньше делало человек 8-10. Может быть, наши дети придумают, чтобы и на комбайнах работали роботы. Но всякая машина должна контролироваться человеком.

Сегодня произвести мало, нужно упаковать и дать ассортимент. В Мядельском районе, например, начали производить эко-муку. В каждом регионе есть перспективные культуры. А глобальное потепление умножает урожай.

173 сорта картофеля, 51 из которых – отечественной селекции. Сейчас ученые работают над сортами с цветной мякотью, богатой антиоксидантами.

Елена Медведева, младший сотрудник отдела селекции РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству»:
Такие сорта, как Скарб, Манифест, Бриз, Янка, Уладар, Вектор входят в десятку самых популярных сортов и занимают 79 процентов площадей. За последние 5 лет в нашем центре было создано 10 сортов. Имеют хорошую внешнюю форму.

Сегодня основные векторы географии экспорта – страны СНГ, Азии, Персидского залива, Африки и Европейского союза. Только в прошлом году у нас появилось 11 новых рынков сбыта: в Афганистан начала поставляться молочная сыворотка, в Анголу – солод, в Албанию – картофель.

Урожайность зерновых выросла с 19 ц/га в 2000 году до 30 в 2019 году. А молочка с 4 млн. тонн в 2000году до 7 в 2019 году. Все это – результат кропотливой работы ученых, техников, агрономов и преданных своей Родине людей!

Loading...


Почему в белорусских супермаркетах так немного картофеля, выращенного в Беларуси? Мнение директора Толочинского завода



Новости Беларуси. Гость программы «В людях» Анатолий Анюховский, директор Толочинского консервного завода поделился мнением, почему в белорусских супермаркетах так мало белорусского картофеля.

Вадим Щеглов, ведущий:
Вы сказали о том, что вы первые в стране по картофелю.

Анатолий Анюховский, директор Толочинского консервного завода:
Где-то так, мы статистику не проводили.

Вадим Щеглов:
Одни из лидеров в картофелеводстве. Но когда заходишь в супермаркеты, очень нечасто увидишь белорусский картофель. Есть египетский, украинский. Сейчас фермерские хозяйства стали подтягиваться. А в чем проблема? Где наш белорусский картофель?

Анатолий Анюховский:
Я смотрю на все это. Это первые ласточки капитализма. У них отсутствует чувство государственности. Стараемся работать с торговыми сетями, пытаться, что-то не получается – уходим в экспорт. Сегодня мы практически сохранили и позиции в картофелеводстве, и устойчивость, потому что основной доход нашего предприятия – это производство и реализация картофеля в продовольствии.

Вадим Щеглов:
Сколько из выращенного картофеля в процентах вы оставляете внутри страны, и сколько идет на экспорт?

Анатолий Анюховский:
С товарного картофеля процентов 95 идет по разным источникам на экспорт. Внутренняя потребность картофеля незначительная. Внутренняя потребность картофеля возрастет, когда мы запустим цех по производству картофеля фри. Этот полуфабрикат будет более спросный.

Вадим Щеглов:
И вы будете меньше зависеть от внешнего рынка, потому что вдруг будет урожай в России или Украине.

Анатолий Анюховский:
Мы лавируем. У нас уже будет переработка на крахмал и картофель фри. И будет семенное. Мы под Академией наук, мы имеем оригинальные семена.

И вот сейчас мы целый завод построили, идут пусконаладочные работы по производству картофеля фри. Если картофелеводы знают, мы ввозим 4,5-5 тысяч картофеля фри с той же Польши, Прибалтики.

Вадим Щеглов:
Вы хотите заместить?

Анатолий Анюховский:
Да, это одно из направлений развития картофелеводства, потому что в том виде, в котором оно сегодня есть, это не имеет права на существование. Представьте себе, что сегодня в Европе, в Америке на каждую душу населения приходится до 50 килограмм субпродуктов из картофеля, переработанного картофеля.

Вадим Щеглов:
Это потребляет столько.

Анатолий Анюховский:
У нас только два потребления. Мы отстаем абсолютно. Это одно из направлений, которое произошло и на нашем заводе. Мы увидели направление, тему. МакДональдсы завозят, KFC завозят.

Вадим Щеглов:
В общем, бульбаши – не бульбаши.

Анатолий Анюховский:
Мы это исправим. Дайте нам немножко времени. Сейчас уже идут пусконаладочные.

«Когда выходишь в огород, смотришь, как деревья цветут, яблони...» Почему белорусский менеджер называет квартиру клеткой? Читайте здесь.