Посуду и рюкзаки из травы делают в Мостах

13.06.2019 - 11:22

Ольга Войтович знает в лицо каждую травинку. Из осоки и рогоза, как из нитей, она сплетает корзины и вазы. Старинную традицию открыла для себя совершенно случайно. На фестивале ремесел познакомилась с витебской мастерицей Людмилой Горовой и стала учиться травоплетению онлайн.

Ольга Войтович, мастер по плетению из травы:
Трава подходит различная: и болотная, и озёрная, и речная. Её надо заготавливать, сушить, ращепляется лоза и делается лента. Вместо нити я использую лозовую ленту.

На самом деле, посуду из сена раньше делали по всей Беларуси. В огромных жбанах вмещалось несколько мешков зерна. В натуральной среде продукты хранились идеально. А сегодня, когда экология и хендмейд в центре внимания, зелёное искусство переживает второе рождение.

Светлана Кондратенкова сменила столицу на Мостовщину и с головой ушла в травоплетение.

Светлана Кондратенкова, местный житель:
Меня заинтересовал именно мой дом, потому что я его делаю самобытным, с белорусским колоритом, сразу мне хотелось наплести себе ящиков, корзинок, подносиков, чтобы можно было удивить своих гостей.

Галина Злыденко, местный житель:
У меня такая трещина была, я просто обвязала вазочку, туда поставила цветы и очень хорошо смотрится.

Ольга Войтович:
Эти витки могут лежать по-разному: по спирали, закруглённо, могут прямо. Это всё зависит от того, как мы прокалываем иголку.

За эксклюзивом к Ольге Войтович приходит всё больше мостовчан. Научить она готова каждого. Главное сильные руки, желание и, конечно, идеи. Запах сена, малой родины, определённо, вдохновит.

Учёные доказали, что запах свежескошенной травы успокаивает головную боль, так что такие зелёные предметы в доме будут полезны вдвойне.

Жанна Новик, директор Мостовского районного центра ремесел:
Мы хотим создать коллекцию изделий, которые могут использоваться не только в быту, но и, вообще, в повседневной жизни. Спиральное плетение можно совмещать с кожей, с деревом. Это рюкзаки, сумки, девичьи и молодёжные. На это обращают внимание иностранцы.

Ольга Войтович:
Однажды к нам пришёл фотограф, приобрёл две больших корзины из травы именно для фотосессии, чтобы деток фотографировать. Мы душу вкладываем и очень нравится это.

В планах сплести украшения с нотками лаванды. Неравнодушно к травяным шедеврам и новое поколение. А, значит, у старого ремесла есть все шансы стать новым белорусским брендом.

Loading...


Кирпичи делали на оборудовании из Франции, а мозаику – мастера из Швеции. Показываем костёл в Субботниках



Шляхетны род Умястоўскіх пакінуў светлы след на Іўеўскай зямлі. Яшчэ ў часы ВКЛ і РП яны займалі высокія пасады. У Суботніках  пра сям'ю Уладзіслава і Яніны памятае гэты цагляны шэдэўр. Неагатычны касцёл узвялі  стагоддзе таму.

Іосіф Авiжа, прыхаджанін касцёла:
Везли Матерь Божью Остробрамскую из Вильно и в Субботниках лошади остановились на этом месте и тут построили костёл.

 

 

Тое легенда. А гэта дакладны факт. У дзень вяселля графу было 48, а  жонцы 22.  Доўга не маглі дачакацца дзяцей і, каб сняць праклён, вырашылі пабудаваць святыню ў гонар свайго цёзкi – Святога Уладзіслава Венгерскага.

Іосіф Авiжа:
Кирпич изготавливали недалеко тут есть деревня Добровляны, но машины были выписаны из Марселя, из Франции. И на этих машинах изготавливали красный кирпич, его называли марселькой. Костёл строили – до 600 парафиан выходили каждый день строить. Строился он до 1904 года. Внезапно умер Умястовский в 1909 году, а костел освятили в 1908 году.

Гэтая лесвіца і плітка памятаюць сваіх  высакародных гаспадароў. Касцёл ніколі не зачыняўся. У савецкі час постаць Святога Уладзіслава щ 10 кілаграмаў з чыстага срэбра зафарбавалі лакам і завесілі пунсовым палатном, каб адвесці вочы марадзёраў.

Збераглі, як і гэты ўнікальны арган канца XIX стагоддзя!

Ксёндз Аляксандр, пробашч парафіі Святога Уладзіслава ў Суботніках:
Cохранились аутентичные настоящие меха. Вот мы видим эту бэльку, которую люди в своё время, когда там молились в костёле, то здесь кто-то вот так качал воздух, чтобы орган мог работать.   

Обратим внимание на изображение Крестовой дороги, начало ХХ века, примерно 1908 год.

Также здесь есть красивая лавка, которая помнит ещё Умястовских. Она с 1884 года, сделана из дуба. Посмотрите, как она выполирована коленями, тут удобно сидеть, молиться, слушать имшу.

Суботнiцкi касцёл плыве, нібы карабель. Грацыя і пластыка  захопліваюць. Пануе ўтульнасць і адчуваецца жаночая рука. Дызайнам займалася Яніна ўжо пасля смерці мужа. Разны алтар быў зроблены ў Вільні ў майстэрні святога Войцеха. А на кованых люстрах гарэлі свечкі.

Ёсць у храме свая святыня – абраз Маці Божай Ласкавай  або Суботнiцкай сярэдзіны XVII стагоддзя.

За супакой душы і выратаванне ад хвароб прыхаджане здаўна прыносілі воты ў выглядзе сэрцаў і рук.

Ксёндз Аляксандр:
Также можем видеть в нашем костёле баптистерию, она с 1913 года сохранилась. Мрамор. Это герб Умястовских , герб графа.

Умястоўскіх  мясцовыя любілі і паважалі. Граф быў выпускніком Царскасельскага ліцэя, служыў у гарадзенскім гусарскім палку. Ведаў шмат моў  і падарожнічаў па Еўропе. Быў знаёмы з Аляксандрам  Дзюма і польскай тэатральнай элітай. Разам з жонкай яны займаліся дабрачыннасцю і былі шчодрымі.

Іосіф Авiжа:
Он умер в 1909 году в Вильно, в своей резиденции, и когда его везли, это был январь, морозы до 30 градусов. Всюду по дороге звонили колокола и люди стояли на коленях вснегу, когда его кортеж на санях везли в Субботники

Ад радавой пахавальні ў касцёле – захоплівае дух. Тут спачываюць душы трох пакаленняў Умястоўскіх. Дзяды, бацькі і іх сын Уладзіслаў.

Пустуе ў крыпце толькі месца для Яніны. Перад вайной, у 1939 годзе яна з'ехала ў Рым. Але запрасіць у касцёл лепшых майстроў паспела.  .

Ксёндз Аляксандр:
Вот видим девиз графа: сломаться, но не встать на колени. Этот потолок сделан из венецианской мозаики – этот небосвод, эти звездочки. Ни один кусочек этой мозаики не изменился, он был уложен в своё время мастерами из Швеции. Вот это герб Умястовского, а это герб Янины.