Музыкотерапия. Как она влияет на здоровье и эмоциональное состояние

03.03.2021 - 12:33

Многие, наверняка, слышали о пользе классической музыки на организм. Существует такое понятие как «музыкотерапия». Это лечение и профилактика с помощью звуков. Она влияет на эмоциональное состояние, позволяет расслабиться и уйти от рутинных проблем.  

Мария Бондаренко, соорганизатор проекта музыкальной терапии:  
Например, если стоит задача взбодриться, войти в креативное состояние и т.д., то лучше выбирать мажорную музыку, более активную, с более быстрым темпом, с более широким диапазоном частот. А если же стоит задача, наоборот, отдохнуть, выключиться из текущего бешеного ритма жизни и прийти в состояние релакса и умиротворения, то, конечно, совершенно другой класс музыки – это уже релаксирующая, более медленная с меньшим диапазоном частот, с меньшими перепадами громкости.  

Считается, что среди всех жанров музыки, классика наиболее полезна, она стимулирует работу мозга. Лечебный эффект дает сочетание академической музыки и звукотерапевтических инструментов, которые используются в медитациях.

Мария Бондаренко:  
Звукотерапевтические инструменты такие, как шум дождя, шум океана, колокольчики Коши, поющие тибетские чаши – это все звучит непрерывно, нет аплодисментов, нет акцента на музыкантах. Вся программа проходит при выключенном свете, при свечах.  

Проект о музыкотерапии соединил в себе два подхода: классическую музыку и звуки природы. Так можно услышать симфонии Баха и шум океана.  

А в специализированных учреждениях для детей с проблемами речи такие методики наиболее эффективны: дети начинают петь раньше, чем говорить. Тот случай, когда звуки действительно лечат.  

Ольга Филистович, музыкальный терапевт, директор Центра анализа поведения:  
В первую очередь к нам обращаются детки, у которых проблемы с эмоциональной саморегуляцией: гиперактивные детки, которые не умеют естественным образом с помощью речи выражать свои желания, свои мысли. Поэтому музыкальная терапия – один из наилучших методов, таким образом, ребенка невербального вывести на речевую деятельность.  

Стык музыки, медицины и психологии. Дети с задержкой речевого развития, с аутизмом, с синдромом дефицита и гиперактивности – они очень восприимчивы к музыке. Это то, что вызывает интерес у ребенка, помогает выйти с ним на контакт и сконцентрировать его внимание.  

Ольга Филистович:  
Это довольно такой интересный процесс, когда мы через музыку начинаем с ребенком интуитивно чувствовать друг друга, передавать друг другу сигналы и понимать друг друга.  

Игра на музыкальных инструментах, пение и совместное прослушивание. Еще вчера неумевший говорить ребенок, уже сегодня произнесет первое слово «мама». Ритм – это начало любой музыкальной терапии. Подобно биению сердца, это сердце музыки.

Ольга Филистович:  
Очень часто мы с ребенком, ребенок напротив меня, мы садимся, и я просто начинаю играть. Когда он начинает взаимодействовать, мы включаем различного рода ритмы, а потом я начинаю петь, и главное, что я начинаю петь – повторяю звуки, которые есть у ребенка.  

Loading...


«Мы смогли разработать тончайшие методы диагностики». Вот как в Беларуси поддерживают детей с аутизмом



Проблема аутизма как никогда актуальна. Только в Беларуси более двух тысяч людей страдают от такого недуга. Расстройство психики проявляется с первых месяцев жизни и с каждым годом набирает обороты.  

Наталия Громова, научный сотрудник РНПЦ психического здоровья:  
Есть диагноз аутизм, а есть расстройство аутистического спектра. Это более широкое понятие, включает в себя различные нарушения, которые могут быть связаны с отсутствием речи.  

Невозможно выделить главные симптомы аутизма. У каждого малыша заболевание может проявляться самым различным образом. Важно понимать одно: любые реакции ребенка, которые кажутся родителям странными, должны привести к врачу.  

Наталия Громова:  
Обязательно нужна консультация педиатра, невролога и психиатра. Это необходимо, чтобы разобраться в нарушениях, которые имеются у ребенка.  

Информирование – верный друг в борьбе с недугом. Для родителей детей с нарушениями психиатрической сферы РПНЦ психического здоровья разрабатывает программу, под названием «Школа родительских компетенций».  

Наталия Громова:  
Программа будет включать три блока. Как нам видится, самых важных. Мы будем начинать с того, что родителям объяснять, что такое семья, что такое семейная система, как влияет отношение взрослых людей на то, каким растет ребенок. Вторым блоком в этой программе будет выступать замечательная часть, которая будет объяснять, что такое психиатрические нарушения, какая у них симптоматика, какие клинические проявления, как правильно вести себя при том или ином нарушении. Третий блок будет включать самый важный вопрос для любого родителя: что в этой ситуации делать.  

Ранняя диагностика и правильно подобранный курс реабилитации дают свои плоды. В Беларуси осуществляется весь комплекс мер по лечению и социальной адаптации аутичных детей.  

Наталия Громова:  
Разработаны как медицинские методы лечения (психотерапевтические), так и психокоррекционные мероприятия.  

Татьяна Докукина, заместитель директора по научной работе РНПЦ психического здоровья:  
Мы смогли разработать тончайшие методы диагностики, которые относятся к генетике, нейрофизиологии, и разработать методы лечения, это транскраниальная магнитная стимуляция, транскраниальная микрополяризация, биоакустическая синхронизация.  Ее часто называют БАК. По всем этим методикам утверждены инструкции по применению. То есть метод утвержден Министерством здравоохранения.  

В нашей стране для детей с аутизмом создаются специальные образовательные маршруты. У ребят есть возможность получить профессию. Но, конечно, для того, чтобы люди с особенностями развития могли быть социально адаптированы, важна не только поддержка госструктур, но и понимание близких.  

Наталия Громова:  
Любой человек, столкнувшись с проблемой, испытывает стресс. Первая стадия стресса – это отрицание. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Важно на данном этапе принятие болезни ребенка, только тогда возможна конструктивная беседа, лечение, помощь ребенку.  

Татьяна Докукина:  
Одни медики не справятся без помощи родителей. Главный аспект работы – партнерские отношения с родителями, с семьей ребенка. Только в таком тандеме можно достигнуть успеха. Приятно видеть полноценные семьи, где и папа, и мама уделяют ребенку внимание. Мы можем их наблюдать в динамике, корректировать лечение. Как правило, такие ситуации приносят положительный эффект.  

Аутизм не приговор. Современные подходы к лечению и поддержка окружающих способны существенно изменить качество жизни особенных деток.