«Мужчина строит юрту, а женщина раскрашивает». Какие обычаи существуют в самобытной Монголии?

05.01.2021 - 11:51

Новости Беларуси. Юрта полностью воссоздает быт самобытной Монголии, сообщили в программе «Центральный регион» на СТВ. Гостям даже разрешают нарушить строгий обычай и перейти на мужскую половину юрты. Монголы, как перекати-поле, никогда не знают, надолго ли осели на одном месте. И после переезда собирается такая юрта заново в считанные часы. Так что жилище легкое, но красочное.

Мужчина строит юрту, женщина ее раскрашивает. Она очень яркая внутри. Почему? Потому что в степи, где живут монголы, красок нет. Когда весна, все цветет, тогда красиво. А когда лето, все выжигается, поэтому каждая семья стремится раскрасить изнутри свою юрту, чтобы глаза радовались, было красиво и неповторимо. Основа – это яркие красные либо оранжевые цвета, в честь солнца, все остальное – как у семьи рука ляжет.

На самом видном месте в юрте – подарки. Ходить в гости с пустыми руками в Монголии не принято.

У монголов не принято ходить в гости без подарка. Заходя в гости по любому поводу, ты должен подарить подарок. Основным подарком является платочек. Называется хадак. Данный хадак дарится по любому поводу: новоселье, День рождения, свадьба. Как я сказал, без подарка монголы в гости не ходят.  

Дарят и национальные головные уборы.

Это женский праздничный головной убор, который надевается, когда приглашают на свадьбу в качестве гостей.

А вот Новый год монголы празднуют дважды. Символически 31 декабря и в своих традициях – по лунному календарю отмечают приход весны.

Заглянуть на огонек можно и к североамериканским индейцам. Типи – традиционное жилище индейских племен. Его часто путают с вигвамом. Здесь можно раскурить трубку мира и увидеть тот самый томагавк войны, а еще примерить роуч, традиционный головной убор из перьев.  

Яна Шипко, корреспондент:
Если индейцев переполняла радость или печаль, а поделиться было не с кем, то они направлялись вот в такую аллею духов. Кстати, ветер – самая подходящая погода, потому что считалось, если ленточки шевелились, то духи с вами общаются.

Мы же поговорить с духами идем к шаману. Найти его юрту можно по звуку магического бубна.

Яна Шипко:
Сейчас по шаманским традициям будем призывать добрых духов и торопить новый год, чтобы он был лучше, чем предыдущий.

Ездит на хаски и носит большие рога. Кто такой якутский Дед Мороз Чысхаан? Подробности здесь.  

Люди в материале: Яна Шипко
Loading...


История белорусской государственности за 7 минут. Рассказывает Игорь Марзалюк



Новости Беларуси. 26 лет независимости Беларуси. Для истории срок небольшой, но, если смотреть в прошлое, становится очевидно: все предыдущие поколения белорусов стремились к суверенитету и дорожили этим понятием как высшей ценностью, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

О сложном пути страны рассуждает депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси Игорь Маразлюк.

БЕЛАРУСКАЯ ДЗЯРЖАЎНАСЦЬ І БЕЛАРУСКІ ЛАД ЖЫЦЦЯ: АД ВЫТОКАЎ ДА РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ

Ігар Марзалюк, старшыня Пастаяннай камісіі па адукацыі, культуры і навуцы Палаты прадстаўнікоў Нацыянальнага сходу Беларусі:
Этапы станаўлення і развіцця беларускай дзяржаўнасці. Пытанне аб характары паходжання беларускай дзяржаўнасці застаецца дыскусійным у гістарычнай навуцы. Часам навукоўцы займаюць дыяметральна процілеглыя пазіцыі ў поглядах на падзеі, асоб айчыннай гісторыі і сучаснасці. Вядомы айчынны даследчык гэтага пытання М. С. Сташкевіч сфармуліраваў асноўныя праблемныя пытанні, па якіх найчасцей узнікаюць спрэчкі.  

Больш простая задача тычыцца вызначэння перыядызацыі станаўлення дзяржаўнасці на беларускіх землях.  

Першы этап трэба вызначыць як дадзяржаўны. Гэта час прыкладна з V да пачатку IX стагоддзя, калі на беларускіх землях ішоў актыўны працэс утварэння племянных саюзаў.  

Другі этап традыцыйна называюць старажытнарускім. Першая вядомая дата айчыннай дзяржаўнасці – 862 год, калі жыхары Полацка прынялі ўдзел у закліканні варагаў на кіраванне Руссю.  

Падрабязней тут.